Линейные корабли типа «Остфрисланд»
Линейные корабли типа «Остфрисланд» (нем. Ostfriesland-Klasse), часто называемые также типом «Гельголанд» (нем. Helgoland-Klasse) — серия германских линейных кораблей конца 1900-х — начала 1910-х годов. Вторая серия дредноутов Германской империи, по сравнению с предшествовавшим типом «Нассау» отличавшаяся увеличившимся более чем на 4000 тонн водоизмещением, 305-мм артиллерией главного калибра и усиленной броневой и подводной защитой. В то же время линкоры типа «Остфрисланд» всё ещё сохраняли архаичное линейно-ромбическое расположение башен главного калибра, при котором по каждому борту могли вести огонь только восемь орудий из двенадцати. Кроме того, консервативной являлась силовая установка кораблей этого типа. Вместо ставших к тому времени стандартом паровых турбин, корабли оснащались паровыми машинами.
Всего в 1908—1912 годах было построено четыре линкора типа «Остфрисланд»: три — в рамках кораблестроительной программы 1908/1909 годов и четвёртый — по программе 1909—1910 годов. В дальнейшем линкоры прошли модернизацию, заключавшуюся в увеличении максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16°, кроме того в годы войны два из их 88-мм противоминных орудий были заменены на зенитные того же калибра.
В годы Первой мировой войны все четыре корабля серии входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях, в частности, в Ютландском сражении. Хотя «Остфрисланд» в 1916 году был серьёзно повреждён при подрыве на мине, все линкоры типа «Остфрисланд» пережили войну и были после капитуляции Германии интернированы странами-победителями. По одному кораблю получили Великобритания, США, Франция и Япония, но уже в 1921—1924 годах все линкоры были пущены на слом или потоплены в качестве кораблей-мишеней.
Параметры
Водоизмещение22 440 т нормальное
25 200 т полное
Длина167,2 м максимальная
Ширина28,5 м
Осадка8,2 м
Бронированиепояс: 80—300 мм
траверсы: 90—210 мм
палубы: 50—80 мм
башни ГК: 70—300 мм
барбеты: 60—300 мм
казематы ПМК: 170 мм
командирская рубка: 100—300 мм
Технические данные
Силовая установка15 котлов типа Шульц-Торникрофта;
4-цилиндровые паровые машины тройного расширения
Мощность28 000 л.с.
Винты3
Скорость20,3 узлов максимальная
10 узлов экономическая
Дальность плавания1790 миль на 10 узлах
Экипаж1113 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение6×2 — 305-мм/50
14×1 — 150-мм/45
14×1 — 88-мм/45
Торпедно-минное вооружение6 × 500-мм подводных ТА
Представители
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Остфрисланд» Ostfriesland | верфь флота в Вильгельмсхафене | 19 октября 1908 | 30 сентября 1909 | 15 сентября 1911 | потоплен как мишень 21 июля 1921 |
«Гельголанд» Helgoland | Howaldtswerke, Киль | 24 сентября 1908 | 25 сентября 1909 | 19 декабря 1911 | продан на слом в 1924 |
«Тюринген» Thüringen | Weser, Бремен | 7 ноября 1908 | 27 ноября 1909 | 10 сентября 1911 | продан на слом в 1923 |
«Ольденбург» Oldenburg | Schichau, Данциг | 1 марта 1909 | 30 июня 1910 | 1 июля 1912 | продан на слом в 1921 |
Литература :
- С. А. Балакин. ВМС Германии 1914—1918. Справочник по корабельному составу — Москва: Моделист-конструктор, 1996. — 32 с. — (Морская коллекция № 3 (9) / 1996). — 7000 экз.
- Gray, Randal (ed). Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921 — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p.