ВОЙНА ?! НЕТ !
Вторник, 23.04.2024, 21:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6269

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Крымскотатарский коллаборационизм во Второй мировой войне

Крымскотатарский коллаборационизм во Второй мировой войне — военно-политическое сотрудничество крымскотатарских националистов и части крымских татар с нацистской Германией во время Второй мировой войны. Обвинение в сотрудничестве с нацистами стало обоснованием для принудительного выселения всех крымских татар с территории Крыма 18 мая 1944 года.

Файл:Crimea propaganda.gif
Нацистский плакат с обращением к крымским татарам

Описание ситуации в Крыму

В 1941 году полуостров Крым был занят немецкими войсками. 28 октября 1941 года группировка вермахта под командованием Эриха фон Манштейна в составе 11-й немецкой армии и частей 3-й румынской армии прорвала Ишуньские укрепления, вторгшись на территорию Крыма. Советские войска, потерпев поражение, начали поспешное отступление: части 51-й армии отходили к Керчи, части Приморской армии — к Севастополю.
На территории полуострова началось создание крымскотатарских мусульманских комитетов. Так, был создан Крымский мусульманский комитет, позднее переименованный в Симферопольский мусульманский комитет. 3 января 1942 года состоялось его первое заседание, в котором приняли участие офицеры вермахта, СД и представители татарских общин. Один из мулл в своём выступлении отметил.

Наша религия и верования требуют принять участие в … священной борьбе совместно с немцами, ибо окончательная победа для татар означает не только уничтожение советского господства, но снова дает возможность их религиозным и моральным обычаям

Генерал-лейтенант Эрих фон Манштейн в своих мемуарах отмечал:

Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар „Адольфа Эффенди"(Адольфа Гитлера)
В ноябре 1941 года германское командование постановило освободить военнопленных крымских татар. К ноябрю 1942 года в Крыму было сформировано 8 батальонов крымских татар. Весной 1943 года был создан ещё один. Несколько батальонов и хозяйственных рот не завершили формирование.
В ноябре 1943 года крымская группировка германских войск была отрезана от основных сил вермахта с суши. В апреле 1944 года началось освобождение Крыма Красной Армией.
Летом 1944 года — весной 1945 года Крымскотатарский национальный центр и его глава Эдиге Кырымал добивались признания политических прав у руководства Германии. 17 марта 1945 года Кырымал и его комитет были признаны правительством Третьего рейха «единственным представителем (политическим и дипломатическим) крымско-татарского народа».

Борьба с партизанами и дезертирство из партизанских отрядов


Немецкий бронепоезд с солдатами в Крыму, 1942 г.

Подготовка к партизанской борьбе в Крыму началась задолго до захвата полуострова. В августе 1941 года Крымский областной комитет ВКП(б) (секретарь В. С. Булатов) совместно с 4-м отделом НКВД Крымской АССР начали работу по осуществлению директивы Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года о перестройке всей работы на военный лад, включая организацию сопротивления на захваченных территориях, и Постановления ЦК ВКП(б) от 18 июля 1941 года «Об организации борьбы в тылу германских войск». План предполагал развернуть на территории Крыма партизанское и подпольное движение под руководством подпольного обкома: от 5 до 7,5 тыс. человек, снабжённых оружием, боеприпасами и продовольствием сроком до полугода. Крымский лес поделили на пять оперативных районов, где должны были действовать 29 партизанских отрядов (кроме того, три отряда из Ленинского, Маяк-Салынского районов и Керчи должны были воевать в каменоломнях Керченского полуострова).
После поражения советских войск и вторжения группировки германских и румынских войск подготовленные партизанские отряды начали выдвигаться к местам дислокации. К ним присоединялись отступавшие бойцы Красной Армии. В ноябре 1941 года в Крымских горах действовало 27 партизанских отрядов общей численностью более 3,4 тыс. человек (из них около тысячи — военные). Манштейн отмечал, что партизаны представляли серьёзную опасность, для борьбы с ними были разработаны специальные антипартизанские мероприятия.
Места дислокации партизанских отрядов находились на территории Алуштинского, Балаклавского, Бахчисарайского, Зуйского, Карасубазарского, Куйбышевского, Старо-Крымского, Судакского, Ялтинского и части Симферопольского районов, где была сосредоточена значительная часть населения из крымских татар. В одном из приказов Манштейна отмечалось: «Всем задействованным войскам против партизан ещё раз довести до каждого, что в этом деле важна помощь гражданского населения, особенно татар и мусульман, ненавидящих русских… Для этого необходимо не допускать каких-либо неоправданных действий против мирного населения. Особенно требуется корректное обращение по отношению к женщине. Необходимо постоянно уважать семейные традиции татар и мусульман и их религию. Также требую неукоснительного уважения к личному имуществу, сохранности скота, продовольственных запасов сельских жителей». Крымскотатарские националисты начали формирование местных органов национального самоуправления, привлекая широкие слои населения.
С первых дней руководство партизанского движения столкнулось с дезертирством из части партизанских отрядов. По докладной записке разведчика-связиста Б. Османова, 1 ноября 1941 года Куйбышевский партизанский отряд в составе 115 человек (по словам Османова, «не менее 100 человек татар, человек 6 русских, остальные из других национальностей») выдвинулся к месту дислокации. Отрядом руководили инструктор РК ВКП(б) Ибраимов (начальник штаба), председатель Куйбышевского райсовета Аметов (комиссар), замдиректора Фотисальской МТС Макъянов. «Отряд имел очень богатые базы, мука, макароны, а также медикаменты могли бы обеспечить года на два весь контингент отряда. Командир отряда Ибраимов, при первых же орудийных выстрелах из дер. Ангигуль, бросил отряд и ушёл в деревню, объявив партизанам, что кто желает, пусть идет домой… С его уходом ушли свыше 50 человек, частично разграбив базы отряда. После него командиром отряда стал Меджметдинов… Командование отрядом… неофициальным путём отдало приказание всем желающим возвратиться домой, что ускорило разгром отряда немцами, так как все неблагонадёжные лица, возвратившись, связались с немцами и указали им пути подхода…» Командующий партизанскими силами А. В. Мокроусов говорил, что в первые два месяца дезертировал 891 человек, «в основном татары».
Серьёзным ущербом для партизанского движения стала потеря многих продольственных баз. В докладной записке заместителя начальника Особого отдела центрального штаба Попова говорилось: «Основные продовольственные базы партизанских отрядов были разграблены в декабре месяце 1941 г., главным образом благодаря предательству со стороны татар, которые являлись не только проводниками немецких войск, но и сами принимали активное участие в разгроме продовольственных баз. В Алуштинском отряде к организации продовольственных баз были привлечены татары, которые в начале ноября месяца их предали, и отряд всё время находился без продовольственной базы». В январе 1942 года партизанское руководство оценивало ситуацию с продовольственными базами как катастрофическую. В большинстве отрядов начался голод, который принял массовый характер. В отчёте о боевых действиях партизан Крыма за 11 месяцев 1942 года (до декабря, то есть без двух месяцев 1941 года) потери партизан оценивались: убитые — 398 человек, пропавшие без вести — 473, умершие от голода — 473 человека. Были отмечены случаи употребления в пищу человеческих трупов. Начальник медслужбы Крымского штаба партизанского движения подполковник П. Михайленко в отчёте об итогах работы медицинской службы в партизанских отрядах писала: «В условиях крымской партизанской борьбы не было бы смертей от голода, если бы не измена крымских татар (разграбление продовольственных баз и т. д.)».
Помимо дезертирства и разграбления продовольственных баз представители крымскотатарского населения, хорошо зная местность, служили проводниками германских войск. Замначальника особого отдела Центрального штаба Попов писал: «В нападении на партизанские отряды большую роль всегда играют местные татары, которые, хорошо зная лес, дороги и тропы, являются проводниками и всегда приводят с той стороны, откуда их меньше всего ожидали». Внук бывшего городского головы города Бахчисарая А. Аблаев в приветственном письме Гитлеру заявлял: «Татары Крыма готовы по Вашему зову бороться вместе с германской народной армией на любом фронте. В настоящее время в лесах Крыма находятся партизаны, еврейские комиссары, коммунисты и командиры, которые не успели бежать из Крыма. Для скорейшей ликвидации партизанских групп в Крыму, мы убедительно просим Вас разрешить нам, как хорошим знатокам дорог и тропинок крымских лесов, организовать из бывших „кулаков", стонущих уже в течение 20 лет под гнетом еврейско-коммунистического господства, вооружённые отряды, руководимые германским командованием. Заверяем Вас, что в самый короткий срок партизаны в лесах Крыма будут уничтожены до последнего человека».
Важную роль сыграли проводники в разгроме подразделений 48-й кавалерийской дивизии, прикрывавшей отход от Перекопа основных частей 51-й и Приморской армий. Последний бой состоялся в окрестностях Алушты 6 ноября 1941 года. Как писал в рапорте военком дивизии, «Целый день 6 ноября мы дрались и скакали от рубежа к рубежу. Последний рубеж в районе дер. Куру-Узень мы удерживали до 16.00. К этому времени татары-предатели из дер. Казанлы вывели к нам в тыл автоматчиков и создалось такое положение, при котором 68-й кавполк, прикрывавший дорогу Ускут-Карасубазар, оказался совершенно от нас отрезанным. Остальные части — 62-й, 71-й и 147-й к.п. и др. оказались в тактическом окружении…»
В ряде случаев крымские татары непосредственно нападали и убивали партизан, парашютистов, бойцов Красной Армии. Их, в частности, убивали во сне, поджигали дома, где они прятались. Так, в донесении об уничтожении разведгруппы сержанта Юргенсона в деревне Ворон говорилось:
9 января 1942 г. в районе г. Старый Крым отдельным парашютным батальоном Крымского фронта была выброшена спецгруппа парашютистов под командой сержанта К. П. Юргенсона. Грузовые парашюты унесло за г. Агармыш и группа осталась без радиостанции, продовольствия и боеприпасов. 10 суток 12 парашютистов пытались найти партизан или перейти линию фронта, но выполнить это не удалось. «НЗ» закончился и Юргенсон решил спуститься к морю достать продуктов. Зашли (мокрые, голодные, измученные) в крайний от гор дом в дер. Ворон и попросили продать еду. Хозяин пригласил в дом обогреться, а дочерей отправил за полицией. Дом был окружен самооборонцами из села. Послали в Кутлак за немцами, но те ехать отказались: «Делайте с ними что хотите». К вечеру в Вороне собралось до 200 татар из Ай-Сереза, Шелена. Десантники отстреливались. Тогда татары решили сжечь их живьём. К татарам прибыла подмога ещё из Капсихора. Общиной решили собрать хозяину дома деньги на строительство нового дома, собрали в сёлах керосин, мазут, солому и дом сожгли. Все десантники сгорели или задохнулись в дыму, отстреливаясь до последнего патрона. Погибли: мл. с-т К. П. Юргенсон, рядовые краснармейцы: А. В. Зайцев, Н. И. Демкин, М. Г. Кохаберия, Л. И. Нетронькин, Н. Х. Трегулов, А. В. Богомолов, В. С. Быков, А. К. Борисов, Б. Д. Адигиезалов, К. А. Колясников и Г. Г. Казарьян.


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz