Лицензионное производство на заводах Польши и Чехословакии.
В конце 1950-х гг. В соответствии с решением правительств Польши и Чехословакии, для оказания помощи в освоении серийного производство танков Т-34-85, из СССР были переданы конструкторско-технологическая документация, технологическое оборудование, оснастка, откомандированы советские специалисты. В 1949 г. Завод ЧКД, г. Прага., приобрёл лицензию на производство танка Т-34-85 и САУ СУ-100.
В 1951 г. Лицензию на производство Т-34-85 приобрёл польский завод Burnar Labedy.
Танки Т-34-85, польского и чехословацкого производства, имели незначительные конструктивные отличия. Серийное производство осуществлялось: в ПНР, в течение 5 лет; в ЧССР, в течение 6 лет.
К 1 мая 1951 г. Собраны первые 4ед. польских Т-34-85, часть узлов и агрегатов для них были доставлены из СССР. С 1953 по 1955 гг., в ПНР было выпущено 1185 машин, а всего — 1380 машин.
Зимой 1952 г. Первый Т-34-85 чехословацкого производства, был выпущен заводом ЧКД(CKD), Praha Sokolovo, по другим данным, заводом «Имени Сталина», в городе Rudy Martin.
В ЧССР танки Т-34-85 выпускались до 1958 г., всего выпущено 3185 ед., значительная часть которых, на экспорт. На базе танка Т-34-85 в ЧССР были разработаны и выпускались: мостоукладчик МТ-34; эвакуационный тягач CW-34, и ряд других машин.
В 1953 г. Польские Т-34 были дважды подвергнуты модернизациям и обозначены соответственно: Т-34-85М1 и Т-34-85М2. В ходе модернизации: был установлен предпусковой подогреватель; двигатель был приспособлен для работы на различных видах топлива; установлены устройства облегчающие управление танком; изменено расположение боекомплекта; установлена система дистанционного управления курсовым пулемётом, позволившая сократить количество членов экипажа до 4-ч человек; установлено оборудование подводного вождения. В ПНР, на базе танка Т-34 были разработаны и производились несколько образцов инженерных и ремонтно-эвакуационных машин.
Конструктивные особенности Т-34 польского производства:
— иное расположение боекомплекта — 55 выстрелов;
— число членов экипажа сокращено до 4-х человек, благодаря новой системе наводки и заряжания лобового пулемёта;
— установлены дополнительные механизмы, облегчающие управление танком;
— установлено оборудование, обеспечивающее преодоление водных преград по дну;
— незначительно изменена конфигурация башни;
— увеличена угловая скорость вращения башни, до (25÷30)°/сек;
— установлены: другая радиостанция — «10РТ-26Э»; другое танковое переговорное устройство — ТПУ-47; другие приборы наблюдения для командира — ТПК-1, или ТПК-У25;
— установлен прибор ночного видения, для механика-водителя;
— увеличен объём дополнительных топливных баков, обеспечивающих увеличение дальности хода до 650 км;
— двигатель, приспособлен для работы на различных видах топлива, оборудован подогревателем, облегчающим запуск при отрицательных температурах;
Конструктивные особенности Т-34 чехословацкого производства:
— Несколько иная конфигурация башни;
— иная форма и расположение дополнительных топливных баков.
Конструкция и компоновка танка Т-34-85
С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.
Примечание: Танки Т-34-76 (Т-34, образца 1943 г.), завершающих серий выпуска, имели трёхместную башню с командирской башенкой. Наводчик орудия именовался: «командир башни», или «башнёр».