Танк "Валентайн"
разработан фирмой "Виккерс-Армстронг", его производство было начато в
1940 г. и продолжалось до 1944 г. Имеет классическую компоновку:
отделение управления располагается впереди, в средней части корпуса
находится боевое отделение, а силовое отделение и отделение силовой
передачи находятся в задней части корпуса. В ходовой части использована
блокированная пружинная подвеска. Опорные катки объединены по два блока
на борт, в каждом блоке два небольших катка и один каток среднего
диаметра. Катки имеют резиновые покрытия рабочих поверхностей, гусеница
используется мелкозвенчатая. Машина имеет относительно сильное
бронирование: толщина лобовой и бортовой брони корпуса и башни
составляет соответственно 65-мм и 60-мм.
Пехотный танк "Валентайн" выпускался в одиннадцати
модификациях, причем изменения каждый раз вносились лишь в вооружение и
силовую установку, а корпус, силовая передача и ходовая часть оставались
неизмененными, только на первых выпусках корпуса были клепаными, а на
всех последующих — сварными. Машины первых семи модификаций имели 40-мм
пушку, три последующие - 57-мм пушку, а одиннадцатая - 75-мм пушку.
Пушки калибра 57-мм и 75-мм оказались великоваты для сравнительно
небольшой башни танка, поэтому пришлось сократить число
находящихся в башне членов экипажа до двух, что затруднило обслуживание
орудия. На первой модификации устанавливался карбюраторный двигатель, на
всех последующих - дизельные двигатели. Снабжался телескопическими
прицелами, зеркальными перископами в качестве приборов наблюдения, а
также радиостанцией. Оказался самым массовым английским танком - было
выпущено 8275 машин этого типа, хотя их вооружение и подвижность всегда
оценивались как недостаточные. Использовался в отдельных танковых бригадах для непосредственной поддержки пехоты. Значительное количество было поставлено в СССР по ленд-лизу.
«Валентайн» Mk I с узкими гусеницами, раннего типа
В начале 1938 г. «Виккерс» оказалась в списке фирм,
привлекаемых к производству М1с II (А12) под общим руководством фирмы
«Вулкан». В качестве альтернативы фирме предложили также разработать
собственный вариант на основе А10, который мог стать первым пехотным
танком, соответствующим спецификации, выработанной в 1934 г. Генштабом
для данного типа машин. А10 впоследствии классифицировали как тяжелый крейсерский,
поскольку он был бронирован намного легче, чем А10 и А12. «Виккерс»
выбрала второй вариант, поскольку уже изготовляла узлы и агрегаты А10, и
могла начать выпуск машин на его базе, переход же на производство танка
А12 оказался бы для нее разорительным.
«Валентайн» Mk II, приспособленный к пустынным условиям
Новая машина использовала шасси, подвеску, двигатель и трансмиссию, идентичные А10, но имела меньшую высоту, более тяжелое бронирование
корпуса и новую башню с 2-фунтовой (40-мм) пушкой. Проект и планы фирмы
были представлены в военное министерство накануне Дня святого Валентина
в феврале 1938 г., и это побудило дать проекту имя «Валентайн». Через год, выдали заказ на производство, однако, основным недостатком
оставалась небольшая башня, вмещавшая двух членов экипажа. В июле 1939
г., «Виккерс» получила заказ на 275 машин. Быстрой постановке
производства способствовало освоение «Виккерсом» шасси А10. В мае 1940
г. в армию отправили для испытаний первую серийную машину.
«Валентайн» Mk VIIA
Первые поставки машин на вооружение начались в конце
1940 г., и в 1940—41 гг. «Валентайны» использовались БТД в роли
крейсерских танков, дабы уменьшить их дефицит. Впервые танки "Валентайн"
появились в 8-й Армии в июне 1941 г. и впоследствии стали важной частью
сил, оставшихся от боев в пустыне.
«Валентайн» Mk III
Производство "Валентайнов" прекратили в начале 1944
года, после выпуска 8275 машин. Однако уже к концу 1942 г. танк
безнадежно устарел из-за низкой скорости и башни, не позволявшей
установить более тяжелое вооружение.
«Валентайн» Mk VIII
Модификации III и V получили модернизированные башни,
вмещавшие еще одного члена экипажа (заряжающего), но это дополнительное
рабочее место пришлось убрать, когда на следующих вариантах установили
57-мм пушку. Пришлось вернуться к несоответствующей задачам двухместной
башне ради повышения огневой мощи. 6-фунтовую пушку ввели для танков
«Валентайн» с марта 1942 г. Другие изменения включили дизель и
постепенный переход к сварной конструкции.
В марте 1943 г. на «Валентайн» установили и отстреляли британскую 75-мм танковую пушку, предназначенную для танка А27, и на танк "Черчилль".
Успех этих испытаний позволил начать полномасштабную разработку и
установку этой пушки. Модификация IX стала последней. Кроме «Виккерса»
танки «Валентайн» строили «Метрополитэн Кэммел» и «Бирмингем Кэрриедж
энд Вэгон».
Производство танков «Валентайн» различных модификаций
Вариант
Число выпущенных, шт.
В % от общего количества
Всего:
8275
100
из них с 40-мм пушкой:
5801
70,1
— в том числе с двухместной башней
3979
48,1
— в том числе с трёхместной башней
1822
22,0
из них с 57-мм и 75-мм пушками:
2474
29,9
«Валентайн» стал одним из основных британских танков и
в 1943 г. на его долю приходилось около четверти общего производства
британского танкостроения. «Валентайн» стал базой для создания различных спецмашин. Кроме того, на шасси «Валентайн» строились две САУ.
Тактико-технические характеристики модификация XI
Боевая масса
18 т
Размеры:
длина
5420 мм
ширина
2630 мм
высота
2270 мм
Экипаж
3 человека
Вооружение
1 х 15-мм пушка Мk2. 1 х 7,92-мм пулемет 1 х 1,69-мм зенитный пулемет