Треугольное крыло
Треугольное крыло жёстче и легче как прямого, так и стреловидного и чаще всего используется при скоростях свыше M=2.
Недостатки:
возникновение и развитие волнового кризиса
большие сопротивления и более резкое падение максимального аэродинамического качества при изменении угла атаки, что затрудняет достижение большего потолка и радиуса действия.
Примеры применения: МиГ-21, Mirage 2000 - (треугольное крыло малой относительной толщины); Gloster Javelin, Avro Vulcan - (треугольное крыло большой относительной толщины).
Трапециевидное крыло
Основные элементы механизации крыла
1 — законцовка крыла
2 — концевой элерон
3 — корневой элерон
4 — обтекатели механизма привода закрылков
5 — предкрылок
6 — предкрылок
7 — корневой трехщелевой закрылок
8 — внешний трехщелевой закрылок
9 — интерцептор
10 — интерцептор/спойлер
Основные части механизации крыла
- Законцовка (Винглет)
- Элерон
- Высокоскоростной элерон
- Балки закрылок
- Предкрылок Крюгера
- Предкрылки
- Три внутренние закрылки
- Три внешние закрылки
- Интерцепторы (Спойлеры)
- Элерон-интерцепторы
История исследования
Среди полученных ими результатов можно отметить:
-Теорема Жуковского
-Постулат Жуковского — Чаплыгина
Судно на подводных крыльях
Судно на подводных крыльях (СПК) — тип скоростного судна с динамическим принципом поддержания, у которого под корпусом расположены специальные крылья. При стоянке и при следовании на низкой скорости судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт создаваемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. При этом значительно уменьшается сопротивление воды, что позволяет развивать высокие скорости.
Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах
Устройство
2 типа подводных крыльев
Крылья
Существует 2 типа подводных крыльев — частично погруженное крыло (или U-образное крыло) и полностью погруженное крыло (крыло в форме перевёрнутого Т). Управление подводными крыльями осуществляется двумя способами: путём изменения угла атаки (при этом поворачивается всё крыло) или при помощи закрылков. Суда с полностью погруженными крыльями менее подвержены качке от волн, поэтому они более стабильны и комфортны, особенно при использовании на море. Однако полностью погруженные крылья требуют постоянного управления, поэтому они стали широко использоваться с появлением компьютеров. Разумеется, такие компьютеры должны быть очень надёжными, так как в случае их отказа судно упадёт на воду и может даже перевернуться.
Суда с полностью погруженными крыльями появились сравнительно недавно, до этого использовались суда с U-образными крыльями, которые не требуют постоянного управления.
Обычно суда на подводных крыльях имеют два крыла, которые могут быть по-разному расположены относительно друг друга и корпуса судна.
При так называемой самолётной компоновке главное (большее) крыло расположено перед центром тяжести судна, меньшее крыло расположено сзади.
В схеме «утка» меньшее крыло расположено перед основным крылом
В тандемной схеме оба крыла имеют одинаковую площадь и располагаются спереди и сзади от центра тяжести, на равном от него расстоянии.
Самолётная схема и схема «утка» используются на малых судах, тандемная компоновка — на более крупных.