БТ бронебойно-трассирующий; БП бронебойно-подкалиберный; ОТ осколочно-трассирующий; ОЗТ осколочно-зажигательно-трассирующий
MG 151/20
Масса патрона, г
Масса снаряда, г
Масса заряда, г
Масса ВВ, г
Начальная скорость, м/с
Бронепробитие мм/град/м
Темп стрельбы, выст/мин
Ф (M.-Gesch.)
183
92
20,0
18,7 тэн или HA41
805
6/20/200
650
ОТ (Sprgr. L’spur)
205
115
17,8
6,2
705
-
700
ОЗТ (Br. Sprgr. L’spur)
205
115
17,8
3,7
705
-
700
Б (Pzgr)
205
115
18,5
-
705
12/30/300
750
БР (Pz. Sprgr)
205
115
18,5
4,5
705
10/30/300
750
Ф фугасный; Б бронебойный; БР бронебойно-разрывной. Угол (град) от нормали к поверхности брони.
Принципиально новым и не имеющим аналогов среди боеприпасов авиапушек других воюющих государств являлся 20 мм фугасный снаряд, в основу разработки которого были положены исследования баллистика Губерта Шардина (Техническая академия ВВС) процессов детонации и экспериментальных замеров давления во фронте ударной волны. В новом боеприпасе удалось объединить ряд технических и технологических новшеств того времени:
новый принцип поражения элементов конструкции самолета импульсом давления во фронте ударной волны (а не осколками корпуса снаряда)
полученный глубокой вытяжкой тонкостенный корпус снаряда из легированной стали, упрочненный ТВЧ, что позволило увеличить массовую долю разрывного заряда (наполнение) до 20 % по сравнению с 5-7 % у снарядов осколочного типа
мощное взрывчатое вещество на основе металлизованного тэна под маркой Pentrit A, которое в 1942 г. заменено составом HA 41 на основе гексогена, последний характеризовался увеличенным зажигательным и фугасным действием
взрыватель с детонатором замедленного действия на газодинамическом принципе (Sprengkapsel Duplex) индекс VC. Обеспечивал возможность разрыва фугасного снаряда во внутренних отсеках конструкции самолёта, не рассчитанных на приложение избыточного давления.
электровоспламенение патрона для регулирования темпа стрельбы и т. п.
При попадании 20 мм фугасного снаряда в киль или плоскость самолета, выполненных из древесных материалов (деревянной или смешанной конструкции) самолет мгновенно лишался этих элементов, что означало прекращение управляемого полета.
В силу того, что фугасный снаряд эффективно работал по конструкции самолета, рекомендованная (1944) для пушки 151/20 при стрельбе по воздушным целям комплектации патронной ленты включала только 20 процентов бронебойных выстрелов (2 фугасных + 2 ОЗ + 1 БР или БЗ). Для сравнения, стандартная комплектация боезапаса 20-мм пушки «Испано-Сюиза» английских истребителей (1943-45 гг) на 50 процентов состояла из бронебойных выстрелов (1 ОЗТ + 1 БР).
Практика войны подтвердила эффективность действия малокалиберного фугасного снаряда по авиационным конструкциям. После войны в СССР и союзных странах (Великобритания и Франция) была увеличена степень наполнения авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое), которые в отечественной практике получили наименование осколочно-фугасных зажигательных (ОФЗ) снарядов.
Использование
MG 151
-Bf 109 F-2. Мотор-пушка MG 151 с ударным воспламенением патрона. Устанавливалась в развале цилиндров двигателя DB 601
-Do 217E1
-Hs-129 B-1 Две пушки MG 151 с ударным воспламенением патрона по бортам фюзеляжа, на уровне кабины лётчика, выше плоскости крыла.
MG 151/20
-Bf 109 серий: F-4, G-2, G-4, G-6: мотор-пушка (с ударным воспламенением патрона). Устанавливалась в развале цилиндров двигателя DB 601Е, N и др. Ствол проходил в полом валу двигателя, стрельба — через кок воздушного винта.
-Fw 190 Синхронные пушки MG 151/20E с электровоспламенением патрона устанавливались в корневой части крыла самолета-истребителя Fw 190 серий: A-2, B-/C-/D-/F-/G (по две на машину) с боекомплектом 250 патронов на пушку. Ещё две пушки на машину устанавливались в консольной части крыла истребителя-бомбардировщика Fw 190 начиная с серии A-6 по серию A-9. Установка в консолях крыла Fw 190 A-6 двух синхронных пушек MG 151/20E с технической точки зрения не являлось необходимым, поскольку направление стрельбы разнесенных от продольной оси самолета пушек не пересекало плоскость воздушного винта. Единственным назначением использования синхронных пушек являлось исключение возможности пересортицы патронов с ударным и электровоспламенением, не являвшихся взаимозаменяемыми.
-BV138, FW200, Ju188 — В составе подвижных огневых установок тип HD151
Ссылки
Hoffschmidt E.J. German Aircraft Guns WWI — WWII. — WE Inc. Publishers. Old Greenwich, Conn., 1969