Родился Александр Александрович Морозов 29 октября 1904 года в
городе Бежица Брянского уезда Орловской губернии в семье рабочих. В 1914
семья переехала в Харьков и отец А. А.Морозова, Александр Дмитриевич,
поступает работать на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ).
Трудовую деятельность Александр Александрович начал 2 марта 1919
года переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с
мая 1923 года уже работает в качестве чертежника-конструктора. В ноябре
1926 Александр Александрович призывается на службу в Красную Армию.
Службу проходил в Киеве, в двадцатой авиационной эскадрилье
красноармейцем.
В 1928 году, после демобилизации, возвращается на завод, и с 18
октября 1928 начинает работу в танко-вой конструкторской группе под
руководством первого руководителя этой группы И.Н. Алексенко.
В это время Морозов принимает активное участие в
разработке танков Т-12 и Т-24. В течение 2-х лет, без отрыва от
основной работы, он в Московском заочном механическом институте им.
Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. В 1933 году
Александр Александрович поступает на учебу в сектор боевой подготовки
Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчивает курсы командиров танка
БТ.
Эта небольшая военная подготовка оказала большое влияние на его взгляды как конструктора боевых машин.
Т-34
29 июля 1936 года Александр Александрович становится начальником
сектора нового проектирования В этой должности произошла его встреча с
Михаилом Ильичом Кошкиным, который в 1937 году был назначен главным
конструктором танкового КБ ХПЗ. Хорошо разбиравшийся в людях Михаил
Ильич довольно быстро заметил Морозова и сделал его своим заместителем.
В это время по заданию Автобронетанкового Управления РККА
разворачиваются работы по созданию нового колесно-гусеничного
маневренного танка А-20. Анализ конструкции танка А-20 показал, что он
незначительно, по основным ТТХ, превосходит танк БТ-7М, и в КБ, в
инициативном порядке, параллельно ведется разработка принципиально
нового гусеничного танка А-32. В результате целенаправленной доработки
опытного образца А-32 в КБ был создан новый танк Т-34, который в
дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой
Отечественной войны, и в последствии был признан лучшим танком Второй
Мировой войны.
Главный конструктор
С октября 1940, после смерти М.И.Кошкина, должность Главного
Конструктора КБ занял Александр Александрович Морозов. В тот момент ему
было только 36 лет. С началом Великой Отечественной войны КБ вместе с
заводом эвакуируется в город Нижний Тагил, где организовывается танковое
производство.
В октябре 1941 года А.А.Морозов был назначен Главным
Конструктором Уральского танкового завода. В 1943 году за исключительные
заслуги перед государством в деле организации производства,
конструирования и усовершенствования танков Морозову присвоено звание
«Герой Социалистического Труда».
Настоятельное требование военных об увеличении огневой мощи танка
и напряженный труд конструкторов КБ привел к созданию танка Т-34-85,
способного на равных сражаться с новыми германскими тяжелыми танками. 22
января 1945 года Александру Александровичу за разработку и непрерывное
совершенствование танка Т-34 Постановлением Совета Народных Комиссаров
СССР было присвоено воинское звание генерал-майора инженерно-танковой
службы.
В конце войны в КБ, под руководством А.А.Морозова, создается
средний танк Т-44, а уже после войны – танк Т-54. За участие в создании
каждого из этих танков ему присуждаются Государственные Премии.
13 ноября 1951 года Александр Александрович приказом Министра
переводится в Харьков, на свой родной завод, и сразу включается в работу
по созданию нового, еще более совершенного танка. И уже в октябре 1963
года был создан танк Т-64, на десятилетия опередивший танкостроение
всего мира. Танк Т-64 стал базовой машиной, на основе которой были
созданы танки Т-72, Т-80 и др.
Последние годы
Несмотря на свою колоссальную загруженность на работе, Александр
Александрович всегда вел активную общественную деятельность: не единожды
избирался членом райкомов и обкомов партии, в 1976 году был избран
делегатом XXV съезда КПСС. К любой работе, самой незначительной,
Александр Александрович тщательно готовился. Столь же серьезно он
относился и к общению с сотрудниками, всегда внимательно выслушивал и по
мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не
терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных
формулировок.
В 60-е годы А. А. Морозов раскрывается не только как выдающийся
конструктор, но и как ученый. Он проводит глубокий анализ направлений в
проектировании танков, и основываясь на богатейшем производственном
опыте и накопленном техническом материале, пишет научную работу. Высшая
аттестационная комиссия, высоко оценив ее, присваивает ему ученую
степень доктора технических наук решением от 5 мая 1972 года.
В 1974 году Указом Президиума Верховного Совета
СССР, за выдающиеся заслуги в деле развития отечественного танкостроения
и в связи с 70-летием А.А.Морозова наградили Орденом Ленина и второй
Золотой Медалью Героя Социалистического Труда.
С 4 июня 1976 года Александр Александрович по состоянию
здоровья покидает пост Главного Конструктора и Начальника КБ. Но его
связь с КБ не прекращается, он еще долго является консультантом КБ и
членом Научно-Технического Совета Министерства, плоть до своей кончины14
июня 1979 года. На каком бы посту не находился Александр Александрович,
он всегда и везде в первую очередь оставался Конструктором.
. Более 50 лет жизни он отдал укреплению обороноспособности страны. А. А. Морозов удостоен следующих высоких званий и наград:
дважды Герой Социалистического труда;
лауреата Ленинской премии;
трижды лауреата Государственной премии;
заслуженного машиностроителя УССР;
и награжден:
трижды орденом Ленина;
орденом Октябрьской революции;
орденом Суворова II степени;
орденом Кутузова I степени;
трижды орденом Трудового Красного Знамени;
орденом Красной Звезды;
многими медалями Советского Союза.
В целях увековечивания памяти Александра Александровича Правительством был принят ряд постановлений:
присвоено имя А. А. Морозова Конструкторскому бюро, где он
проработал более 50 лет, из них 36 был в должности главного
конструктора;
присвоено имя А. А. Морозова Харьковскому механическому техникуму, который он окончил в числе первых выпускников;
переименована одна из улиц Харькова (Юмтовская) в улицу имени А.А.Морозова;
в г. Брянске и на заводе, где он работал, установлены бронзовые бюсты А.А.Морозова.
Кроме того, память об А.А.Морозове живет и будет жить в
десятках и сотнях танков Т-34, установленных на пьедесталах во многих
городах и современных танках Т-64, Т-72 и Т-80.
Наследие
В умах и деяниях украинских конструкторов-танкостроителей и ныне
живут традиции «школы Морозова», подтверждением чего являются
конкурентоспособные, пользующиеся спросом боевые бронированные машины,
созданные казенным предприятием «Харьковское конструкторское бюро по
машиностроению» имени А.А.Морозова.
КП ХКБМ им. А.А.Морозова сегодня - головное
предприятие отрасли по разработке боевых бронированных машин
оборонно-промышленного комплекса Украины, многопрофильная организация
выполняющая разработку, изготовления и испытания новых и
модернизированных опытных образцов бронетанкового вооружения и техники.
Значительным этапом деятельности КП ХКБМ было заключение контракта в
1997 году на поставку 320 танков Т-80УД в Исламскую Республику Пакистан.
Успешное выполнение этого контракта закрепило позиции Украины как одной
из ведущих стран мира в области разработки и производства боевых
бронированных машин.
К числу новых разработок, освоенных в производстве совместно с
предприятиями, входящими в состав концерна «Бронетехника Украины»,
относятся украинский танк БМ «Оплот», в котором воплощены последние
достижения науки и техники в области бронетанкостроения; вариант танка с
пушкой 120-мм под боеприпасы стандарта НАТО – танк БМ «Ятаган»,
прошедший тендерные испытания; БРЭМ-84; модернизация танков Т-54, Т-55,
Т-59, Т-62 и Т-72 в интересах потенциальных иностранных заказчиков. Для
Вооруженных Сил Украины выполнена модернизация» танка Т-64Б – индекс
танк БМ «Булат», с доведением основных боевых характеристик до уровня
современных танков. На базе танка Т-72 создана тяжелая боевая машина
пехоты БМП-Т с размещением десанта в количестве 5 человек и с
характеристиками защиты, вооружения и подвижности на уровне танка.
КП ХКБМ также разрабатывает модернизацию существующих образцов
гусеничной и колесной техники легкой весовой категории (БМП, БТР, БРДМ и
др.). Разработан базовый современный бронетранспортер БТР-3; проведена
модернизация БТР- 50/60/70 и М-113. Создан современный боевой модуль БМ
«Гром» для установки на бронетранспортеры и боевые машины пехоты.
Разработаны и проходят испытания многоцелевой автомобиль «Дозор А» и
бронетранспортер «Дозор Б».
Новым направлением деятельности КП ХКБМ стала разработка и
изготовление современных средств обучения личного состава. Это - учебные
видеофильмы, комплексные динамические тренажеры боевых бронированных
машин, имитирующие не только рабочие места и боевую обстановку, но и
реальные нагрузки на экипаж.
Сегодня большой опыт работы и знаний позволяет КП ХКБМ им.
А.А.Морозова под руководством Генерального Конструктора по созданию
бронетанковой техники и артиллерийских систем Украины,
генерал-лейтенанта, доктора технических наук, Героя Украины Михаила
Демьяновича Борисюка оставаться в числе ведущих мировых фирм по
разработке бронетанковой техники и с честью нести имя Александра
Александровича Морозова.
Танки, созданные А.А. Морозовым
Т-34
Лучший танк Второй Мировой войны
Т-44
Т-54
Один из самых массовых в мире танков, до сих пор нахолится на вооружении многих стран мира