Х-20
Модификации
Х-20М - вариант с усовершенствованной термоядерной БЧ, принятый в результате на вооружение вместо Х-20.
Эксплуатация
Первый серийный Ту-95К построен в марте 1958 года на заводе № 18 в Куйбышеве. Производство машин продолжалось до 1962 года, в том числе строились учебные Ту-95КУ. Из-за большой ракеты на подвеске дальность самолётов упала на 2000 км, поэтому был разработан вариант Ту-95КД со штангой заправки. Часть Ту-95К доработали до «КД», установив штанги. Впоследствии самолёты оснастили более совершенным навигационным и связным оборудованием (Ту-95КМ).
Первые самолёты получили в 1959 году 1006 ТБАП (Узин) и 1226 ТБАП (Семипалатинск), затем 182 гв ТБАП (Моздок). Вероятными целями ракетоносцев служили военные и стратегические объекты на территории США. Экипажи регулярно тренировались с передовых аэродромов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и даже с ледовых аэродромов в Арктике. В дальнейшем ракетоносцев перенацелили на авианосные ударные группы.
На ракете применялось комбинированное радиокомандное наведение на цель с помощью программируемого автопилота ракеты и радиометрической аппаратуры носителя. После выхода в заданную точку с удалением 600 км от цели производилась отцепка ракеты с работающем на форсаже двигателем. На 46 секунде полёта автопилот переводил ракету в набор. По достижении высоты 15000 м на 221 секунде ракета переводилась в режим стабилизации высоты и подключалось радиокомандное управление по курсу. За 50 км до цели управление переключалось на автопилот, ракета переводилась в пикирование с углом 60° и на высоте 500—1000 м производился подрыв термоядерной БЧ. Радиус действия авиационного ракетного комплекса К-20 достигал 7000 км.
Ракета подвешивалась в грузоотсек на балочный держатель БД-206. При пуске БД выдвигался вниз, и после отцепки ракеты грузоотсек закрывался створками. Крупногабаритная ракета при подвеске на самолёт требовала слаженных действий двадцати и более человек техсостава. При пусках на полигоне в ракету устанавливался «учебный» фугасный заряд. Для тренировок л/с вместо специальной БЧ широко применялись массо-габаритные имитаторы.
Тактико-технические характеристики ракеты
Длина: 15,41 м
Диаметр: 1,89 м
Высота ракеты: 3,015 м
Размах крыла: 9,03 м
Стартовый вес: до 11800 кг
Скорость полёта: 2 М
Дальность стрельбы: 600 км
Высота применения: 9-12 км
Система наведения: инерциальная + радиокомандная
Боевая часть: термоядерная, «изделие 37Д»
Масса БЧ: 2300 кг
Мощность БЧ: 3 Мт
Двигатель: короткоресурсный ТРДФ АЛ-7ФК
Топливо: ТС, Т-1
Тип ПУ: БД-206
Самолет-носитель: Ту-95К, Ту-95КД, Ту-95КМ, 3М-К-20 (проект)
Литература
Ангельский Р. «Царь-ракета». О самолёте-снаряде Х-20 (рус.) // Крылья Родины. — М.: 2000. — № 3. — С. 5-7.
Ссылки :
- X-20 Комета-20 (рус.). Уголок неба. Авиационная энциклопедия (2004).
- Крылатая сверхзвуковая ракета класса "воздух-земля" системы К-20 (рус.). Настоящие сверхзвуковые !.
- Комплекс К-20 (Ту-95К-20), ракета Х-20 / Х-20М - AS-3 KANGAROO (рус.). Отечественная военная техника (после 1945 г.) (2009).
- Kh-20 / AS-3 KANGAROO (англ.). Federation of American Scientist (2000).