ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 24.04.2024, 00:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6269

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Локотское самоуправление

Ло́котское самоуправле́ние (также Локотский округ, Локотская волость, Локотская республика) — административно-территориальное национальное образование на части советской территории, оккупированной нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Существовало с ноября 1941 года по август 1943 года. Административный центр находился в рабочем посёлке Локоть, провозглашённом городом (ныне — посёлок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области). В состав округа входило несколько районов довоенных Орловской и Курской областей (ныне территория преимущественно Брянской области).

File:Lokot republic map.png

Отличия от других оккупированных областей

Административная система Локотского самоуправления во многом повторяла систему, практиковавшуюся в других оккупированных областях. Главным отличием являлось то, что вся полнота власти на местах принадлежала здесь не немецким комендатурам, а органам местного самоуправления. Любым немецким органам власти запрещалось вмешиваться во внутренние дела «Локотской волости» . Германские учреждения на территории Локотского округа ограничивали свою деятельность лишь помощью и советами руководителям округа и его районов.
На территории округа была предпринята попытка создать и легализовать свою партию и образовать независимое русское правительство. В конце ноября 1941 года глава Локотского самоуправления К. П. Воскобойник обнародовал манифест Народной социалистической партии «Викинг», в котором предусматривалось уничтожение коммунистического и колхозного строя, наделение крестьян пахотной землей и приусадебными участками, развитие частной инициативы и «беспощадное уничтожение всех евреев, бывших комиссарами». Однако немецкое военное командование не намеревалось создавать на оккупированных территориях ни политических партий, ни новых государственных образований и партийную инициативу Воскобойника не поддержало.
В 1943 году к идее Воскобойника вернулся Б. В. Каминский. Им были разработаны устав, программа и структура партийных органов. С ноября 1943 года после нескольких переименований партия стала называться «Национал-социалистическая трудовая партия России» (НСТПР). В партию в обязательном порядке вступили все руководящие работники самоуправления. Максимальное количество членов НСТПР — 400 человек.

Административное деление и границы

Локотское самоуправление было официально признано немецкими властями 15 ноября 1941 года. Вначале власть его распространялась лишь на Локотский (ныне Брасовский) район, затем — на Локотский уезд, с присоединением к нему территорий Навлинского и Комаричского районов (Орловской, ныне Брянской области) и Дмитровского района Курской (ныне Орловской) области. С июля 1942 года Локотский уезд был реорганизован в Локотский округ и отныне включал в себя 8 районов, сохранившихся и поныне (Брасовский, Суземский, Комаричский, Навлинский, Михайловский, Севский, Дмитриевский, Дмитровский).
Каждый район делился на 5-6 волостей, каждая из которых имела волостное управление во главе с волостным старшиной, а во главе района стоял русский бургомистр со своим аппаратом управления. Вначале главой самоуправления, когда оно имело статус района и уезда, был бургомистр Константин Воскобойник, а после его гибели — его бывший заместитель Бронислав Каминский, ставший обер-бургомистром Локотского округа. Третьим по значению в иерархии коллаборционистов являлся начальник окружной полиции Масленников (был повешен немцами в результате операции советских подпольщиков из группы П. Г. Незымаева, подготовивших и представивших дезинформацию).

Основные сведения

По своим размерам Локотский округ превышал территорию Бельгии. Имел статус национального образования и собственные вооружённые силы — Русскую освободительную народную армию (РОНА) — сильное боеспособное объединение, созданное по образу народной милиции и состоявшее из 14 батальонов (по разным данным, от 12 до 20 тыс. человек). К моменту эвакуации частей Каминского в город Лепель, в формированиях РОНА насчитывалось 10 тыс. бойцов, сведённых в 5 пехотных полков, имевших на вооружении 36 полевых орудий в артдивизионе, 2 танка КВ, 3 танка БТ, 4 танка Т-34, несколько танков других марок в составе танкового батальона; около 20 автомашин, а также 15 миномётов.
Население округа составляло 581 тыс. человек. На территории округа, несмотря на то, что это была оккупированная территория, действовал свой Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс.
При минимальном контроле со стороны немецкой администрации Локотское самоуправление добилось крупных успехов в социально-экономической жизни округа ввиду того, что здесь была отменена колхозная форма хозяйствования и введена необременительная система налогов. Конфискованное при так называемом «раскулачивании» Советской властью имущество безвозмездно возвращалось бывшим владельцам, при утрате предусматривались соответствующие компенсации. Размер подушного участка для каждого жителя самоуправления составлял около 10 гектаров.
За время существования самоуправления были восстановлены и пущены в эксплуатацию многие промышленные предприятия, занимавшиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, восстановлены церкви, работали 9 больниц и 37 медицинских пунктов амбулаторного типа, действовало 345 общеобразовательных школ и 3 детских дома, открыт городской художественно-драматический театр имени К. П. Воскобойника в городе Локоть, а в программе Дмитровского городского театра были даже балетные номера.
Согласно данным, приводимым начальником Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России В. С. Христофоровым, никакое национализированное Советской властью имущество не возвращалось прежним хозяевам — экономический уклад самоуправления не имел ничего общего с дореволюционным. Основной денежной единицей на территории округа был советский рубль. Бюджет округа складывался из налогов на население. Денежный налог брали с построек, всех видов сельхозпродуктов, скота, птицы и ручного промысла. В среднем с каждого хозяйства ежегодно получалось около 600 руб., кроме того, брали страховку от пожара, но погорельцам компенсация не выплачивалась. Все эти бюджетные средства официально шли на нужды самоуправления и содержание полицейских отрядов, фактически же становясь «вотчиной» руководства самоуправления и его немецких покровителей.
Распоряжения локотской администрации во многом копировали подобные распоряжения немецких оккупационных властей: так, жителям запрещалось свободное передвижение без особого на то разрешения, вводился комендантский час; жителям предписывалось сообщать о новоприбывших в их район гражданских лицах.
Сохранившиеся в архиве ФСБ свидетельства местных жителей следующим образом характеризуют порядки, установленные Каминским в Локотском самоуправлении:

«Грабили население все, кто мог, начиная от рядового полицейского и кончая самим Каминским. За время существования бригады Каминского было истреблено только одного рогатого скота 5000 голов, не меньше, плюс к этому уведено в Германию около 4000 голов, не считая свиней, овец и птицы. Скот и птицу главным образом отбирали у семей партизан и лиц, связанных с ними. Обычно когда становилось известно о том, что тот или иной житель деревни находится в партизанском отряде или помогает им, то его семья подвергалась ограблению, забирали всё: скот, птицу, продукты и даже одежду. Все вещи, награбленные у населения, хранились в специальном складе у Каминского, который выдавал их своим приближённым».

История

Создание

Файл:Voskoboynik.jpg
К. П. Воскобойник, первый бургомистр Локотского самоуправления

Файл:Bundesarchiv Bild 101I-280-1075-17A, Russland, Borislaw Kaminski, Besprechung mit Offizieren.jpg
Бронислав Каминский в окружении офицеров

Бронислав Владиславович Каминский
Бронислав Каминский, 21 марта 1944 года.

В результате стремительного наступления немецких танковых армий летом и осенью 1941 года, советские органы власти оккупированных районов нынешних Орловской и Брянской областей прекратили существование.
События, происходившие в начале войны в западных районах Орловской области (ныне — юго-восток Брянской области), не совсем согласуются с привычными представлениями об общем патриотическом подъёме советского народа и мобилизации всех сил на отпор врагу. В докладной записке начальника штаба партизанского движения на Брянском фронте старшего майора госбезопасности А. П. Матвеева сообщается о том, что в первые месяцы войны с Германией в Брасовский, а также в некоторые другие из соседних районов вернулось несколько десятков раскулаченных и высланных в период проведения коллективизации, которые в расчёте на близкий конец Советской власти «уже присматривались к бывшей своей собственности, прикидывая, во что обойдется ремонт жилого дома, каким образом использовать „свою" землю, выгодно ли восстановить мельницу и т. д.», — нисколько не скрывая своих настроений от окружающих. В той же записке отмечались и сильные антисоветские настроения среди крестьян Брасовского района, и засоренность местных партийных и советских организаций «чуждым элементом», и то, что в годы войны «по сравнению с соседними районами Брасовский район дал из числа партийно-советского актива относительно меньший процент партизан и относительно больший — предателей».
Пожалуй, одно только обстоятельство отличало Брасовский район от соседних, а именно то, что в царские времена эти земли входили в состав Комарицкой волости и принадлежали императорской фамилии, а в неприметном посёлке Локоть находилось имение великого князя Михаила Александровича Романова. Не зная крепостного права и послереформенного разорения, брасовские крестьяне жили спокойной и размеренной жизнью, пока бурные события революции, гражданской войны и коллективизации не положили конец этому самодостаточному существованию. То, что для бывших дворцовых крестьян коллективизация стала не «вторым изданием» крепостного права, а «первым», явилось причиной скрытого недовольства новой властью, вылившегося наружу, когда сама эта власть оказалась висящей на волоске.
Почти за две недели до появления танковой дивизии в Локте, в этом состоянии полной неопределённости собрались сельские и деревенские старосты вместе с выбранными депутатами и большинством голосов приняли решение назначить «губернатором Локтя и окрестной земли» инженера завода по производству спирта Константина Павловича Воскобойника, а его заместителем Бронислава Владиславовича Каминского. Для поддержания порядка был сформирован отряд милиции, численностью свыше 100 человек. Во время стремительных наступлений вермахта в 1941 году на несколько дней с момента эвакуации (или бегства) представителей Советской власти на территориях воцарилась анархия, сопровождаемая грабежами и убийствами. Первоначально милиция служила именно для поддержания относительного порядка в районе Локтя. Подобные части существовали на многих территориях.
Командир авангардного отряда немецких танкистов утвердил Константина Воскобойника, как уполномоченое лицо, в должности обер-бургомистра (более высокая должность, чем просто бургомистр) всей «Локотской волостной управы», которая увеличилась впоследствии до округа. Немецкий капитан, который командовал передовым отрядом танкистов, дал разрешение на существование отряда «местной самообороны» (который уже был создан ранее), ограничив его численность до 20 человек.
Учитывая организаторские способности Воскобойника, уже через две недели, 16 октября 1941 года, немцы позволили ему увеличить отряд до 200 человек.
7 января 1942 года с целью уничтожения гарнизона коллаборационистов на посёлок Локоть было совершено нападение партизанских отрядов «За Родину», имени Сталина и имени Сабурова под руководством командира украинского партизанского соединения Александра Сабурова. В ходе боя, продолжавшегося до утра 8 января, было уничтожено 54 члена отряда «народной милиции», включая К. П. Воскобойника (из общего количества в 200 человек). По заявлениям партизан, потерь они не имели, и ушли до подхода основных сил противника.
После гибели Константина Воскобойника его место занял Бронислав Каминский. В качестве ответной акции за гибель Воскобойника были расстреляны заложники из числа местных жителей.
В условиях возрастающей партизанской угрозы тылу германской армии, Каминский продолжил «милитаризацию» района. Командование 2-й танковой армии предоставило ему вести борьбу с партизанами под немецким контролем (операция получила название нем. Die Aktion Kaminsky). В конце января 1942 года «народная милиция» насчитывала 800 человек, в феврале — 1200, а в марте — 1650 человек.
К середине 1943 года Русская освободительная народная армия (РОНА), выросшая из отряда самообороны, уже имела численность не менее 20 000 человек, если учитывать только подразделения регулярных войск.




 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz