Номенклатура боеприпасов[45] | ||||||
Тип | Вес снаряда, кг | Вес метательного заряда, кг | Вес ВВ, кг | Взрыватель | Начальная скорость, м/с | Дальность табличная при угле возвышения 20°, м |
Фугасный обр. 1907 года | 29,48 | 7—8 | 2,56 | 7ДТ, МР | 823 | 10 431 |
Фугасный обр. 1911 года | 28,97 | 7—8 | 3,73 | МР | 795 | 13 900 |
Фугасный обр. 1928 года | 26,3 | 7—8 | 1,8 | н/д | 825 | 17 010 |
Шрапнель обр. 1907 года | 20,7 | 7—8 | н/д | ТМ-6 | 820 | 10 608 |
Ныряющий | 26,1 | 0,7 | 5,16 | НВ | 216 | 2 195 |
Осветительный беспарашютный | 29,48 | 4,8 | — | МТ-6 | 660 | 10 425 |
Помимо них, мог использоваться весь ассортимент снарядов к 120-мм пушкам СА, Канэ и французской образца 1878 г. |
Зенитная артиллерия
По проекту, зенитное вооружение линкоров типа «Севастополь» должно было состоять из восьми 47-мм орудий, размещавшихся по четыре на крышах первой и четвёртой башен. Однако из-за нехватки таких орудий, фактически, по состоянию на вступление в строй, на «Гангуте» и «Петропавловске» было установлено по два 63,5-мм орудия с боекомплектом в 200 выстрелов на ствол и одному 47-мм орудию, а на «Севастополе» и «Полтаве» — по два 75-мм орудия с боекомплектом 200 выстрелов на ствол и одному 47-мм орудию.
Торпедное вооружение
Торпедное вооружение линкоров типа «Севастополь» составляли четыре неподвижных подводных бортовых торпедных аппарата калибра 450 мм, с боекомплектом по три торпеды на аппарат. Торпедные аппараты предназначались лишь для самообороны линкора в крайнем случае, при выходе артиллерии из строя. В боекомплект включались парогазовые торпеды модели 4-12 (образца 1912 года), имевшие вес заряда в 100 кг и дальность хода в 2 км при скорости в 43 узла, либо до 6 км при скорости 28 узлов.
Авиационное вооружение
После окончившейся в 1931 году модернизации «Марат» получил авиационное вооружение, состоявшего из одного гидросамолёта-разведчика КР-1. Самолёт хранился на крыше 3-й башни, а его взлёт и посадка осуществлялись с воды, для чего в районе кормовой рубки был размещён кран для подъёма и спуска самолёта на воду. Схожее вооружение, отличавшееся лишь установкой более громоздкого крана 20-тонной грузоподъёмности, получила после модернизации 1931—1934 годов и «Октябрьская Революция». Более мощное авиационное вооружение получила «Парижская Коммуна», на крыше 3-й башни которой в 1930 году была установлена пневматическая катапульта 3-К для запуска двух размещавшихся на борту КР-1, однако уже в 1933 году катапульта была демонтирована, хотя самолёты и краны для их запуска с воды оставались на линкоре до 1940 года.
Энергетическая установка
![Файл:Poltava screws.jpeg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Poltava_screws.jpeg/800px-Poltava_screws.jpeg)
Вид на винты и руль «Полтавы», находящейся на стапеле
Линкоры типа «Севастополь» оснащались паротурбинной силовой установкой. На кораблях имелось четыре котельных отделения, в которых размещались 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Площадь нагревательной поверхности носовых трёх котлов, предназначенных для работы только на жидком топливе, составляла по 311,9 м², остальные котлы имели смешанное питание и площадь нагревательной поверхности по 375,6 м². Топливом для котлов обычно служил уголь, при форсированном режиме работы применялось сжигание нефти. Нормальный запас топлива на борту составлял 816 т угля и 200 т мазута, полный, соответственно — 1500 и 700 т. Главные механизмы силовой установки размещались в трёх машинных отделениях и состояли из 10 паровых турбин системы Парсонса, работавших на четыре вала. В бортовых отделениях размещались по две турбины высокого давления, переднего и заднего хода, работавшие на один вал. В центральном отделении находились два средних вала, на каждый из которых работали три турбины: высокого давления переднего хода, низкого давления переднего хода и низкого давления заднего хода. За моторными отделениями размещалось отделение главных холодильников, в котором помещались циркуляционные насосы и два главных конденсатора с общей площадью охлаждающей поверхности 1951 м². Проектная максимальная мощность силовой установки составляла 32 000 л.с. при 280 об/мин в нормальном и 42 000 л.с. при 300 об/мин в форсированном режиме. В реальности были достигнуты и большие значения, так, на «Полтаве» на ходовых испытаниях в 1915 году удалось достичь 52 000 л.с. при 320 об/мин.
Модернизация
Линкоры типа «Севастополь» были спроектированы с учётом опыта боевого применения линейных кораблей в период русско-японской войны, в соответствии с принятой до первой мировой войны, оборонительной военно-морской доктриной Российской Империи, для действий в условиях внутреннего Балтийского театра. К началу войны с Германией, эти корабли являлись, в своём классе, сильнейшими в мире. Однако, после окончания войны, ведущие, континентальные, морские державы: Англия, США, Япония, стремясь достичь превосходствы главных сил своих флотов на океанских просторах, приступили к интенсивному созданию линейных кораблей послевоенного поколения, которые по основным характеристикам значительно превосходили довоенные типы. На этом фоне, вплоть до начала 1930-х гг., в СССР разрабатывалась, весьма выгодная в условиях восстанавливаемой экономики, оборонительная военно-морская доктрина, в соответствии с которой, основное внимание уделялось созданию подводных лодок, торпедных катеров, развитию морской авиации… Восстановление и ввод в состав морских сил балтийского флота (МС БФ) линкоров типа «Севастополь», послужили поводом для принятия решения о их модернизации, в целях повышения эффективности их боевого применения, с учётом тенденций развития кораблей этого класса у вероятного противника…
В середине 1920-х годов, вопрос о модернизации находящихся в составе МС БФ линкоров типа «Севастополь», дискутировался на уровне советских военно-морских специалистов, в большинстве своём пологающих, что эти корабли изначально имеющие значительные органические недостатки, морально устарели …
10 марта 1927 года, по инициативе начальника ВМС РККА — Р. А. Муклевича, в НТКМ, состоялось «Особое совещание», на котором, с основным докладом, выступил авторитетный специалист по изучению зарубежного опыта создания линкоров — В. П. Римский-Корсаков… Докладчик, аргументированно обосновал основные причины «устаревания» линкоров типа «Севастополь» и раскрыл перспективные направления их модернизации. В частности, отмечалось: линкоры, спроектированы с учётом анализа использования линейных кораблей в Цусимском сражении; главный броневой пояс защищает корабль только от фугасных снарядов и недостаточен против бронебойных снарядов калибром 305-мм, пробивающих 225-мм броню бортового пояса со всех дистанций, вплоть до 130 кабельтовых (предельная дальность стрельбы орудий главного калибра); совершенно неудовлетворительно горизонтальное бронирование палубы — 37,5+25 мм, пробиваемое 305-мм бронебойным и фугасным снарядами с дистанций 90—100 кб и больших, с образованием мощных осколков, способных пробить корпус до днища; казематно расположенная противоминная 120-мм артиллерия малоэффективна при отражении торпедных атак эсминцев (недостаточная — до 75 кб, прицельная дальность стрельбы, вследствие: низкого расположения наводчиков и плутонговых командиров, ограниченных в дистанции визуального обнаружения целей; заливаемости орудий носовых плутонгов при относительно небольшом волнении); недостаточна мощность зенитной артиллерии.
С учётом вышеизложенного, докладчик рекомендовал возможные направления модернизации линкоров, в частности: усилить бронирование одной из палуб до 75 мм; увеличение дальности стрельбы орудий главного калибра, в первую очередь, за счет использования облегченных снарядов со специальными баллистическими наконечниками, обеспечивающих повышение дальности стрельбы до 175 кб (для 381-мм орудий английских линкоров, рассматриваемых в качестве основного вероятного противника, предельная дальность оценивалась в 150 кб), во вторую очередь, в процессе модернизации башен главного калибра, за счёт увеличение угла возвышения орудий главного калибра с 25° до 45°, (теоретически до 162 кб обычным снарядом и до 240 кб облегченным); повысить в 1,5—2 раза скорострельность орудий главного калибра; применить новые дальномеры закрытого типа с увеличением высоты их установки; внедрить новые приборы управления стрельбой (ПУС); обязательно оснастить каждый линкор двумя гидросамолетами; заменить противоминную артиллерию казематного расположения, двухорудийными 100-мм башнями, с акцентом на необходимость разработки подобных корабельных артиллерийских систем; усилить зенитную артиллерию; для повышения автономности плавания, перевести котлы на отопление жидким топливом, при этом, в целях компенсации ослабления системы бортовой противоминной защиты корабля, вследствие ликвидации угольных ям, установить бортовые були, на подводной части корпуса; ожидаемое увеличение гидродинамического сопротивления корпуса, за счёт установки булей, компенсировать увеличением мощности главной котлотурбинной установки за счёт ожидаемого повышения форсировки котлов при нефтяном отоплении и обеспечения тем самым, прежнего значения скорости полного хода; для улучшения мореходных качеств в штомовых условиях, увеличить высоту надводного борта носовой части корпуса; ввести систему противохимической защиты; обновить прожекторные устройства, средства радиосвязи и прочее… Для реализации всех требований модернизации предварительно определены затраты в размере более 40 млн руб. на каждый линкор.
В итоге работы совещания, было принято решенение, в первую очередь, перевести котлы на жидкое топливо. Поскольку выделение столь значительных средств на модернизацию, в то время было маловероятным, Р. А. Муклевич, в заключительном слове, отметил безусловную необходимость модернизации линкоров и поручил НТКМ проработать как максимальный, так и минимально необходимый ее варианты с обязательным условием перевода котлов на нефтяное отопление и сохранением скорости полного хода не ниже 22 уз.
5 августа 1927 года, Реввоенсовет СССР (РВСС) постановил: "ремонт и модернизацию линкоров типа «Севастополь» начать с восстановления линкора «Фрунзе»…
В конце 1927 года, были разработаны конкретные предложения по объему модернизации. Разработку проектов модернизации линкоров типа «Севастополь» и обеспечение производства конструкторско-технологической документацией вело конструкторское бюро Балтийского завода.
Первым модернизацию проходил «Марат» (1927—1931 гг.), вторым — «Октябрьская революция» (1934—1936 гг.), третьим — «Парижская коммуна» (1936—1941 гг.).
Столь длительный период модернизации линкоров типа «Севастополь» (1927—1941 гг.), характеризуется последовательной цепью компромиссных решений между тем, что надо было сделать, и что сделать возможно, исходя из реальных экономических и производственных возможностей.
Проекты модернизации для каждого советского линкора разрабатывались последовательно, что определило их индивидуальность. На фоне последовательно вводимых улучшений, сохранялись общие тенденции, проявившиеся в конструктивно-архитектурных изменениях комплексов: «носовая боевая рубка-башня КДП-дымовая труба»; «вторая дымовая труба»; «грот-мачта-кормовая башня КДП-кормовая боевая рубка». При этом, у линкоров: «Марат», «Октябрьская революция», «Парижская коммуна», вышеуказанные комплексы выполнены сугубо индивидуально и в процессе последующих ремонтов (технических модернизаций), подвергались незначительным, опять же, сугубо индивидуальным изменениям.
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)