Линейные корабли типа «Кёниг» (нем. König-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. Последний и наиболее совершенный тип германских линкоров, успевших вступить в строй достаточно рано, чтобы принять существенное участие в боевых действиях Первой мировой войны. Корабли последней построенной серии, типа «Байерн», принятые на вооружение в 1916 году, в боях почти не использовались. Конструктивно линкоры типа «Кайзер» представляли собой дальнейшее развитие типа «Кайзер» и отличались впервые введённым на германских дредноутах линейно-возвышенным расположением башен главного калибра. Помимо этого, за счёт увеличения водоизмещения более чем на 1000 тонн по сравнению с предшественниками, на линкорах типа «Кёниг» была вновь усилена броневая защита. Однако по огневой мощи они существенно уступали современным им британским линкорам типа «Айрон Дюк» с 343-мм артиллерией, и тем более последующим линкорам, вооружённым 380-мм орудиями.
Всего в 1911—1914 годах было построено четыре линкора типа «Кёниг»: первые три — в рамках кораблестроительной программы 1911/1912 годов и четвёртый — по программе 1912—1913 годов. Как и другие типы германских дредноутов, существенной модернизации за годы войны корабли типа «Кёниг» не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16°. Помимо этого, в годы войны два из их зенитных орудий и все 88-мм противоминные орудия были демонтированы.
В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кёниг» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались во всех его боевых операциях. В ходе Ютландского сражения «Гроссер Курфюрст», «Маркграф» и особенно «Кёниг» получили серьёзные повреждения от огня британских линкоров. Кроме того в ходе операции «Альбион» два линкора получили лёгкие повреждения от мин. Тем не менее, все четыре корабля оставались в строю до конца войны. После капитуляции Германии линкоры типа «Кёниг» были интернированы Великобританией и вместе с другими кораблями Флота открытого моря, затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу в 1919 году.
Параметры
Водоизмещение25 390 т нормальное
29 200 т полное
Длина175,4 м
Ширина29,5 м
Осадка8,3 м
Бронированиепояс: 80—350 мм
траверсы: 130—300 мм
палуба: 20—30+60—100
башни ГК: 80—300 мм
барбеты ГК: 80—300 мм
каземат ПМК: 170 мм
командирская рубка: 170—350
Технические данные
Силовая установка16 котлов типа Шульц-Торникрофта;
турбины типа Парсонса
Мощность31 000 л.с.
Винты3
Скорость21 узел максимальная
12 узлов экономическая
Дальность плавания6800 миль на 12 узлах
4600 миль на 19 узлах
Экипаж1136 человек
Вооружение
Артиллерийское вооружение5×2 — 305-мм/50
14×1 — 150-мм/45
6×1 — 88-мм/45
Зенитная артиллерия4×1 — 88-мм/45
Торпедно-минное вооружение5 × 500-мм подводных ТА
Схема линкора типа «Кёниг»
Представители
Название
Верфь
Закладка
Спуск на воду
Вступление в строй
Судьба
«Кёниг» König
верфь флота в Вильгельмсхафене
октябрь 1911
1 марта 1913
10 августа 1914
затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919
«Гроссер Курфюрст» Grosser Kurfürst
Vulcan, Гамбург
октябрь 1911
5 мая 1913
30 июля 1914
затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919
«Маркграф» Markgraf
Weser, Бремен
ноябрь 1911
4 июня 1913
1 октября 1914
затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919
«Кронпринц» Kronprinz
Germaniawerft, Киль
май 1912
21 февраля 1914
8 ноября 1914
затоплен в Скапа-Флоу 21 июня 1919
Литература :
В. Б. Муженников. Линейные корабли типов «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1918) — Самара: Истфлот, 2006. — 116 с. — (Боевые корабли мира).
Ю. В. Апальков. ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу — Приложение к журналу «Моделист-конструктор». — М.. — 32 с. — («Морская коллекция» № 3(9)/1996).
Gray, Randal (ed). Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906-1921 — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p.