Бронепоезд «Козьма Минин» — бронепоезд, построенный в октябре 1941-го — феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Входил в состав 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
Паровоз бронепоезда «Козьма Минин» на постаменте в Нижнем Новгороде
Состав бронепоезда
В боевую часть бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета Максима в шаровых опорах в бортах — по две на каждый борт. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 25- и 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8.
Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Бронепаровоз Оп имел толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда — 45 мм, на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части — 30 мм. Бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.
Противотанковые орудия «Поезда Победы» на фоне бронированного тендера бронепоезда «Козьма Минин»
Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.
История службы
В январе 1942 года на должность командира бронепоезда был назначен старший лейтенант Тимофей Петрович Белов.
9 февраля в Горький прибыл бронепоезд из Мурома, построенный по тем же чертежам. 21 февраля 1942 года было завершено формирование 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов.
К началу войны на вооружении советских войск находились бронекрепости, построенные Брянской базой бронепоездов. Это были мощные боевые машины высотой с пульмановский вагон, с отвесными прямыми бортами и такими же высокими и прямыми клепаными башнями. Вооружение состояло из четырех башенных короткоствольных 76-мм пушек, восьми станковых пулеметов и в лучшем случае одной счетверенной зенитной пулеметной установки. Как показали бои, эти бронепоезда не отвечали требованиям фронта.
В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входил и «Илья Муромец», построенный в те же месяцы железнодорожниками города Мурома по чертежам, которыми пользовались горьковчане. Кроме того, для обеспечения вспомогательных служб дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две - ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой - 335 человек.
В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз Оп, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы.
Командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом.
Необходимо отметить, что крепости на колесах отличались высокой точностью огня и подготовка данных для этого проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.
Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля.
Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый.
Бронепаровоз Оп имеет толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда - 45 мм; на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части - 30 мм.
Паровоз Оп отличается от Ов измененными перегревателем и цилиндрами. Внешне же они не отличаются друг от Друга (чертежи паровоза Ов опубликованы в нашем журнале за 1979 год, № 4).
Крытая артиллерийская бронеплощадка с боковой броней - 45 мм, верхней - 20 мм имеет на вооружении две 76-мм пушки с пулеметами в танковой башне Т-34, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках - по две на каждый борт.
На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней 45 мм устанавливались 25- и 37-мм полуавтоматические зенитные пушки. Посредине бронеплощадок реактивные установки М-8.
По материалам СЮТ Горьковской железной дороги чертежи подготовлены к печати и выполнены заместителем председателя Московского клуба железнодорожного моделизма Е. ШКЛЯРЕНКО.
Рис. 1. Бронепаровоз (М1:87): 1 - кожух для защиты предохранительного клапана, 2 - кожух для защиты клапана топки, 3 - дверь в командирскую рубку и будку машиниста, 4 - смотровая щель с триплексом, 5 - люки для смазки паровой машины, 6 - кожух для защиты насоса, 7 - двери для чистки дымовой коробки, 8 - смотровая щель будки машиниста, 9 - скобы для крепления фонарей, 10 - люк песочницы, 11 - кожух защиты свистка, 12 - рубка командира бронепоезда, 13 - люк в командирскую рубку, 14 - угольная яма, 15 - люки для набора воды, 16 - стойка антенны, 17 - дверь радиорубки.