Бронирование
В отличие от американских линкоров типа «Саут Дакота» или «Айова», французских типов «Дюнкерк» и «Ришелье», главный пояс на линкорах типа "Бисмарк" был внешним и не имел наклона. Высота главного пояса равнялась 5,2 м, он простирался на 70% длины корабля от погребов носовой до погребов кормовой башен ГК. Его толщина составляла 320 мм, что было несколько меньше, чем аналогичный показатель у кораблей типа «Шарнхорст». Плиты главного в верхнего поясов были изготовлены из цементированной брони Круппа KCnA и укладывались на тиковую подкладку толщиной 50 мм. Толщина верхнего пояса была, наоборот, существенно увеличена по сравнению с «Шарнхорстами» - с 45 до 145 мм. С обеих концов цитадель замыкалась траверсами, имевшими толщину 145, 220 и 180 мм на батарейной, главной и нижней палубах соответственно. Верхняя броневая палуба имела толщину 50-мм (80-мм над погребами), главная броневая палуба - 80-мм + 110-мм скосы (над погребами 95-мм + 120-мм скосы). Палубная броня изготовлялась из закаленной броневой стали "Wh". Барбеты башен главного калибра бронировались только выше броневой палубы и по высоте до верхней палубы имели толщину 220 мм (дополнительную защиту им обеспечивала бортовая броня). Над верхней палубой толщина плит барбетов увеличивалась до 340 мм. Башни ГК в лобовой части защищались плитами толщиной 360 мм, боковые части башен - 150-220 мм, тыльная сторона - 320 мм. Броня для артиллерийских башен изготовлялась из цементированной брони Круппа "KCnA". Общий вес брони составлял 18 700 т (44% водоизмещения).
Энергетическая установка
ЭУ линкоров типа "Бисмарк" - трехвальная, состояла из 12 котлов Вагнера (58 атм, 475°С) и 3 турбозубчатых агрегатов ("Blohm und Voss" на "Bismarck" и "Brown-Boweri" на "Tirpitz"). Отличалась низкой надежностью и малой экономичностью. Реальный расход топлива серьезно превышал расчетный (на 10% на полном ходу и на 19% на экономическом на ЛК "Тирпиц"). На ходовых испытаниях "Бисмарк" развил 30,12 уз. (при 150 070 л.с.), "Тирпиц" — 30,8 уз. (при 163026 л.с).
Служба и гибель
Корабли типа «Бисмарк» принимали активное участие в боевых действиях на море в ходе Второй мировой войны. В мае 1941 «Бисмарк» совместно с тяжелым крейсером «Принц Ойген» участвовал в операции «Rheinübung» («Учения на Рейне») — планировавшейся атаке британского торгового судоходства в Атлантике. В ходе сражения в Датском проливе 24 мая 1941 потопил артиллерийским огнем британский линейный крейсер «Худ», однако сам был повреждён попаданиями снарядов с линейного корабля «Принс оф Уэлс». В ходе преследования британскими кораблями, после попадания авиаторпед с торпедоносцев, вылетевших с борта авианосца «Арк Ройял» 27 мая 1941 погиб в бою с британскими линейными кораблями «Rodney» и «King George V» и тяжелым крейсером «Dorsetshire» в 400 милях от Бреста.
«Тирпиц» известен своими операциями из баз в Норвегии, где корабль находился в составе Боевой Группы Кригсмарине. На протяжении нахождения корабля в Норвегии на него несколько раз организовывались атаки авиации флота и КВВС. 12 ноября 1944 потоплен бомбардировщиками «Ланкастер» при помощи сверхтяжелых бомб «Толлбой» в Тромсё-фьорде — в результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов перевернулся и затонул.
Список кораблей типа
Название | Название в период постройки | Верфь-строитель | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата вывода из состава флота/гибели | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Бисмарк("Bismarck") | Schlachtschiffe "F", "Ersatz Hannover" | Blohm + Voss,Гамбург | 1.7.1936 | 14.2.1939 | 24.8.1940 | 27.5.1941 | Погиб в бою с британскими ЛК "Rodney" и "King George V" и КРТ "Dorsetshire" в 400 милях от Бреста |
Тирпиц("Tirpitz") | Schlachtschiffe "G", "Ersatz Schleswig Holstein" | Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven | 2.11.1936 | 1.4.1939 | 25.2.1941 | 12.11.1944 | Потоплен британскими бомбардировщиками "Ланкастер" с использованием сверхтяжелых бомб "Tallboy" в Тромсё-фьорде |
Литература
- С.В. Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. - М.: "Морская коллекция", №8, 2005
- Печуконис Н.И., Давыдов Ю.В. Линейный корабль «Бисмарк» История корабля 1934 - 1941
- А.В.Платонов, Ю.В.Апальков. Боевые корабли Германии 1939 - 1945. - СПб.: "Корабли и сражения", 1995
- Gröner, Erich (1990). German Warships: 1815–1945. Annapolis, MD: Naval Institute Press.