4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус (4Гв.кк) (17-й Кубанский казачий кавалерийский корпус (17кк)) — кавалерийское соединение конницы РККА в составе Вооружённых сил СССР во время Великой Отечественной войны.
Фельдъегерский корпус ГПУ — ОГПУ — НКВД (1924 по 1934 года)
Отдельный железнодорожный корпус (ождк) — в 1926 году военнослужащие Отдельного корпуса железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа.
Механизированный корпус (мехкорпус, мк) (1932—1938 годов) — основное оперативно-тактическое соединение подвижных войск РККА, в 1938—1939 годах переформированны в танковые корпуса (тк) (1938—1939 года), в 1940 году были вновь созданы мехкорпуса (1940 — 1941 года), как общевойсковое соединение РККА, для «глубокого потрясения фронта противника». К началу Великой Отечественной войны состоял из двух танковых, одной стрелковой дивизии и других подразделений, частей и соединений. Мехкорпус — РККА периода Великой Отечественной войны. Входил в качестве ударной силы в состав общевойсковых армий РККА. Мехкорпуса как правило находились в окружном (с началом войны — фронтовом) подчинении, реже — входили в состав общевойсковых армий, в качестве ударной силы. К началу войны наибольшее количество — 5 мехкорпусов находилось в подчинении командования Юго-Западного фронта. Всего в РККА имелось 30 мехкорпусов и 9 гвардейских мехкорпусов.
Основная статья: Механизированный корпус
Корпус ПВО (1937 год) — соединение войск ПВО авиации РККА в вооружённых силах СССР перед началом и во время Великой Отечественной войны, предназначенное для защиты от ударов с воздуха важнейших административно-политических, промышленно-экономичческих центров и районов страны, а также группировок войск и военных объектов. К концу войны в войсках ПВО страны действовало 15-ь корпусов ПВО.
Основная статья: Корпус ПВО
Танковый корпус (тк) (1938—1939 года), созданы из переформированных мехкорпусов.
Мехкорпус (1940—1941 года) — основное тактическое объединение подвижных войск РККА к началу войны. Состоял из двух танковых, одной стрелковой дивизии и других частей и соединений. Мехкорпуса как правило находились в окружном (с началом войны — фронтовом) подчинении, реже — входили в состав общевойсковых армий. К началу войны наибольшее количество — 5 мехкорпусов находилось в подчинении командования Юго-Западного фронта.
Авиационный корпус —
64-й истребительный авиационный корпус
Воздушно-десантный корпус (СССР) (вдк) — развёрнуты, началу 1941 года, на базе имевшихся воздушно-десантных бригад, численностью свыше 10 000 человек каждый. Например 4-й воздушно-десантный корпус (СССР) (4вдк) — воинское соединение авиации РККА Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне. Развёрнут весной 1941 году на территории Западного особого военного округа из 214-й воздушно-десантной бригады.
Основная статья: Воздушно-десантный корпус (СССР))
Артиллерийский корпус прорыва (1943—1945 года) — объединение артиллерии РККА в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны. Артиллерийские корпуса прорыва входили в состав артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.
Основная статья: Артиллерийский корпус прорыва
К началу Великой Отечественной войны, в РККА, было 108 корпусов, в том числе:
стрелковых - 62;
механизированных - 29;
кавалерийских - 4;
воздушно-десантных - 5;
авиационных - 5;
ПВО - 3;
С началом войны нехватка людей и техники привела к пересмотру структуры действующей армии. Корпуса в основной своей массе были расформированы, основной тактической единицей пехоты стала дивизия, а подвижных войск и кавалерии — бригада.Однако, при подготовке контрнаступления под Москвой, вновь было учреждено соединение кавалерии в виде корпуса. Вновь образованы и стрелковые корпуса. В 1942 году в наступлении на Харьков принимал участие новый тип соединения подвижных войск — танковый корпус (апрель 1942 года), по своему составу, однако, аналогичный механизированному. Танковые корпуса обычно составляли фронтовой резерв. С 1943 года с началом формирования крупных подвижных соединений — танковых армий — танковые корпуса были введены в их состав и составляли их главную ударную силу.
В конце войны, в составе Вооруженных Сил, было 286 корпусов, в том числе:
стрелковых и кавалерийских - 182;
танковых - 25;
механизированных -13;
артиллерийских и ПВО - 25;
авиационных - 41;
Особый дорожно-строительный корпус НКВД СССР (1945—1956 года), создан для строительства и восстановления разрушенной сети автомобильных дорог СССР во время войны (магистральных автомобильных дорог, дорог оборонного значения), основу корпуса составили дорожные войска подлежащие расформированию. Участвовал в строительстве на территориях Цимлянского гидроузла, Куйбышевской ГЭС, нефтепромыслах Татарии и Башкирии, слюдяных приисках Забайкалья. В период с 1946 по 1956 год он построил 3 244 километров (км) дорог с твердым покрытием, 17 км мостов, проложил 2,7 км железобетонных труб.
Четыре железнодорожных корпуса было: два БАМ строили и два в Тюмени к каждой вышке дороги прокладывали, возводили мосты.
Ракетный корпус (1961—1970 года) — оперативно — тактическое соединение ракетных войск стратегического назначения, предназначенное для выполнения боевых задач в ядерной войне на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.