Линейные корабли типа «Остфрисланд» (нем. Ostfriesland-Klasse), часто называемые также типом «Гельголанд» (нем. Helgoland-Klasse) — серия германских линейных кораблей конца 1900-х — начала 1910-х годов. Вторая серия дредноутов Германской империи, по сравнению с предшествовавшим типом «Нассау» отличавшаяся увеличившимся более чем на 4000 тонн водоизмещением, 305-мм артиллерией главного калибра и усиленной броневой и подводной защитой. В то же время линкоры типа «Остфрисланд» всё ещё сохраняли архаичное линейно-ромбическое расположение башен главного калибра, при котором по каждому борту могли вести огонь только восемь орудий из двенадцати. Кроме того, консервативной являлась силовая установка кораблей этого типа. Вместо ставших к тому времени стандартом паровых турбин, корабли оснащались паровыми машинами.
Всего в 1908—1912 годах было построено четыре линкора типа «Остфрисланд»: три — в рамках кораблестроительной программы 1908/1909 годов и четвёртый — по программе 1909—1910 годов. В дальнейшем линкоры прошли модернизацию, заключавшуюся в увеличении максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16°, кроме того в годы войны два из их 88-мм противоминных орудий были заменены на зенитные того же калибра.
В годы Первой мировой войны все четыре корабля серии входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях, в частности, в Ютландском сражении. Хотя «Остфрисланд» в 1916 году был серьёзно повреждён при подрыве на мине, все линкоры типа «Остфрисланд» пережили войну и были после капитуляции Германии интернированы странами-победителями. По одному кораблю получили Великобритания, США, Франция и Япония, но уже в 1921—1924 годах все линкоры были пущены на слом или потоплены в качестве кораблей-мишеней.
«Остфрисланд» в 1911 году
Параметры
Водоизмещение22 440 т нормальное
25 200 т полное
Длина167,2 м максимальная
Ширина28,5 м
Осадка8,2 м
Бронированиепояс: 80—300 мм
траверсы: 90—210 мм
палубы: 50—80 мм
башни ГК: 70—300 мм
барбеты: 60—300 мм
казематы ПМК: 170 мм
командирская рубка: 100—300 мм
Технические данные
Силовая установка15 котлов типа Шульц-Торникрофта;
4-цилиндровые паровые машины тройного расширения
Мощность28 000 л.с.
Винты3
Скорость20,3 узлов максимальная
10 узлов экономическая
Дальность плавания1790 миль на 10 узлах
Экипаж1113 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение6×2 — 305-мм/50
14×1 — 150-мм/45
14×1 — 88-мм/45
Торпедно-минное вооружение6 × 500-мм подводных ТА
Представители
Название
Верфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Судьба
«Остфрисланд» Ostfriesland
верфь флота в Вильгельмсхафене
19 октября 1908
30 сентября 1909
15 сентября 1911
потоплен как мишень 21 июля 1921
«Гельголанд» Helgoland
Howaldtswerke, Киль
24 сентября 1908
25 сентября 1909
19 декабря 1911
продан на слом в 1924
«Тюринген» Thüringen
Weser, Бремен
7 ноября 1908
27 ноября 1909
10 сентября 1911
продан на слом в 1923
«Ольденбург» Oldenburg
Schichau, Данциг
1 марта 1909
30 июня 1910
1 июля 1912
продан на слом в 1921
Литература :
С. А. Балакин. ВМС Германии 1914—1918. Справочник по корабельному составу — Москва: Моделист-конструктор, 1996. — 32 с. — (Морская коллекция № 3 (9) / 1996). — 7000 экз.
Gray, Randal (ed). Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921 — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p.