Линейный корабль «Сент-Иштван». Вид сбоку. Иллюстрация 1925 года.
Для предназначенных к действиям в замкнутом бассейне Адриатического моря дредноутам Австро-Венгерского флота предъявлялись не слишком высокие требования скорости (20 узлов). Это позволило при выборе основных характеристик корпуса ограничиться сравнительно небольшим отношением длины к ширине (5,56). Корпус кораблей набирался по продольно-поперечной схеме, на основе 216 шпангоутов. Их нумерация шла, как и во французском флоте, в обе стороны от мидель-шпангоута. Величина шпации различалась для средней части кораблей (1220 мм) и носовой и кормовой оконечностей (915 мм). Корабли имели три непрерывных палубы - верхнюю, среднюю и нижнюю и имели сдвоенное днище для защиты от подводных взрывов. При этом внутренне днище было особо толстым (два слоя по 25 мм) и отстояло от внешнего на 1220 мм. Это было так называемое «бронированное днище» Поппера, впоследствии показавшее себя неэффективным, в особенности в сравнении с системами, работавшими на принципе гашения энергии замкнутыми объёмами, а не броневой преградой.
Форштевень имел ярко выраженную «таранную» форму. Высота надводного борта была недостаточной (6,05 м, а в полном грузу - до 5,65 м), что обусловило высокую степень заливаемости носа и приводило к зарыванию кораблей во встречную волну. В качестве дополнительной меры для успокоения поперечной качки корабли оборудовали двумя скуловыми килями.
Броневая защита новых линкоров по-сути, представляла собой усиленную модификацию бронирования предшественников - линкоров типа «Радецкий». Корабли имели по два броневых пояса - главный (280 мм, постепенно утоньшавшийся по направлению к носу до 110 мм и к кормовому траверзу до 150 мм) и верхний (180 - 110 мм). В корме главный пояс упирался в броневой траверз толщиной 130 мм. Внутреннее вертикальное бронирование корпуса дополнялось поперечными и наклонными траверзами, завершавшими формирование замкнутого контура вертикального бронирования цитадели линкора. 280-мм пояс замыкался в носу и корме траверзами толщиной 160-мм, 180-мм пояс — траверзами толщиной 120 мм в носу и 180 мм в корме. Батарея 150-мм орудий на средней палубе защищалась 180-мм плитами и прикрывалась сверху палубой из двух толщин стали повышенного сопротивления по 15 мм. Средняя палуба бронировалась от форштевня до батареи и затем в корму от нее до четвертой башни настилкой такой же толщины (15+15 мм), а нижняя — только в пределах броневой цитадели, где состояла из двух стальных листов (18+18 мм) в плоской части и двух листов (18+30 мм) на скосах. Нижняя палуба имела защитную двухслойную настилку из стали повышенного сопротивления только за пределами цитадели в оконечностях— 18+25 мм в носу и 18+30 мм в корме. Башни главного калибра была защищены в целом очень надёжно. Барбеты и борта башен прикрывались 280-мм плитами, лоб башен — 200-мм. Наклонные листы крыш имели толщину 150-мм и плоские — 60 мм. Боевые рубки прикрывали с боков 250 — 280-мм плиты, в то время как их плоские крыши имели защиту из двух стальных листов —всего 60 мм (30+30 мм), а кормовая рубка даже из двух по 25 мм. Бортовые командно-дальномерные посты вспомогательной артиллерии бронировались 180-мм плитами с боков и сверху прикрывались 40-мм крышей. Наблюдательные колпаки боевых рубок и бортовых постов выполнялись из литой крупповской стали в 30 мм.
Главным недостатком линкоров типа «Вирибус Унитис» стала слабость противоторпедной защиты, следствием чего стала гибель двух кораблей («Сент-Иштвана» и «Вирибус Унитис» от итальянских торпедных катеров и боевых пловцов соответственно).
Энергетическая установка
На первых трёх кораблях энергетическая установка была четырёхвальной, представленной прямоприводными турбинами Парсонса постройки СТТ, работавшими на четыре вала и 12 котлами «Ярроу». Венгерский собрат «Сент-Иштван» коренным образом отличался по всем компонентам ЭУ. Корабль был двухвальным, винты приводились в движение двумя турбоагрегатами системы «Кертис-АЭГ». Пар производили 12 котлов английской системы «Бэбкок энд Уилкокс». Все компоненты двигательной установки «Сент-Иштвана» изготавливались будапештским заводом «Ганц и К°— Данубиус». На ходовых испытаниях все линкоры постройки CTT слегка не дотянули до проектных 20,5 узлов, показав скорости в диапазоне от 20,28 до 20,41 узла. Испытаний «Сент-Иштвана», в связи с военным временем, не производилось.
Вооружение
Орудийная башня главного калибра линкора «Вирибус Унитис» на заводе "Шкода" в Пльзене
Главный калибр линейных кораблей типа «Вирибус Унитис» составляли 12 305-мм 45 калиберных орудий образца 1910 года. Орудия производились фирмой «Шкода» в Пльзене. Каждое орудие оснащалось горизонтально-клиновым затвором и имело полный вес 54,25 т. Огонь вёлся 450-кг снарядами с начальной скоростью 800 м/с, расчетная бронепробиваемость крупповской цементированной брони составляла 1065 мм у дула, или 470 мм на дистанции в 35 кабельтовых. Впервые орудия данного типа применялись на предшествующем типе линейных кораблей - типе «Радецкий». Артиллерия ГК размещалась в четырёх трёхорудийных башнях, по две в носу и корме, расположенных линейно-возвышенно. Такого рода расположение было позаимствовано у американских дредноутов типа «Саут Каролина» и отличалось возросшей компактностью линкора. Диапазон углов возвышения составлял от — 4° до +20°, расчетная скорость стрельбы - 2 выстрела в минуту - должна была быть достигнута путём интенсивных тренировок личного состава. На кораблях имелось два калибра противоминной артиллерии: 12 150-мм 50-калиберных орудий и 18 66-мм пушек. На крышах 305-мм башен, начиная с 1915 — 1916 годов, были установлены несколько 66-мм зенитных орудий. Артиллерийское вооружение дополняли четыре подводных торпедных аппарата калибром 533 мм. Управление огнем ГК осуществлялось с помощью дальномеров фирмы «Барр энд Страуд» (база 3658 мм), установленных в броневых 30-мм кожухах на крышах обеих боевых рубок. Кроме того, каждая 305-мм башня имела свой собственный 9-футовый (2,7 м) дальномер, установленный в кожухе из 30-мм противоосколочной брони. 150-мм орудия оснащались 2,7-м дальномерами «Барр и Страуд» в броневых рубках.
Служба
Флот Австро-Венгрии на манёврах. Головной корабль линии - линкор «Тегетгоф»
В довоенный период служба новых линкоров отличалась рутинностью. Весной 1914 года «Вирибус Унитис» и «Тегетгоф» в сопровождении додредноута «Зриньи» совершили первый и единственный дальний поход в Восточное Средиземноморье. После убийства 28 июня 1914 года в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены «Вирибус Унитис» доставил их тела в Триест.
С началом Первой Мировой войны три вступивших в строй линкора типа «Вирибус Унитис» были сведены в первую эскадру линкоров (вторую составили три единицы типа «Радецкий»). 7 августа 1914 обе эти эскадры вышли в море для планировавшегося прикрытия прорыва германского линейного крейсера «Гебен» и лёгкого крейсера «Бреслау» в Стамбул, но были отозваны вскоре после получения сообщения о том, что германские корабли благополучно миновали мыс Матапан.