Первые мортиры
К мортирам по отношению длины ствола к калибру можно отнести бомбарды — одни из первых артиллерийских орудий, применявшихся при осаде и обороне крепостей в XIV—XVI вв. Однако бомбарды обычно стреляли прямой наводкой по стенам.
Термин «мортира» проник в Россию при Петре I, когда артиллерийские орудия разделили на длинноствольные (пушки), средние (гаубицы) и короткоствольные (мортиры). В начале своего развития мортира предназначалась для обстрела целей, недоступных для настильного огня — живой силы противника, укрытой в траншеях или за стенами крепостей; разрушения зданий и укреплений при осадах. Древние пушки обычно использовали железные ядра, потому что металлургия того периода не могла произвести тонкостенные снаряды, которые могли бы выдержать выстрел из орудия не ломаясь. Ядра мортиры могли быть снаряжены взрывчаткой, так как скорость ядра, а значит, и перегрузки при выстреле были меньше. Промежуточным вариантом была гаубица. Древние мортиры иногда достигали огромного размера и транспортировались в специальных отдельных телегах, с которых они выгружались на землю для перехода из походного положения в боевое.
Попытки повышения мобильности
Впервые мортиры были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 г. в армии Северных штатов. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 г. на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 г. при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.
В конце XIX века
В Германии в конце XIX века решили организовать подвижные отделения осадных парков, преобразованных потом в корпусную артиллерию. В эти подвижные отделения были назначены четыре 21-см мортиры и шесть 15-см гаубиц, переделанных из бронзовых 12-фунтовых пушек приёмом вставления в них стальной трубы (такой способ переделки бронзовых и частью чугунных орудий довольно широко применялся всюду для модернизации орудий). Эти орудия мало удовлетворяли требованиям маневренности, но, во всяком случае, могли быть сравнительно скоро доставлены на участок фронта, где в них встречалась надобность. По такому же пути как и в других отношениях вслед за Германией пошла и Австрия. При большом весе снаряда (выражение бомба (граната) обычно используется по отношению к снаряду мортиры) и малом весе ствола (15 — 20 снарядов) скорость отката последнего получалась очень большой, вследствие чего и откат системы получался большой. Всякие препятствия откату системы вызывали сильные прыжки, уклонения в сторону, почему восстановление первоначального положения орудия требовало много времени.
В начале XX века
В начале XX века конструкция мортир практически совпадала с конструкцией других артиллерийских орудий того времени, отличаясь лишь длиной и калибром. Например, 305 мм мортира «Шкода» образца 1911 года имела массу снаряда 384 кг. Первая мировая война 6-дюймовые полевые мортиры Круппа использовались российской армией в Первой мировой войне и также Гражданской войне. 6-дюймовые полевые мортиры принимали, несмотря на небольшую их дальнобойность (менее 4 000 м), участие в Русско-японской войне. В числе претензий не только к 6-дюймовой полевой мортире, а полевой мортире вообще, всегда выставлялись: малая скорострельность, трудность снабжения их боеприпасами вследствие большого их веса и быстрая утомляемость по этой же причине орудийного расчёта.
Во время Первой мировой войны появились мортиры-миномёты, сочетавшие преимущества мортир и миномётов.
В XX веке функции мортир по разрушению особо прочных фортификационных сооружений перешли к гаубицам, которые обладали несколько меньшим максимальным углом возвышения и более длинным стволом. Однако некоторые из орудий этого периода по-прежнему классифицировались как мортиры, например состоявшая на вооружении Красной Армии в Великую Отечественную войну 280-мм мортира обр. 1939 г. или самодвижущаяся немецкая 600-мм мортира «Карлгерэт». В качестве орудия непосредственной поддержки пехоты навесным огнём мортиры ещё в начале XX века были вытеснены миномётами.
Во Второй мировой войне
В германской армии идея мобильной мортиры не была забыта, хотя мортиры с коротким стволом значительно уступали дальнобойности пушек и гаубиц. После сталинградской битвы Гитлер распорядился разработать самоходные мортиры для осадных действий. Помимо известной самоходной мортиры «Карл» (1941) появились самоходные мортиры типа «Штурмтигр» (380 мм). Но проблема низкой скорострельности осталась, и по мнению многих историков, эти образцы «чудо-оружия» были пустой тратой ресурсов: результат можно было достигнуть бомбёжкой. (Впрочем, у Германии было мало крупных бомбардировщиков).
Современное положение
После окончания Второй мировой войны мортиры окончательно вышли из употребления. В современных армиях функции мортиры выполняют гаубица и миномёт.