ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 18.05.2024, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Послевоенное производство

После окончания войны в Чехословакии осталось 2250 «Хетцеров», находившихся на разных стадиях сборки. «Хетцер» рассматривался как основной кандидат на вооружение новой чехословацкой армии, но 12 июля 1945 года чешские военные специалисты обследовали САУ и из-за многочисленных конструктивных недостатков рекомендовали не возобновлять её производство. После дальнейшего рассмотрения вопроса, 16 ноября того же года командование армии приняло решение достроить лишь те из «Хетцеров», которые находились не менее чем в 75%-й готовности. Всего таких САУ было найдено 100—150 на заводах «Шкода» и около 100 на ČKD, в других источниках приводится также число в более чем 300 пригодных к достройке и восстановлению «Хетцеров». 27 ноября Штаб танковых войск Чехословакии принял окончательное решение о принятии «Хетцера» на вооружение под обозначением St-Vz.38-I (порой сокращаемого до ST-I, от чеш. Stíhač или Stíhač Tanků — «истребитель танков»), а также принятии на вооружение его невооружённого учебного варианта St-Vz.38-III (ST-III), отличавшегося установкой на крыше боевого отделения рубки для инструктора. В феврале 1946 года ČKD получила заказ на изготовление или капитальный ремонт 50 St-Vz.38-I и 50 St-Vz.38-III, а в 1947 году — ещё на 30 St-Vz.38-I. «Шкоде» в конце 1949 года были заказаны ещё 30 машин. В некоторых источниках, вместе с тем, при близкой общей численности чехословацких St-Vz.38 приводятся данные о том, что как St-Vz.38-I были закончены лишь 16 САУ, тогда как остальные 249 достроенных или переделанных из оставшихся от вермахта «Хетцеров» были выпущены в учебном варианте.
В послевоенный период интерес к закупке «Хетцеров» проявила также Швейцария, чей бронетанковый парк к тому времени состоял лишь из 24 закупленных всё в той же Чехословакии перед войной и к 1945 году полностью устаревших лёгких танков LTH — одного из экспортных вариантов LT vz.38, послужившего базой для «Хетцера». В 1944—1945 годах в Швейцарии предпринимались попытки создания на базе LTH собственного штурмового орудия NK II по образцу германских StuG III, но с окончанием войны работы в этом направлении были прекращены из-за потери актуальности задачи производства бронетехники собственными силами. Тем не менее, необходимость модернизации бронетанкового парка была очевидна, и в вопросе закупки бронетехники Армия Швейцарии вновь обратилась к Чехословакии. Внимание швейцарской закупочной комиссии, направленной на завод «Шкоды», привлекли «Хетцеры».

Файл:Panzerjäger G 13.jpg
Швейцарский G-13. Заметно характерное для швейцарской армии крепление дополнительных запасных траков и запасного опорного катка на бортах рубки.

Несмотря на сложности, возникшие при переговорах, сторонам удалось прийти к согласию. Конструкция САУ подверглась некоторым доработкам в соответствии с требованиями швейцарской армии и в июле 1946 года прошёл испытания первый прототип швейцарского «Хетцера». По предложению «Шкоды», Швейцарией 15 августа 1946 года была заказана пробная партия из 8 «Хетцеров» на сумму в 4 904 363 кроны или 421 806 франков. Партия была изготовлена «Шкодой» из задела, оставшегося от заказов вермахта и проведённые в 1947 году испытания САУ в Швейцарии, проводившиеся в том числе в горной местности в районе Интерлакена, полностью удовлетворили швейцарских военных, принявших её на вооружение швейцарской армии под обозначением G-13; свою роль сыграла и выгодная цена чехословацкой машины.

В ноябре 1946 года был заключён договор на сумму в 66 323 000 крон или 5 704 099 франков на поставку 100 G-13. САУ поставлялись в Швейцарию четырьмя партиями по 25 машин, отправленными 29 апреля, 28 июля, в октябре и 20 декабря 1947 года. Так как необходимых для выполнения заказа орудий PaK 39/2 в наличии не имелось, «Шкоде» пришлось приспособить для установки в G-13 противотанковые орудия PaK 40, производившиеся на её заводах в годы войны. По своим баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам оба орудия были идентичны, но PaK 40 отличало, помимо менее значительных особенностей конструкции, наличие дульного тормоза. В конструкцию G-13, по сравнению с германскими и чехословацкими версиями, был внесён и ряд других изменений, в том числе направленных на увеличение срока службы САУ, изначально созданной для военного времени и рассчитанной лишь на сравнительно короткое использование.
Также G-13 вместо бензиновых двигателей оборудовались дизельными, производства швейцарской фирмы «Заурер», но ситуация с их установкой не вполне ясна. По одним данным, дизельный двигатель начиная с 65-й выпущенной машины устанавливался ещё на заводе[44], по другим же — дизельные двигатели на 86 САУ были установлены уже в Швейцарии только в 1952—1954 годах. В 1947 году Швейцария выдала дополнительный заказ ещё на 50 G-13, на сумму в 51 932 485 крон или 4 502 224 франка, доведший общее число швейцарских «Хетцеров» до 158. Из заказанных машин, 12 были отправлены «Шкодой» в сентябре, 18 — в ноябре 1948 года, а последние 20 — только 16 февраля 1950 года, хотя в некоторых источниках указывается, что последние САУ были переданы Швейцарии только в 1952 году.

Конструкция

«Хетцер» имел компоновку с расположением совмещённого трансмиссионного, боевого отделений и отделения управления в лобовой части и моторного — в кормовой части корпуса. Экипаж САУ состоит из четырёх человек: командира, чьё место находилось по правой стороне от орудия и механика-водителя, наводчика и заряжающего, выполнявшего также функции радиста, располагавшихся друг за другом в левой половине боевого отделения.

Двигатель и трансмиссия
На «Хетцере» устанавливался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения, модели Praga EPA AC 2800. При рабочем объёме 7754 см³ двигатель раннего варианта развивал максимальную мощность, по разным данным, 150 л. с. при 2600 об/мин или 160 л. с. при 2500 об/мин. Позднее двигатель был форсирован до мощности в 176 л. с. путём повышения степени сжатия и максимальных оборотов. Два топливных бака, ёмкостью 220 и 100 литров, размещались в моторном отделении, топливом служил бензин с октановым числом не менее 74. На САУ модификации G-13 устанавливался дизельный двигатель жидкостного охлаждения, модели CH-2DRM, при рабочем объёме 11 640 см³ развивавший мощность в 150 л. с., а объём топливных баков был сокращён до 210 литров.
В состав трансмиссии «Хетцера» входили:
Многодисковый главный фрикцион сухого трения Wilson.
Планетарная пятиступенчатая (5+1[сн 15]) коробка передач Praga с предварительным выбором передач.
Механизм поворота по типу дифференциала с бортовыми многодисковыми фрикционами.
Бортовые тормоза.
Бортовые передачи, на САУ ранних выпусков — Model 6 с передаточным числом 12:88, с января 1945 года — усиленные Model 6.75 с передаточным числом 10:80.

Ходовая часть

Ходовая часть «Хетцера» с каждого борта состояла из четырёх односкатных обрезиненных опорных катков диаметром 810 мм, одного поддерживающего катка, ленивца и литого ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами. Подвеска опорных катков — сблокированная попарно, с подвеской катков на направленных в разные стороны отдельных балансирах. Упругим элементом подвески служила листовая полуэллиптическая рессора, концы которой опирались на балансиры, а средняя часть была закреплена в кронштейне на корпусе. В ступицах балансиров устанавливались фрикционные амортизаторы постоянного трения. Гусеницы «Хетцера» — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, шириной 350 мм и с шагом 104 мм.

Машины на базе «Хетцера»

Третий рейх

Серийные машины
Bergepanzer 38, также Gerät 573, по германской ведомственной системе обозначений военной техники имевшая индекс Sd.Kfz.136 — бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) на базе «Хетцера», созданная для технического обеспечения подразделений, вооружённых Jagdpanzer 38. По сравнению с базовой машиной, БРЭМ имела рубку уменьшенной высоты без амбразуры в лобовой бронеплите и с открытым сверху боевым отделением, закрывавшимся тентом, а её вооружение ограничивалось 7,92-мм пулемётом MG-34 на шкворневой установке. Кроме того, машина комплектовалась только радиостанцией FuG 5. Специальное оборудование БРЭМ ранних выпусков сводилось к двухтонному крану и приспособлениям для буксировки, часть машин оборудовалась также откидным упором-сошником. Только с февраля 1945 года, после ряда неудачных попыток, Bergepanzer 38 начали оборудоваться также 5-тонной лебёдкой. По некоторым данным, существовали также варианты БРЭМ с 10-тонной лебёдкой и усиленными балками крана. В ходе производства в конструкцию Bergepanzer 38 был внесён ряд других изменений, наиболее значительным из которых стало уменьшение толщины лобовой брони до 30 мм с февраля 1945 года.
Серийное производство Bergepanzer 38 началось на заводе BMM в мае 1944 года и продолжалось до окончания производства самих «Хетцеров», всего к апрелю 1945 года было закончено, по разным данным, 170, в том числе 64 переоборудованных из «Хетцеров», или 181 БРЭМ. Испытания показали низкую тяговооружённость машины, позволявшую ей буксировать САУ лишь на пределе возможностей на короткие дистанции и по ровной дороге, тогда как буксировка по бездорожью или в гору находилась за пределами её возможностей. Тем не менее, Bergepanzer 38 применялась противотанковыми подразделениями вермахта в боевых условиях с октября 1944 года и вплоть до конца войны.
15cm schweres Infanteriegeschütz 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38(t) Hetzer, также Gerät 588 или GW 638/27 — самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц, созданная на базе Bergepanzer 38. Появление такой САУ было вызвано тем, что несмотря на окончание выпуска в августе 1944 года последней серии САУ «Грилле» на шасси Pz.KpfW.38(t), потребность вермахта в лёгкой самоходной установке 150-мм орудия s.I.G.33 сохранялась. Приводимые в различных источниках сведения о проектировании и производстве САУ разнятся; по одним данным, решение о её производстве на шасси «Хетцера» было принято Управлением вооружений уже в сентябре, тогда как по другим — лишь к ноябрю, после неоднократных обсуждений этого вопроса между А. Гитлером и А. Шпеером в октябре. Нет точных данных и о том, какая фирма занималась их производством — «Алкетт» или, возможно, «Крупп», но известно, что с декабря 1944 года было выпущено 24 САУ этого типа и ещё 6 или 7 переоборудовано из Bergepanzer 38. В войсках Gerät 588 поступали на вооружение тяжёлых рот штурмовых орудий панцергренадерских полков. По утверждению Т. Йенца, вместе с тем, неизвестны сохранившиеся документы, подтверждающие как историю создания САУ, так и факт её серийного производства, на основании чего им делается вывод, что программа 15cm s.I.G.33/2 (Sf) могла остаться на стадии прототипа.
САУ отличалась от базовой БРЭМ установкой в открытом сверху боевом отделении 150-мм пушки s.I.G.33, имевшей углы вертикального наведения от 0 до +73°, горизонтального — ±5° и комплектовавшейся прицелом Rblf.36. Лобовая часть и борта орудия прикрывались собранной из 10—15-мм броневых листов рубкой. Возимый боекомплект ограничивался 15 выстрелами. САУ имела аналогичную Bergepanzer 38 пулемётную установку, но оборудовалась радиостанцией FuG 16, аналогичной FuG 5 по дальности связи, но предназначавшейся для работы на частотах связи подразделений штурмовой артиллерии.
Flammpanzer 38 — огнемётный танк, спроектированный в ходе подготовки к Арденнской наступательной операции для боёв в городских условиях. Отличия огнемётного варианта от линейной САУ сводились к установке на месте 75-мм пушки пневматического пехотного огнемёта Flammenwerfer 41 с сохранением прицела и углов наведения пушки, но изменённой маской орудия и кожухом, имитирующим ствол пушки, а также размещению в боевом отделении 700-литрового бака с огнесмесью. Дальность действия огнемёта составляла до 50—60 метров, а максимальная длительность работы — 87,5 секунд. В декабре 1944 года фирмой BMM были переоборудованы 20 «Хетцеров». Flammpanzer 38 использовались специальными подразделениями вермахта в ходе Арденнской операции и Балатонской операции, по итогам которых их боевое применение было сочтено не вполне удачным.



 WoSoft.ru - программы для всехAlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтовМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz