Малайя и Сингапур
Одновременно с началом войны, 8 декабря 1941 года, оснащённые G4M бомбардировочные эскадрильи начали бомбардировки британских авиабаз на Малайском полуострове. В результате массированных авианалётов уже к концу дня британцы потеряли почти половину своей авиации в том регионе. Это, в сочетании с активностью японских истребителей, намного превосходивших устаревшие британские, практически лишило англичан возможности оказать авиационную поддержку своим войскам. 3 января G4M присоединились к бомбардировке Сингапура, а также начали атаковать караваны судов, подвозившие в город подкрепления, хотя больших успехов не добились. При этом, из-за отсутствия достаточного количества подходящих аэродромов у японцев на Малайском полуострове, большая часть G4M была вынуждена действовать с авиабаз в Индокитае. При этом расстояние до цели превышало 1100 км, что, впрочем, не представляло проблем для G4M с их огромной дальностью полёта. К концу января — началу февраля 1942 года, когда сопротивление британской авиации было окончательно подавлено, повысилась и интенсивность атак торпедоносцев G4M по судам. До капитуляции Сингапура 15 февраля 1942 года, ими были потоплены десятки судов, в основном транспортов и вспомогательных судов.
G4M применялись также в Голландская Ост-Индии и Новой Гвинее.
Сохранившиеся G4M
После капитуляции Японии, почти все японские военные самолёты, включая и G4M, были уничтожены победителями. Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр G4M, G4M1 Модель 11, находится в музее авиации в Санта-Монике, США. В распоряжении Смитсоновского института в Вашингтоне, США, находятся также носовая и хвостовая части фюзеляжа G4M3 Модель 34. В самой Японии сохранилась лишь хвостовая часть G4M2 Модель 22, принадлежащая частному коллекционеру Н.Харада и экспонирующаяся в его музее в Токио. Кроме этого, часть ещё одного G4M сохраняется в авиационном музее в Дарвине, в Австралии.
Тактико-технические характеристики
ТТХ G4M различных модификаций | ||||
G4M1, Модель 11 | G4M1, Модель 13 | G4M2, Модель 22 | G4M3, Модель 34 | |
---|---|---|---|---|
Размеры | ||||
Размах крыла, м | 24,88 | 24,88 | 24,89 | 25,00 |
Длина, м | 19,97 | 19,97 | 19,63 | 19,50 |
Высота, м | 4,90 | 4,90 | 4,11 | 4,80 |
Площадь крыла, м² | 78,13 | 78,13 | 78,00 | 78,00 |
Сухая масса, кг | 6800 | 6741 | 8160 | 8300 |
Масса снаряжённого, кг | 9500 | 9500 | 12000 | 12500 |
Максимальная взлётная масса, кг | 12500 | 14000 | 15390 | 14325 |
Характеристики | ||||
Двигатель | Мицубиси Касей 11, 1530 л.с. | Мицубиси Касей 15, 1530 л.с. | Мицубиси Касей 21, 1800 л.с. | Мицубиси Касей 25, 1825 л.с. |
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч, на высоте, м | 428 / 4200 | 452 / 6000 | 437 / 4600 | 470 / 4890 |
Крейсерская скорость с полной нагрузкой, км/ч, на высоте, м | 315 / 3000 | 322 / 3000 | 322 / 4000 | 350 / 4000 |
Время подъёма, мин, на высоту, м | 18 / 7000 | 15 / 7000 | 13 / 5000 | 20 / 7000 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 121,6 | 121,6 | 160,0 | 160,0 |
Дальность полёта с полной нагрузкой, км | н/д | н/д | н/д | н/д |
Максимальная дальность полёта, км | 6034 | 5419 | 3270 | 4334 |
Практический потолок, м | 9100 | н/д | н/д | н/д |
Литература
- С.Журко, А.Булах, С.Цветков. Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти». — История авиации, спецвыпуск № 1
- M.Ferkl. Mitsubishi G4M Betty. — Revi publications, 2002.
- O.Tagaya. Mitsubishi Type 1 Rikko 'Betty' Units of World War 2. — Osprey Combat Aircraft, выпуск № 22, 2001.
- C.W.Cain. Mitsubishi G4M 'Betty' & Ohka Bomb. — Profile, выпуск № 210
- J.Nowicki. Mitsubishi G4M «Betty». — Warsawa, Wydawnictwo Militaria, выпуск № 67, 1998.
- 1式陸上攻撃機 Type 1 Attack Bomber. — 世界の傑作機 Famous Airplanes of the World, выпуск № 59, 1996.
- 銀河/一式陸上攻. — 丸メカニック The Maru Mechanics, выпуск № 46, 1984
Внешние ссылки
- Mitsubishi G4M Betty- видеоролик. (на яп. языке)