Люфтваффе в составе вермахта
Фактически, становление этого вида вооруженных сил началось в 1933 году. В марте 1935 года люфтваффе насчитывало 1888 боевых машин и 20 тыс. человек персонала[источник не указан 799 дней]. Главнокомандующим силами люфтваффе вермахта являлся Герман Геринг (9 марта 1935 года – 23 апреля 1945 года), впоследствии генерал-фельдмаршал и рейхсмаршал, который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации. Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.
Структурная организация и обозначение В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (нем. Luftkreiskommando), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории. Первоначально в люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstabes der Luftwaffe) и Главный штаб (нем. Luftwaffenfuhrungsstabes). Весной 1942 г. их объединили в Главное командование люфтваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe — OKL). К 1939 г. сложилась организационная структура (разработанная Герингом и Мильхом) люфтваффе, сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны. Наиболее крупным формированием в структуре люфтваффе был воздушный флот (нем. Luftflotte). Первоначально было пять воздушных флотов, затем в 1943–1944 годах было сформировано ещё три флота. У командующего воздушным флотом было звание генерал-оберста или генерал-фельдмаршала.
Флоты Высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (нем. Luftflotte). Первоначально в составе люфтваффе было три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один (6-ой), а в 1944 г. ещё два флота (10-й и флот «Рейх»). В течение 1940–45 гг. каждый из флотов действовал на определённом театре военных действий. Общая ответственность воздушных флотов была следующей: 1-й воздушный флот: северный фланг Восточного фронта, в конце февраля 1945 г. понижен до командования люфтваффе «Курляндия»; 2-й воздушный флот: с 1940–1942 г. центральный участок Восточного фронта, с 1942 г. на Средиземноморье, в сентябре 1944 г. передал свои функции командующему люфтваффе в Италии; 3-й воздушный флот: контролировал территорию Германии и Франции, в сентябре 1944 г. преобразован в командование люфтваффе «Запад», которое вошло в воздушный флот «Рейх»; 4-й воздушный флот: южный фланг Восточного фронта, 14 апреля 1945 г. преобразован в 4-е командование люфтваффе, включённое в 6-й воздушный флот; 5-й воздушный флот: Северный ТВД, включая Норвегию и Финляндию, в сентябре 1944 г. передал свои функции командующему люфтваффе в Норвегии; 6-й воздушный флот: центральный участок Восточного фронта; воздушный флот «Рейх»: ПВО Германии. Помимо этого в разное время существовали независимые от флотов командования люфтваффе; например, командование люфтваффе «Юго-Восток» в мае–октябре 1944 г. контролировало Югославию, Албанию и Грецию. Флот состоял из корпусов (нем. Fliegerkorps) и дивизий (нем. Flieger-division). Основными же боевыми единицами в люфтваффе являлись эскадра (нем. Geschwader), группа (нем. Gruppe) и эскадрилья (нем. Staffel). Штатная эскадрилья люфтваффе состояла из 12 самолётов.
Эскадра Основной тактической единицей была эскадра. Каждая полная эскадра включала штабное звено и 3-4 группы: всего от 110 до 150 самолётов. Ей присваивался номер из арабских цифр, например, JG 51 — Jagdgeschwader (истребительная эскадра) 51. Командовал эскадрой гешвадеркоммодор (нем. Geschwaderkommodore, сокращенное обозначение — Kdre.). В документах эскадры обозначались аббревиатурами: истребительная (нем. Jagdgeschwader) — JG; ночных истребителей (нем. Nachtjagdgeschwader) — NJG; тяжелых истребителей (нем. Zerstorgeschwader) — ZG; штурмовиков (нем. Schlachtgeschwader) — SG (с 1943 г.) или Sch.G (до 1943 г.); ночных штурмовиков (нем. Nachtschlachtgeschwader) — NSG; бомбардировочная (нем. Kampfgeschwader) — KG; скоростных бомбардировщиков (нем. Schnellkampfgeschwader) — SKG; пикирующих бомбардировщиков (нем. Sturzkampfgeschwader, Stukageschwader) — St.G; транспортная авиация (нем. Kampfgeschwader zur besonderen Venvendung) — KGzbV (до 1943 г.) или TG (нем. Transport-geschwader транспортная эскадра, с 1943 г.); учебно-боевая (нем. Lehrgeschwader) — LG. авиация специального назначения (нем. zur besonderen Verwendung) — zbV. Группа, имевшая в разное время по штату 40-50 самолётов, состояла из штабного звена и трёх эскадрилий. Ей командовал группенкоммандер (нем. Gruppenkommandeur, сокращённо — Kdr.)). Номер группы писался римскими цифрами, через косую черту давалось обозначение эскадры. Если эскадра была смешанной, после номера группы в скобках указывалось её назначение. Например: I/JG 27 — I группа 27-й истребительной эскадры; I(J)/ LG 2 — I группа лёгких истребителей 2-й учебно-боевой эскадры;
Эскадрилья Эскадрилья имела в своем составе от 12 до 16 самолетов. Нумерация эскадрилий в эскадре была непрерывной: в I группу входили 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи, во II — 4-я, 5-я, 6-я и т. д. Номер эскадрильи записывался арабской цифрой с точкой. За номером через дробь следовало обозначение эскадры или группы (если группа не входила в состав эскадры). В скобках могло уточняться назначение эскадрильи: 1./JG 27 — 1-я эскадрилья (в составе I группы) 27-й истребительной эскадры; 7./KG 76 — 7-я эскадрилья (в составе III группы) 76-й бомбардировочной эскадры; 10.(Jabo)/JG 2 — 10-я (истребительно-бомбардировочная) эскадрилья 2-й истребительной эскадры; 3.(F)/Aufkl.Gr 22 — 3-я (дальнеразведывательная) эскадрилья 22-й разведывательной группы; сокращенный вариант −3./(F)22; 1./Aufkl.Gr Ob.d.L. — 1-я эскадрилья разведывательной группы, непосредственно подчинявшейся главному командованию люфтваффе; 1./KGr 106 — 1-я эскадрилья 106-й бомбардировочной группы; Stab/ZG 2 означало штабное звено 2-й эскадры тяжёлых истребителей. Эскадрильи, в свою очередь, делились на звенья (нем. Kette), которые в большинстве родов авиации состояли из трёх самолётов. В истребительных частях имелись звенья из четырёх самолётов (нем. Schwarm), делившиеся ещё на пары (нем. Rotte). Состав эскадр, групп и эскадрилий варьировался в зависимости от задач, поставленных перед ними, наличия самолётов и лётного состава, условий тылового снабжения и так далее. Особо гибкой организацией отличалась истребительная авиация, в которой обычным явлением было ведение боевых действий группами одной эскадры (или даже эскадрильями), находившимися на расстоянии нескольких сотен километров друг от друга. Такие подразделения действовали обособленно, в зависимости от сложившейся боевой обстановки на данном участке фронта.
Деление разведывательной и морской структур люфтваффе Разведывательная и морская авиация эскадр не имела (там структурных единиц выше группы не было) и делилась непосредственно на группы, в соответствии с назначением: группа ближних (фронтовых) разведчиков (нем. Nahaufklarungsgruppe) — IMA.Gr; группа дальних разведчиков (нем. Fernaufklarungs-gruppe) — FA.Gr; группа морских разведчиков (нем. Seeaufklarungs-gruppe) — SA.Gr; группа ночных разведчиков (нем. Nachtaufklarungs-gruppe) — A.Gr.Nacht; группа корабельной авиации (нем. Bordflieger-gruppe) — B.FI.Gr; группа береговой авиации (нем. Kustenflieger-gruppe) — Ku.FI.Gr.
Спецназ люфтваффе Существовали также группы специального назначения: испытательная группа (нем. Erprobungsgruppe) — Er.Gr или Erpr.Gr; группа подготовки пополнений (нем. Erganzungs-gruppe) — Erg.Gr; планерная группа (нем. Schleppgruppe); разведывательная группа главного командования люфтваффе (стратегической разведки) — Aufkl.Gr. Ob.d.L;
Наземные части люфтваффе В состав люфтваффе входили следующие наземные воинские подразделения[1]: связные части, части аэродромного обслуживания и строительные с 1935 г. зенитно-артиллерийские части, с 1935 г. (на декабрь 1944 г. 816 200 человек); парашютно-десантные части — с 1936 г. парашютно-десантный батальон (нем. Fallschirmshutzen Bataillon): образован в составе полка «Генерал Геринг» (нем. Regiment «General Goring»), подчинённого лично Герману Герингу, в 1938 г. стал ядром 7-й воздушной дивизии (нем. Flieger Division); до апреля 1945 г. образовано 11 воздушных (парашютно-десантных) дивизий; пехотные части, с января 1942 г.: первые пехотные батальоны люфтваффе из наземного персонала были образованы в январе 1942 г. во время Московской битвы для защиты инфраструктуры люфтваффе от партизан и десантов РККА, но были распущены до декабря 1942 г.; с октября 1942 г. вследствие больших потерь вермахта на Восточном Фронте начинается формирование регулярных полевых дивизий люфтваффе (нем. Luftwaffe Feld Division), и до мая 1943 г. была создана 21 полевая (пехотная) дивизия люфтваффе; в ноябре 1943 г. перешли (кроме зенитных частей) под управление Сухопутных ВС (нем. Heer); моторизованая дивизия «Герман Геринг», с сентября 1943 г. В состав люфтваффе входил Форшунгсамт (нем. Forschungsamt; букв. научно-исследовательский институт) — название службы разведки и контрразведки. Имелись отделы криптографии.
История
Предшественник люфтваффе — «Имперские военно-воздушные силы» (нем. Luftstreitkräfte) были организованы в 1910, с появлением военной авиации. После поражения Германии в Первой мировой войне, по условиям Версальского договора (1919), ей было запрещено иметь собственную военную и гражданскую авиацию. Однако в 1922 году запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями. Интерес к военной авиации в государстве был очень велик, поэтому она создавалась под видом авиакружков и других гражданских формирований. К середине 1920-х годов в Германии была создана высокоэффективная авиационная промышленность (заводы «Фоккевульф» в Бремене, «Дорнье» в Фридрихсхафене, «Хейнкель» в Варнемюнде, «Юнкерс» в Дессау, «Мессершмитт» в Аугсбурге). В то время, как победившие союзники всё ещё летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали более современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси. Реорганизованная авиакомпания «Люфтганза», получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырёх лётных школах «Люфтганзы», приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях. Когда Гитлер в 1933 году стал канцлером, он уже имел серьёзную финансовую базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным лётчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора «Люфтганзы» Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Подчинённым Мильха являлся генерал-лейтенант Вальтер Вефер, неофициальный начальник штаба люфтваффе и шеф управления авиации, в прошлом пехотинец. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 года фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени люфтваффе насчитывала 1888 самолётов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Сообщения о мощи немецкой авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха.
|