Параметры
Водоизмещение26 100 т нормальное
31 400 т полное
Длина187,2 м (по КВЛ)
189,8 – 190,1 м (наибольшая)
Ширина27,5 м (наибольшая)
Осадка8,74 м (средняя при нормальном водоизмещении)
9, 98 м (средняя при полном водоизмещении)
Бронированиеглавный пояс: 203—305 мм
верхняя палуба: 32 – 51 мм
Технические данные
Силовая установка18 водотрубных котлов в трёх котельных отделениях
Мощность29 000 л.с. (проектная)
Винты4
Скорость22 узла максимальная (для головного корабля)
Дальность плавания3 800 миль на 22 узлах
4 500 миль на 20 узлах
8100 миль на 12 узлах
Экипаж925 – 1102 человека (в военное время до 1180)
Вооружение
Артиллерийское вооружение5×2 343-мм/45 Mk.V
12×1 152-мм/45 BL Mk.VII
, 1х1 76-мм десантная пушка, 4х1 47-мм салютные пушки Гочкиса, 5 7,71-мм пулемётов системы « Максим-Виккерс»
Зенитная артиллерия2×1 76-мм/45 зенитные пушки QF Mark I (в корме)
Торпедно-минное вооружение4 (2 носовых и 2 кормовых) подводных 533-мм ТА (20 торпед)
Авиационная группа1 взлётная платформа на самолётов-корректировщиков (сняты со всех кораблей типа в 1919 году).
Конструктивные отличия
Наиболее принципиальным отличием кораблей этого типа от предыдущих проектов линкоров был увеличенный до 152 мм калибр противоминной артиллерии и повышенная по сравнению с линкорами более ранних проектов остойчивость. Однако расположение вспомогательной артиллерии оказалось неудачным: находившиеся слишком близко к воде носовые и кормовые орудийные порты постоянно заливали волны, поэтому вода проникала в казематы. В качестве нефтяных цистерн служило междудонное пространство, но при полном запасе топлива линкор получал дифферент на нос, и передняя часть броневого пояса полностью погружалась. Угольные бункеры служили дополнительной подводной защитой.
История серии
Все корабли этого типа активно применялись в годы Первой мировой войны. В соответствии с решениями Лондонской морской конференции 1930 года 3 из 4 кораблей (кроме головного) были сняты с вооружения в 1931—1932 годах. Головной «Айрон Дюк» сдан на слом в марте 1946 г.
Представители
Название | Судоферфь | Закладка | Спуск на воду | Принятие на вооружение | Судьба |
Айрон Дюк Iron Duke V | Portsmouth Dockyard | 15 января 1912 | 12 октября 1912 | 12 марта 1914 | С июня 1929 года — учебный корабль. В1945 году продан на слом. |
Мальборо Marlborough | Королевская судоверфь в Девенпорте | 25 января 1912 | 24 октября 1912 | 12 июня 1914 | Списан в мае 1932 года и 25 июня 1932 года прибыл в Розайт для разделки на металл. |
Бенбоу Benbow | Судостроительная верфь в Бредморе | 30 мая 1912 | 12 ноября 1913 | 13 октября 1914 | Списан в марте 1931 года |
Имперор оф Индиа Emperor of India | «Виккерс» | 31 мая 1912 | 28 ноября 1913 | 13 ноября 1914 | Сел на мель, и 11 июня 1931 года затоплен артиллерийским огнём. |