Наркомат авиационной промышленности - Министерство авиационной промышленности СССР.
10 ноября 1917 года по указанию В.И.Ленина при Военно-революционном комитете образовано Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания, приступившие к подбору и учёту авиационных кадров и организации сбора, учёта и охраны авиационного имущества, оставшегося от старого режима. Бюро комиссаров было первым революционным органом строительства советского воздушного флота и авиационной промышленности. 20 декабря 1917 года была создана Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики. Коллегия объединяла все отрасли авиации и воздухоплавания, осуществляла руководство авиационными предприятиями. Приказом Наркомвоена No.385 от 24 мая 1918 г. по указанию В.И.Ленина учреждается Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот), которое руководит военными воздушными силами страны и ремонтными авиационными предприятиями. По данным учёта, в сентябре 1918-го в авиаотрядах Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ) числилось 266 исправных и 59 неисправных аэропланов. Кроме того, на центральных складах и в авиапарках находилось 169 исправных машин. Таким образом, без учета авиазаводов и летных школ Красный Воздушный флот располагал 435 боеготовыми самолетами. 1 декабря 1918 года В.И.Ленин поддерживает инициативу Н.Е.Жуковского и его ученика А.Н.Туполева о создании Центрального аэрогидродинамического института – знаменитого впоследствии ЦАГИ, возглавившего в стране авиационную науку.
На завершающем этапе гражданской войны действующие заводы русской военной промышленности были выделены советским правительством в особую производственную группу, подчиненную Главному Управлению Военной промышленности (ГУВП) Всероссийского Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР. В состав ГУВП входили: Промвоенсовет, Центральное управление артиллерийских заводов и Главное управление объединенных авиационных заводов (Главкоавиа). По состоянию на 1 января 1921 г. ГУВП ВСНХ подчинялись 62 предприятия, на которых работало около 130 тыс. человек. Постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. вся военная, в том числе авиационная, промышленность была передана в общесоюзное ведение.
До 1939 года государственное управление авиапромом отличалось частой передачей отрасли из одного ведомства в другое и реформированием структуры. Всё производство авиационной техники было сосредоточено в ОКБ, где разрабатывались и выпускались опытные образцы самолётов. Серийного производства самолётов практически не было, за исключением самолётов производимых по иностранным лицензиям (в том числе, DC-3 "Дакота"). В 1930 году отрасль содержала заводы: Авиастроительные – 7, Моторостроительные – 4, Ремонтные – 6, Подсобные – 5, Опытные – 3. В разные годы авиационной отраслью руководили следующие государственные структуры: 1925 - 1930 Государственный трест авиационной промышленности — Авиатрест Главного управления металлургической промышленности ВСНХ. 1930 - 1934 Всесоюзное объединение авиационной промышленности (ВОА) ВСНХ. 1934 - 1936 Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) Наркомтяжпрома. 1936 - 1939 Первое Главное управление (самолётное) Наркомата оборонной промышленности.
НАРКОМЫ И МИНИСТРЫ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР
КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич (1888-1941) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1939 - 1940 г.г. ШАХУРИН Алексей Иванович (1904-1975) - Нарком авиационной промышленности СССР в 1940 - 1946 г.г. ХРУНИЧЕВ Михаил Васильевич (1901-1961) - Нарком (Министр) авиационной промышленности СССР в 1946 - 1953 г.г. ДЕМЕНТЬЕВ Пётр Васильевич (1907-1977) - Министр авиационной промышленности СССР в 1953 - 1977 г.г. - Председатель Госкомитета СМ СССР по авиационной технике в 1957 - 1965 г.г. КАЗАКОВ Василий Александрович (1916-1981) - Министр авиационной промышленности СССР в 1977 - 1981 г.г. СИЛАЕВ Иван Степанович (1930- ) - Министр авиационной промышленности СССР в 1981 - 1985 г.г. СЫСЦОВ Аполлон Сергеевич (1929-2005) - Министр авиационной промышленности СССР в 1985 - 1991 г.г.