ВОЙНА ?! НЕТ !
Воскресенье, 28.04.2024, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

И все же технический потенциал России был огромен, развитие
продолжалось. Вопреки террору, вопреки коммунистическому гнету Россия
продолжала оставаться лидером в области тяжелых бомбардировщиков. В 1925
году конструкторским бюро А.Н. Туполева был создан ТБ-1, первый в мире
цельнометаллический бомбардировщик, он же - первый в мире
бомбардировщик-моноплан со свободнонесущим крылом. Весь остальной мир в те
времена строил только деревянные бомбардировщики-бипланы. Уже в ходе
испытаний ТБ-1 бьет два мировых рекорда. В короткий срок было построено
213 ТВ-1, и это тоже своего рода рекорд. Это в несколько раз больше, чем
тяжелых бомбардировщиков во всех остальных странах мира вместе взятых. По
мере выпуска самолетов формировались эскадрильи, полки, бригады.
 А Туполев в 1930 году выдает еще более мощный тяжелый бомбардировщик:
ТБ-З - первый в мире четырехмоторный моноплан со свободнонесущим крылом.
Среди самолетов мира, как военных, так и гражданских, ТБ-З был самым
большим. Таких самолетов никто в мире не имел не только в производстве, но
даже в проектах. А Туполев уже в 1933 году начинает эксперименты по
дозаправке ТБ-З в воздухе. На ТБ-З было установлено несколько мировых
рекордов, включая высотные полеты с грузами 5, 10 и 12 тонн. Схема ТБ-З
стала классической для этого класса самолетов на многие десятилетия
вперед. Поражает скорость выполнения заказа: выпуск доходил до трех ТБ-З в
день. (Е. Рябчиков, А. Магид. Становление. М., "Знание", 1978, с. 132).
 Советская промышленность бьет свой собственный рекорд - в короткий
срок выпускает 818 ТБ-З. Тут уже не обойдешься полками и бригадами. 23
марта 1932 года Советский Союз первым в мире начинает создание тяжелых
бомбардировочных корпусов. В январе 1936 года создается первая в мире
авиационная армия, в марте - вторая, чуть позже - третья. Никто другой
тогда не имел ни авиационных армий, ни даже корпусов стратегической
авиации.
 Флот в тысячу тяжелых бомбардировщиков - это мечта стратегов, и она
впервые воплощена в Советском Союзе. Генералы и политики всех стран
спорили о доктрине генерала Д. Дуэ. А Сталин не спорил...
 Но это не все: планировалось перевооружить три авиационных армии
новейшими бомбардировщиками и дополнительно развернуть еще три армии в
Белорусском, Киевском и Ленинградском военных округах. (В. Шумихин.
Советская военная авиация, 1917 - 1941. С. 185).
 Пока ТБ-З учился летать, пока его только "ставили на крыло", около
десятка конструкторских бюро уже включились в жестокую схватку за новейший
стратегический бомбардировщик, который потом должен заменить тысячу
туполевских ТБ-1 и ТБ-З.
 Сам Туполев предлагает восьмимоторный "Максим Горький". Самолет
появляется на парадах, потрясая толпу своими размерами, и только немногие
знают настоящее его название - ТВ-4.
 Павел Сухой предлагает одномоторный сверхдальний бомбардировщик ДБ-1
с невероятно большим размахом крыльев. Самолет (под другим именем)
совершил несколько полетов через Северный полюс в Америку. Америка с
восторгом встречала советских героев-летчиков, не понимая, что идут
испытания экспериментального бомбардировщика.
 А Сергей Козлов предлагает двенадцатимоторный "Гигант", способный
поднимать несколько десятков тонн бомб или перебрасывать в тыл противника
десантные подразделения с любым тяжелым оружием, включая и танки.
 Удивительны проекты К.А. Калинина.
 Виктор Болховитинов предлагает тяжелый бомбардировщик ДБ-А. По виду и
характеристикам - это новый самолет, но это просто коренная переработка
туполевского ТБ-З. Это классический пример того, как с минимальными
затратами на базе старого самолета создать новый. ДБ-А бьет сразу четыре
мировых рекорда. Это - новейший самолет, но его могут выпускать те же
заводы, которые выпускают ТБ-З, без перестройки производственного цикла,
без смены оборудования, без нарушения устоявшихся технологических
процессов, без переучивания рабочих и инженеров, без обычного в таких
случаях снижения количества выпускаемых самолетов и даже без переучивания
летчиков, техников и инженеров стратегической авиации. Если время
поджимало, можно было пустить ДБ-А в серию, и к началу Второй мировой
войны полностью обновить флот стратегической авиации. Но тут появилось
настоящее чудо - ТБ-7 Петлякова.
 ТБ-7 затмил всех.
 К моменту появления ТБ-7 производство тяжелых бомбардировщиков в
Советском Союзе было отлажено, как производство автомобилей у Генри Форда.
Смена модели - процесс болезненный, но это проще, чем создавать новое дело
на пустом месте. Страна в страшные годы, когда миллионы умирали от голода,
была лидером в области тяжелых бомбардировщиков, а когда экономическая
ситуация резко улучшилась, та же страна добровольно от первенства
отказалась. Когда никто стране не угрожал, она отрывала кусок у умирающих
детей, но тяжелые бомбардировщики строила, но вот появился рядом Гитлер,
запахло войной, а тяжелые бомбардировщики больше не строятся.
 И не в том вопрос: успели бы построить тысячу ТБ-7 к началу войны или
нет. Вопрос в другом: почему не пытались?
 К моменту появления ТБ-7 в Советском Союзе были созданы
конструкторские бюро, способные создавать самолеты, опережающие свое
время, промышленность, способная осуществлять массовый выпуск в
количествах, превышающих потребность мирного времени, открыты академии,
летные и технические школы, разработана теория боевого применения и
получен боевой опыт в локальных войнах и на грандиозных учениях, построены
аэродромы, базы, учебные центры, полигоны, созданы формирования,
подготовлены кадры от командующего армией до бортового стрелка, от
инженеров по навигационному оборудованию до фотодешифровщиков крупных
авиационных штабов, выращены летчики, штурманы, бортинженеры, техники,
мотористы, метеорологи, радисты, авиационные медики и пр. и пр. Сложились
коллективы и родились традиции, воспитаны теоретики и практики.
 И вот после всего этого страна, которая была единственным лидером в
области стратегической авиации, вступила во Вторую мировую войну без
стратегической авиации. Приказом Сталина в ноябре 1940 года авиационные
армии были расформированы. На 22 июня 1941 года советская стратегическая
авиация в своем составе больше армий не имела. Остались только пять
корпусов и три отдельные дивизии. Основное их вооружение - ДБ-Зф, Это
великолепный бомбардировщик, но это не стратегический бомбардировщик. Еще
оставались на вооружении ТБ-З Их можно было использовать как транспортные
самолеты, но как бомбардировщики они устарели.
 А ТВ-7, как мы уже знаем, было только одиннадцать. Этого количества
было недостаточно даже для того, чтобы укомплектовать одну эскадрилью.
 Без ТБ-7 стратегическая авиация перестала быть стратегической. Мало
того, весной 1941 года Сталин устроил настоящий разгром. До этого высший
командный состав стратегической авиации комплектовался только теми, кто
отличился в боях, кто в небе Китая, Испании, Монголии доказал свое право
командовать. Все командующие авиационными армиями - Герои Советского
Союза. В те времена звание это весило гораздо больше, чем после войны.
Командующий 2-й армией С ГГ. Денисов имел не одну, а две Золотых звезды. В
те годы таких людей можно было пересчитать по пальцам одной руки. Весной
1940 года Сталин вводит генеральские звания, но звездами не
разбрасывается: начальник Главного управления ВВС - генерал-лейтенант
авиации, начальник Штаба ВВС - генерал-майор авиации. При такой скупости
командующих авиационными армиями Сталин не обижает - он им дает звания
генерал-лейтенантов авиации. Командующие авиационными армиями по воинскому
званию равнялись самому высокому авиационному начальнику и превосходили
некоторых из его заместителей, включая и начальника Штаба ВВС Сталин верит
лидерам стратегической авиации: командующий 3-й армией генерал-лейтенант
авиации ИИ. Проскуров становится начальником ГРУ перед тем, как принять
под командование всю стратегическую авиацию.
 Но вот Сталин на что-то решился, и начинается разгром. Эта тема
заслуживает отдельного исследования. А сейчас только два примера для
иллюстрации: генерал-лейтенанта авиации С.П Денисова Сталин отправил в
Закавказье командовать авиацией второстепенного округа. Дальше он будет
служить на должностях, не соответствующих его званию: выше командира
дивизии не поднимется. Генерал-лейтенант авиации ИИ Проскуров в апреле
41-го был арестован, подвергнут чудовищным пыткам и ликвидирован в
октябре. А командовать стратегической авиацией был назначен полковник Л.А.
Горбацевич. (МН. Кожевников. Командование и штаб ВВС Советской Армии., М.,
"Наука", 1977, с.26). Полковник нигде ранее не отличился (и не отличится в
грядущем), но Сталину не нужны не только ТБ-7, но и командиры, доказавшие
умение применять тяжелые бомбардировщики.
 Кажется, нет такой ситуации, в которой ТВ-7 окажется лишним.
 Если Сталин намерен предотвратить Вторую мировую войну, ТБ-7 нужны.
 Если Сталин решил позволить Гитлеру развязать мировую войну, а сам
рассчитывает остаться нейтральным, то тогда ТБ-7 очень нужны, как гарантия
нейтралитета.
 Если Сталин планирует оборонительную войну, то надо не ломать
укрепленные районы на "Линии Сталина", а усиливать их. Надо войскам дать
приказ зарыться в землю, как это было потом сделано под Курском. Надо было
загородиться непроходимыми минными полями от моря до моря, и, пока
противник прогрызает нашу оборону, пусть ТБ-7 летают на недосягаемых
высотах, пусть подрывают германскую экономическую мощь.
 В оборонительной войне ТБ-7 нужны. Ресурсы Сталина неограниченны, а
ресурсы Гитлера ограничены. Поэтому, если война начнется, Сталину выгодно
ее затянуть: война на истощение для Германии смертельна. А чтобы ресурсы
истощились быстрее, надо стратегическими бомбардировками ослаблять
военно-экономический потенциал. И лучшего инструмента, чем ТБ-7, тут не
придумать.
 Если Сталин решил дождаться германского вторжения и потом нанести
контрудары (историки очень любят эту версию - так и пишут: планировал
сидеть сложа руки и терпеливо ждать, пока Гитлер не стукнет топором, а уж
потом намеревался ответить), то для ответного удара ничего лучшего, чем
тысяча ТБ-7, вообразить нельзя.
 История ТБ-7 опровергает не только легенду о контрударах, которые
якобы готовил Сталин, но и легенду о том, что Сталин боялся Гитлера. Если
боялся, то почему не заказать ТБ-7? Чем больше боялся, тем быстрее должен
был заказать. Пусть читатель согласится со мной: когда мы ночью боимся
идти Диким лесом, мы берем в руки дубину. Чем больше боимся, тем большую
дубину выбираем. И помахиваем ею воинственно. Не так ли? А Сталину дубину
навязывают. Личный референт Сталина, авиаконструктор, генерал-полковник
авиации А.С. Яковлев свидетельствует, что начальник НИИ ВВС генералмайор
авиации А.И. Филин не боялся в присутствии многих доказывать Сталину
необходимость серийного выпуска ТВ-7.
 Спорить со Сталиным - это риск на грани самоубийственного подвига.
"Филин настаивал, его поддерживали некоторые другие. В конце концов Сталин
уступил, сказав: "Ну, пусть будет по-вашему, хотя вы меня и не убедили".
(А. Яковлев. Цель жизни. М., ИПЛ, 1968, с. 182). Это один из тех случаев,
когда Сталин разрешил ТВ-7 выпускать. Вскоре Сталин одумается, свое
решение отменит, и вновь найдутся смельчаки спорить с ним и доказывать...
 Вопрос вот в чем: почему Сталину надо доказывать? Если все мы
понимаем неоспоримые достоинства ТВ-7 и необходимость его серийного
выпуска, почему Сталин таких простых вещей понять не может? А между тем и
самому глупому ясно, что в темном лесу с дубиной веселее, чем без нее.
Если все сводится к сталинской глупости, то ТВ-7 был бы запрещен одним
махом, и больше к этому вопросу Сталин не вернулся. Но Сталин восемь раз
свое решение меняет на прямо противоположное. Что за сомнения? Как это на
Сталина непохоже.
 Истребить миллионы лучших крестьян, кормильцев России? Никаких
сомнений: подписал бумагу, и вот вам - год великого перешиба. Уничтожить
командный состав армии? Без сомнений. Подписать пакт с Гитлером? Никаких
проблем: три дня переговоров и - пробки в потолок. Были у Сталина
сомнения, были колебания. Но пусть меня поправят: такого не было. Отказ от
ТБ-7 - это самое трудное из всех решений, которое Сталин принимал в своей
жизни. Это самое важное решение в его жизни. Я скажу больше: отказ от ТБ-7
- это вообще самое важное решение, которое кто-либо принимал в XX веке.
 Вопрос о ТБ-7 - это вопрос о том, будет Вторая мировая война или ее
не будет. Когда решался вопрос о ТБ-7, попутно решалась и судьба десятков
миллионов людей... Понятны соображения Сталина, когда четыре раза подряд
он принимал решение о серийном производстве ТБ-7. Но когда Сталин столько
же раз свое решение отменял, руководствовался же он чем-то! Почему никто
из историков даже не пытается высказать предположения о мотивах Сталина?
 У ТБ-7 были могущественные противники, и пора их назвать. Генеральный
штаб РККА был образован в 1935 году. До германского вторжения сменилось
четыре начальника Генерального штаба: Маршалы Советского Союза А.И. Егоров
и Б.М. Шапошников, генералы армий К.А. Мерецков и Г. К. Жуков. Все они
были противниками ТБ-7 Противниками не только ТБ-7, но и вообще всех
стратегических бомбардировщиков, были многие видные авиационные генералы,
включая П.В. Рычагова, Ф.К. Аржанухина, Ф.П. Полынина. Противником ТБ-7
был Нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко. Ярым
противником ТБ-7 был референт Сталина по вопросам авиации авиаконструктор
А.С.Яковлев. Ну и, понятно, противниками стратегических бомбардировщиков
были почти все советские военные теоретики, начиная с В.К. Триандафиллова.
 Лучше всех доводы против тяжелых бомбардировщиков изложил выдающийся
советский теоретик воздушной войны профессор, комбриг Александр Николаевич
Лапчинский. Он написал несколько блистательных работ по теории боевого
применения авиации. Идеи Лапчинского просты и понятны. Бомбить города,
заводы, источники и хранилища стратегического сырья - хорошо. А лучше -
захватить их целыми и использовать для усиления своей мощи. Превратить
страну противника в дымящиеся развалины можно, а нужно ли?
 Бомбить дороги и мосты в любой ситуации полезно, за исключением
одной: когда мы готовим вторжение на вражескую территорию. В этом случае
мосты и дороги надо не бомбить, а захватывать, не позволяя отходящему
противнику их использовать или разрушать. Бомбардировка городов резко
снижает моральное состояние населения. Это правильно. Кто с этим спорит?
Но стремительный прорыв наших войск к вражеским городам деморализует
население больше, чем любая бомбардировка. И Лапчинский рекомендует
Сталину все силы Красной Армии направить иена подрыв военно-экономической
мощи противника, а на захват. Задача Красной Армии - разгром армий
противника. Задача авиации - открыть дорогу нашим армиям и поддержать их
стремительное движение вперед.
 Лапчинский рекомендует войну не объявлять, а начинать внезапным
сокрушительным ударом советской авиации по вражеским аэродромам.
Внезапность и мощь удара должны быть такими, чтобы в первые часы подавить
всю авиацию противника, не позволив ей подняться в воздух. Подавив авиацию
противника на аэродромах, мы открываем дорогу танкам, а наступающие танки
в свою очередь "опрокидывают аэродромы противника". Цели для нашей авиации
- не городские кварталы, не электростанции и не заводы, а вражеский
самолет, не успевший подняться в воздух; огневая точка, мешающая
продвижению нашей пехоты; колонна машин с топливом для вражеских танков;
противотанковая пушка, притаившаяся в кустах.
 Другими словами, предстоит бомбить не площади, а точечные цели,
многие из которых подвижны. Предстоит бомбить не в стратегическом тылу, а
в ближайшем тактическом, а то и прямо на переднем крае. А для такой работы
нужен не тяжелый бомбардировщик, а легкий маневренный самолет, который
подходит к цели вплотную, чтобы опознать ее, чтобы накрыть ее точно, не
задев своих, - свои рядом. Нужен самолет, который или пикирует с высоты,
или подходит к цели на бреющем полете, чуть не сбивая винтом верхушек
деревьев.
 Если мы намерены взорвать дом соседа, нам нужен ящик динамита. Но
если мы намерены соседа убить, а его дом захватить, тогда ящик динамита
нам не нужен, тогда необходим более дешевый, легкий и точный инструмент.
Вот Лапчинский и рекомендует Сталину другой инструмент: легкий пикирующий
бомбардировщик или маневренный штурмовик. Стратегический бомбардировщик
летает с дальних стационарных аэродромов на огромные расстояния, а нам
нужен такой самолет, который всегда рядом, который базируется на любом
временном грунтовом аэродроме, который легко меняет аэродромы вслед за
наступающими дивизиями и корпусами, который выполняет заявки танкистов
немедленно. Нужен легкий самолет, пилоты которого сами видят ситуацию и
мгновенно реагируют на ее изменения и вкладывают свою долю в успешный
исход быстротечного боя.
 Владимир Петляков, кроме тяжелого четырехмоторного (точнее -
пятимоторного) ТВ-7, создал и другой - небольшой, двухмоторный,
скоростной, маневренный пикирующий бомбардировщик Пе-2. Это было именно
то, что нужно
 Сталину. И Сталин решил: "Строить двухмоторные и числом побольше".
(А.С. Яковлев. Цель жизни. М., ИПЛ, 1968, с. 182).
 А нельзя ли строить и легкие и тяжелые бомбардировщики одновременно?
"Нет, - говорил Лапчинский. - Нельзя". ВСЕ СИЛЫ, ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ должны
быть сконцентрированы на решении главной задачи: завоевании полного
господства в воздухе, то есть на внезапном ударе по аэродромам противника.
Если такой удар нанесен, то города и заводы бомбить незачем.
 Сталин долго позволял строить и те и другие, а потом понял: надо
выбрать что-то одно. И выбрал.
 Если железная сталинская логика нам непонятна, то проще всего
объявить Сталина безумцем. Но давайте глянем на Гитлера. Это тоже
агрессор, и именно потому стратегической авиации у него нет. Гитлер
готовит молниеносный захват Франции, и потому мосты надо не бомбить, а
захватывать и сохранять. Мосты нужны германским танковым дивизиям для
стремительного наступления. И Париж бомбить не надо. Париж со всеми своими
сокровищами достанется победителю. Гитлеру не надо разрушать
судостроительные верфи Бреста, танковые, артиллерийские заводы Шербура,
Шамонаи Буржа, авиазаводы Амстердама и Тулузы - они будут работать на
усиление военной мощи Третьего рейха!
 Для "блицкрига" Гитлеру нужна авиация, но не та, которая разрушает
города и заводы, а та, которая одним ударом накроет французскую авиацию на
аэродромах, которая внезапными ударами парализует всю систему военного
управления. Нужна авиация, которая откроет путь танкам и обеспечит
стремительность их рывка к океану. Нужна авиация, которая висит над полем
боя, выполняя заказы танкистов; авиация, которая бьет не по гигантским
площадям, а по точечным целям. Для "блицкрига" нужен небольшой пикирующий
бомбардировщик, который несет совсем немного, но бомбит точно:
двухмоторный Ю-88, а то и одномоторный Ю-87...
 Потом война пошла не тем руслом: из быстротечной превратилась в
затяжную. Появились города, германским танкам недоступные: Лондон и
Челябинск, Бристоль и Куйбышев, Шеффилд и Магнитогорск. Вот тут Гитлеру
стратегическая авиация не помешала бы... Но ее не оказалось...
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz