Минный транспорт
Минный транспорт — крупный корабль, несущий на борту множество минных или торпедных катеров (вооружённых шестовой миной или торпедой соответственно). Впервые идея создания подобного типа корабля была предложена адмиралом Макаровым в 1876 году, и воплощена на следующий год переоборудованием пассажирского парохода в минный транспорт «Великий Князь Константин».
Применение
Минный транспорт фр. Foudre
Главным достоинством этого типа кораблей было резкое увеличение дальности действия минных или торпедных катеров, позволяя их использовать не только для обороны, но и при атаке. Кроме того некоторые корабли, подобно российскому «Великий Князь Константин» и французскому «Фудру», имели систему, позволяющую быстро прогреть паровые котлы катеров, от котлов носителя. Недостатком же — трудность спуска и подъёма катера при волнении. Эта проблема была решена …лишь в годы Второй мировой войны на десантных кораблях типа «Синсю-Мару» и десантных кораблей-доков (LSD). Впрочем, при основной тактике подобного типа кораблей «дождавшись ночи, незаметно подплыв поближе, выпустить с безопасного расстояния катер для атаки стоящего на якоре корабля», подобный недостаток часто лишь означал, что атака состоится «не в эту, а в следующую ночь».
Характерная тактика ярко описывается следующим высказыванием, тогда ещё капитана, будущего адмирала Фишера, сказанной на вопрос, чтобы он стал делать встретив в море броненосец не уступающий его кораблю (речь была о броненосце «Инфлексибл»):
Я бы постарался по возможности избежать боя, держась вне видимости противника. А дождавшись темноты, я спустил бы на воду и выслал на вражеского броненосца две своих миноноски
Сам же адмирал Макаров, учитывая скромные возможности, тогдашних минных катеров — тихоходных и вооружённых шестовой миной, не говоря уже об их хлипкости и сомнительной мореходности, был в своих оценках возможностей этого типа корабля более осторожен, ставя целью атаку лишь стоящих на якоре кораблей. Но даже такое применение этого типа кораблей, во время русско-турецкой войны оказалось достаточным чтобы впечатлить британских военно-морских экспертов, и фраза будущего адмирала Фишера, была сказана под впечатлением от реальных боевых операций адмирала Макарова.
Русско-японская война одновременно стала и венцом и крахом этого типа кораблей, с одной стороны к началу войны уже появились торпедные катера, лишённые недостатков минных катеров, а с другой … появилась противоминная артиллерия не давшая реализовать в полной мере возможности торпедных катеров. В итоге, во время русско-японской войны лишь два катера спущеных с броненосцев смогли произвести успешные атаки. Тем не менее, идея корабля-матки (en:Mother ship), несущего на борту вооружённые самодвижущиеся аппараты, способные атаковать крупные корабли нашла своё воплощение на другом техническом уровне — именно такими кораблями являются, по сути, авианосцы.
Тем не менее, в годы Второй мировой американцы использовали транспорт USS Hilo (AGP-2) для транспортировки на дальние расстояния патрульных катеров вооружённых торпедами.
Перспективной альтернативой первым торпедам когда-то также считались метательные мины: к 1900 году из 111 российских миноносок, построенных в 1878 году, на 46 были установлены морские миномёты, на 43 — постоянные торпедные аппараты и на 14 — поворотные торепедные аппараты.
Минные транспорты специальной постройки
минный транспорт «Великий Князь Константин» — Российская империя, 1877 год, 4 минных катера
минный транспорт «Вулкан» — Британская Империя, 1878 год, 6 минных катеров
минный транспорт «Фудре» — Франция, 1895 год, 8 торпедных катеров
Броненосцы оснащённые минными или торпедными катерами
- броненосец «Инфлексибл» — Британская Империя, 2 минных катера
- броненосец «Дуилио» — Италия, минный катер
- броненосец «Дандоло» — Италия, минный катер
- броненосец «Ретвизан» — Российская империя, торпедный катер
- броненосец «Победа» — Российская империя, торпедный катер
Источники
«Морская Коллекция МК (Моделиста-Конструктора)» № 27: «Предшественники Торпедоносцев», В. Смирнов и Г. Смирнов, под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина, журнал «Моделист-Конструктор» № 12 1985 год