Лидер эскадренных миноносцев — класс торпедно-артиллерийских кораблей, существовавший в военно-морских силах ряда стран в первой половине XX века. Лидеры занимали промежуточное положение между эскадренными миноносцами и лёгкими крейсерами (водоизмещение до 4000 т) и обычно служили флагманами флотилий эсминцев. В ВМС США (в 1951—1975 годах) к лидерам обычно относились корабли водоизмещением до 10 000 т, оснащённые ракетным оружием. В 1975 году в соответствии с новой классификацией кораблей ВМФ США, класс лидеров был разделён на три класса: ракетные крейсера, эсминцы и фрегаты.
Французский лидер «Могадор» — один из самых известных кораблей своего класса.
Возникновение класса лидеров
С развитием торпедных кораблей в начале XX века возникла необходимость в более крупных, чем эскадренные миноносцы, кораблях, которые должны были выполнять следующие задачи:
Служить флагманом флотилий эсминцев;
Выводить свои эсминцы в торпедную атаку;
Бороться с вражескими эсминцами.
«Свифт» — прародитель лидеров эсминцев.
Согласно взглядам военно-морских историков прообразом лидера эсминцев стал британский большой эсминец «Свифт» (Swift), вошедший в строй в 1908 году. Этот корабль полным водоизмещением 2170 тонн нёс 4 102-мм орудия и два однотрубных 457-мм (позднее заменены на 533-мм) торпедных аппарата; он значительно превосходил по огневой мощи современные ему эсминцы и с 1912 года официально относился к классу лидеров эскадренных миноносцев, его назначением было лидирование 4-й флотилии эсминцев. Однако от лидеров более поздней постройки «Свифт» отличал более высокий и поэтому хорошо заметный силуэт.
Лидеры в межвоенный период
Лидеры Франции
Особое место лидеры заняли в кораблестроительных программах Франции. Не имея достаточно крейсеров чтобы бороться с итальянскими лидерами и эсминцами, французы сделали ставку на огневое и скоростное превосходство своих более крупных кораблей.
Лидер «Ле Триумфан» типа «Ле Террибль»
Первая серия из 6 единиц типа «Ягуар» (Jaguar), вошедшая в строй в 1926-27 годах, имела водоизмещение на 600 тонн большее, чем у французских эсминцев того времени и несла 5 130-мм орудий вместо 4. Дальнейшее развитие лидеров было весьма плавным. От серии к серии возрастало водоизмещение, скорость и огневая мощь. В течение 1930-36 годов французский флот получил ещё четыре серии лидеров — «Бизон» (Bison), «Эгль» (Aigle), «Вокелен» (Vauquelin) и «Ле Террибль» (Le Terrible). Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 2400 до 2600 тонн, вооружение состояло из мощных 138-мм орудий, а скоростные качества были превосходными[5]. Вершиной развития французских лидеров стала пара типа «Могадор» (Mogador), стандартное водоизмещение которых приблизилось к 3000 тонн, а вооружение составили 8 138-мм орудий в спаренных башенных установках.
Следует заметить, что превосходные характеристики французских лидеров покупались ценой снижения дальности плавания и мореходности, но для кораблей, предназначенных действовать в Средиземном море, этот недостаток не считался существенным. Гораздо опаснее оказалась проявившаяся во время войны слабость средств ПВО.
Лидеры США
Американский лидер «Дэвис» типа «Сомерс»
Флот США приступил к постройке лидеров в начале 1930 годов. Поскольку международные соглашения ограничивали стандартное водоизмещение лидеров 1850-ю тоннами, американским конструкторам пришлось пойти на определённые жертвы в попытке вместить в столь ограниченный объём максимум вооружения. Первая серия американских лидеров «Портер» (Porter), состоявшая из 8 кораблей имела весьма мощное вооружение из 8 127-мм пушек в двухорудийных башнях, но они не могли вести зенитный огонь. В итоге все средства ПВО первоначально ограничивались 12,7-мм пулемётами. Следующая серия лидеров «Сомерс» (Somers) включала 5 единиц и имела те же недостатки. Хотя перед началом войны лидеры получили 28-мм счетверённые зенитные автоматы, разработка которых сильно затянулась, новое оружие оказалось ненадёжным, а остойчивость кораблей приблизилась к опасному уровню. В результате американский флот решил не строить более лидеры, сосредоточившись на обычных эсминцах и лёгких крейсерах.
Лидеры СССР
Лидер эсминцев проекта 20И
Лидеры эсминцев проекта 1
Лидеры эсминцев проекта 38
Лидеры эсминцев проекта 48
Лидеры во Второй мировой войне
К началу Второй мировой войны лидеры рассматривались как промежуточный между легкими крейсерами и эсминцами класс быстроходных артиллерийско-торпедных кораблей, назначением которых, по мнению ведущих военно-морских специалистов, являлось:
Американский лидер «Моффет» типа «Портер»
Подавление лидеров и миноносцев противника;
Обеспечение защиты своих кораблей от атак торпедных сил противника;
Выведение своих миноносцев в атаки против сил противника;
Тактическая разведка;
Использование торпедного оружия;
Минные постановки.
Лидеры в послевоенное время
DL-1 «Норфолк», первый представитель класса послевоенных лидеров
Последние годы Второй мировой войны были характерны появлением сразу нескольких принципиально новых угроз для безопасности надводных боевых кораблей: массированных атак с воздуха, скоростных реактивных самолётов, противокорабельных крылатых ракет, быстроходных и малозаметных подводных лодок. В качестве средства противодействия этим угрозам начало развиваться ракетное оружие различного назначения: реактивные глубинные бомбы, зенитные ракетные комплексы, управляемые противолодочные ракетоторпеды. Носителями этого оружия были весьма разнородные по своим характеристикам корабли: начиная от противолодочных эсминцев водоизмещением 2000 т и кончая переоборудованными артиллерийскими крейсерами времён Второй мировой войны и атомным крейсером «Лонг Бич» водоизмещением около 16 000 т.
Неразбериха усугублялась тем, что новые корабли не вписывались в старую классификацию, где главными классификационными признаками основных боевых кораблей были водоизмещение и калибр орудий. Так, «Лонг Бич» по водоизмещению входил в класс тяжёлых крейсеров, а по артиллерии (два 127-мм орудия) лишь с большой натяжкой мог считаться эсминцем. Поэтому для ракетных кораблей было создано два новых класса с подклассами: ракетные крейсера (CAG, CLG, CG, CGN), куда пошли все переоборудованные артиллерийские крейсера и крейсер «Лонг Бич»; и лидеры эсминцев (DL, DLG, DLGN), куда попали все остальные ракетные корабли.
Новому классу лидеров было суждено стать основой новых ракетных флотов. Со временем, когда установились основные тенденции развития ракетных кораблей, этот класс породил три ныне существующих класса: ракетные крейсера, эсминцы и фрегаты.