Энергетическая установка
В отличие от предшественников — броненосных кораблей типа «Дойчланд», оснащенных дизельной ЭУ, новые линкоры получили более традиционную паротурбинную, но на паре высоких параметров. Состав силовой установки включал в себя 2 паровых котла системы Вагнера (давление 58 атмосфер, температура 450°С) и трёх турбозубчатых агрегатов фирмы «Brown-Boveri» на «Шарнхорсте» и фирмы «Deschimag» на «Гнейзенау». Дальность плавания оказалась ниже проектных 8200 (19) миль.
Служба и гибель
Внешний вид линкора «Гнейзенау» по состоянию на февраль 1942
Линейные корабли типа «Шарнхорст» принимали активное участие в боевых действиях Второй мировой войны. В начальный период войны корабли совершали выходы в море для отвлечения части сил британского Флота Метрополии от поиска рейдеров — «карманных линкоров» (броненосных кораблей типа «Дойчланд»), для нанесения ударов по британским патрульным судам между Исландией и Фарерскими островами (одна из таких операций завершилась потоплением вспомогательного крейсера «Равалпинди»), в апреле 1940 прикрывали высадку германских войск в Норвегии (оп.), в ходе выполнения задания 9 апреля имели перестрелку с британским линейным крейсером «Ринаун». В ходе дальнейших операций в норвежских водах «Шарнхорст» и «Гнейзенау» 8 июня 1940 года артиллерийским огнем потопили авианосец «Глориес», однако эсминец эскорта «Акаста» добился попадания торпеды в кормовую часть «Шарнхорста», в результате чего корабль вынужден был встать на ремонт. В декабре 1940 — марте 1941 оба линкора участвовали в операции «Берлин» — атаке британского торгового судоходства в Атлантике. За время операции они потопили и захватили 22 судна общим тоннажем 115 335 брт. После окончания операции линкоры прибыли в Брест, где базировались вплоть до февраля 1942, когда участившиеся налеты британской авиации вынудили провести операцию «Церберус» по прорыву в порт Вильгельмсхафен. Успех этой операции омрачила потеря «Гнейзенау» 27 февраля в Киле после прохождения ремонта. Британская авиабомба попала в носовую часть линкора, вызвав пожар и взрыв. Повреждения оказались настолько серьёзными, что ремонт корабля, по оценкам, затянулся бы на два года. В итоге корабль так и остался невосстановленным, выведен из состава флота и был затоплен в Готенхафене (Гдыне) 28 марта 1945 года в качестве брандера, чтобы загородить фарватер порта при наступлении на город частей Советской Армии.
Внешний вид линкора «Шарнхорст» по состоянию на декабрь 1943
«Шарнхорст» в марте 1943 прибыл в Норвегию, где совместно с другими кораблями Кригсмарине должен был угрожать движению конвоев в СССР и противостоять угрозе высадки союзников. 26 декабря 1943 года «Шарнхорст», при попытке атаки конвоя JW-55B был потоплен кораблями Флота Метрополии во главе с линкором «Дьюк оф Йорк».
Список кораблей типа
Название | Название в период постройки | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата вывода из состава флота/гибели | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Шарнхорст»(«Scharnhorst») | Panzerschiffe «D», «Ersatz Elsass» | Deutsche Werke | 15.06.1935 | 03.10.1936 | 07.01.1939 | 26.12.1943 | Погиб в бою с брит. эскадрой во главе с британским ЛК «Duke of York» у мыса Нордкап |
«Гнейзенау»(«Gneisenau») | Panzerschiffe «E», «Ersatz Hessen» | Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven | 06.05.1935 | 08.12.1936 | 21.05.1938 | 01.07.1942 | 07.02.1942 тяжело поврежден брит. авиацией в Киле — ремонт не закончен; исключен из списков флота; затоплен в Готенхафене28.3.1945 |
Литература
- С. В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. — М.: «Морская коллекция», № 8, 2005
- Сулига С. В. Линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау». — М.: Эксмо, 2006.
- Gröner, Erich (1990). German Warships: 1815—1945. Annapolis, MD: Naval Institute Press.
Ссылки :
- Maritimequest: фотогалерея Шарнхорста (англ.)
- Maritimequest: фотогалерея Гнейзенау (англ.)
- Операция «Берлин» (en)
- Германские линкоры Второй мировой войны