Тип 2, «Мидзу Сенся 2602», «Ка-Ми» — японский плавающий танк времён Второй мировой войны, созданный на базе лёгкого танка «Ха-Го». Выпущено около 180 экземпляров
в 1941—1945 годах, единственный массово производившийся японский
плавающий танк. Название танка образовано из «ка» — «плавающий» и «ми» —
от названия фирмы «Мицубиси».
«Ка-Ми» с установленными понтонами, тестируемый австралийскими солдатами в 1945 году
Ка-Ми
Боевая масса, т
9,5; 12,5 с понтонами
Компоновочная схема
отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел.
5
История
Количество выпущенных, шт.
182
Размеры
Длина корпуса, мм
4830; 7420 с понтонами
Ширина корпуса, мм
2790
Высота, мм
2340
Клиренс, мм
360
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.
6—12
Борт корпуса (верх), мм/град.
14
Корма корпуса (верх), мм/град.
8
Лоб башни, мм/град.
12
Маска орудия, мм/град.
14
Борт башни, мм/град.
12
Корма башни, мм/град.
12
Вооружение
Калибр и марка пушки
37-мм Тип 100
Длина ствола, калибров
45,9
Боекомплект пушки
132
Углы ВН, град.
−20…+24
Пулемёты
2 × 7,7-мм Тип 97
Подвижность
Тип двигателя
6‑цилиндровый дизельный
Мощность двигателя, л. с.
120
Скорость по шоссе, км/ч
37; 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км
170; ~100 на плаву
Тип подвески
тип Хара
Преодолеваемая стенка, м
0,75
Преодолеваемый ров, м
2
История создания
Японцы экспериментировали с плавающими танками ещё с конца двадцатых годов, но особого успеха не добились. В 1940 году
инициатива разработки перешла к флоту, которому требовалась специальная
десантная машина для поддержки обширных планов завоеваний на Тихом океане, и в 1941 году фирмой «Мицубиси» был представлен прототип танка «Ка-Ми», построенный с учётом опыта прошлых неудач. С 1943 года начался выпуск улучшенного варианта танка с разделяемым передним понтоном, радиостанцией, установленными позади винтов рулями и другими улучшениями, накопившимися в ходе практического применения «Ка-Ми».
«Ка-Ми» производились мелкими сериями с 1942 года и до конца войны, общий выпуск составил 184 машины. По некоторым данным, в это число не входят предсерийные машины.
Столь небольшой объём во многом объясняется сложностью конструкции
плавающего танка по сравнению с другими японскими танками, требовавшей
большого количества ручного труда при сборке.
Описание конструкции
«Ка-Ми» был весьма своеобразной боевой машиной, сильно отличавшейся
от того, что обычно понималось под «плавающим танком». В отличие от
зарубежных образцов, плавучесть которых обеспечивалась внутренним
объёмом водонепроницаемого корпуса, «Ка-Ми» держался на воде при помощи
больших стальных понтонов, крепившихся спереди и сзади танка. С установленными понтонами танк следовал с борта десантного корабля
к месту назначения, после чего на берегу сбрасывал их и вступал в бой.
Выбор инженерами «Мицубиси» такой конструкции был связан с требованием
флота придать будущему танку хорошую мореходность
вкупе со способностью к длительному плаванию в неспокойных водах и
разрешением использовать любое подходящее конструкторское решение.
В результате, «Ка-Ми» хоть и не мог самостоятельно держаться на воде
без понтонов, с ними обладал превосходной для своего класса
мореходностью и по своим возможностям значительно превосходил плавающие
танки традиционной конструкции, способные действовать только в спокойных
водах и часто тонувшие даже при небольшом волнении.
Все серийные «Ка-Ми» оборудовались радиостанцией, а также внутренним телефонным переговорным устройством, чья установка была вызвана крайне шумной работой двигателя.
Просторный корпус «Ка-Ми» позволил разместить в нём экипаж из пяти
человек — водителя, стрелка, механика, командира и заряжающего.
Отсутствие перегородки между двигательным отсеком и боевым отделением
значительно облегчало механику доступ к двигателю, но сильно ухудшало
условия работы экипажа из-за шума и просачивавшихся выхлопных газов.
Двухместная же башня, несмотря на увеличение, оказалась всё равно тесна
для двух человек, что затрудняло командиру наблюдение за полем боя и
снижало боевую эффективность танка.
Броневой корпус и башня
«Ка-Ми» со снятыми понтонами
«Ка-Ми» собирался из броневых листов при помощи сварки,
клёпка применялась лишь в маловажных участках в крыше корпуса и башне.
Герметичный корпус имел выраженную коробчатую форму с развитыми
надгусеничными нишами и большим внутренним объёмом, разительно
отличавшую его от максимально ужатых, сложной формы корпусов сухопутных
японских танков. На плаву щели и погон башни уплотнялись резиновыми
прокладками. Своеобразный вид танку придавал объёмистый короб
воздухозаборника, возвышавшийся над моторным отделением.
Обширный верхний лист корпуса шириной во всю машину позволил
установить на «Ка-Ми» новую коническую двухместную башню. С 1943 года на
крыше башни крепился защитный кожух со смотровыми окнами, своеобразный
вариант командирской башенки, сбрасывавшийся при высадке.
Передний понтон
объёмом 6,2 м³, придававший конструкции обтекаемую мореходную форму, на
машинах первых серий был цельным, но вскоре стал изготавливаться из
двух частей, разделяемых при сбрасывании, чтобы облегчить проезд танку.
Объём заднего понтона составлял 2,9 м³. Для повышения живучести передний
понтон делился на шесть, а задний — на пять водонепроницаемых секций.
Понтоны крепились на корпусе зажимами типа «клешни краба» и сбрасывались
после высадки при помощи приводимого изнутри корпуса винтового
механизма.
Вооружение
Основным вооружением танка на первых машинах являлась 37-мм пушка Тип 94, аналогичная орудию «Ха-Го» ранних выпусков, но уже в начале серийного производства она была заменена на длинноствольную 37-мм пушку Тип 1. Боекомплект орудия состоял из 132 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов. Стандартная для японских танков установка орудия в вертикальных и горизонтальных цапфах
позволяла качать орудие в пределах ±5° без поворота башни. Наводка
орудия в вертикальной плоскости осуществлялась наводчиком без каких-либо
механизмов при помощи плечевого упора.
Вспомогательное вооружение «Ка-Ми» составляли два 7,7-мм пулемёта Тип 97,
один из которых был спарен с 37-мм пушкой, а другой установлен в
лобовом листе корпуса. Ещё один, зенитный пулемёт мог устанавливаться на
кронштейне в кормовой части башни. Боекомплект пулемётов составлял 3500
патронов.
Во время некоторых операций на «Ка-Ми», как и на другую японскую плавающую бронетехнику, навешивались по бортам две торпеды.
Двигатель и трансмиссия
На «Ка-Ми» устанавливался тот же двигатель, что и на базовый «Ха-Го» — рядный 6‑цилиндровый двухтактный дизель «Мицубиси» NVD 6120 воздушного охлаждения мощностью в 110 л. с. при нормальном режиме.
Ходовая часть
Ходовая часть, несмотря на внешнее отличие от «Ха-Го», сохраняла традиционную для японских танков подвеску конструкции Т. Хара, но рычаги и пружины были спрятаны внутрь корпуса.Ленивец был опущен на землю, чтобы увеличить площадь опорной поверхности.
Гусеницы стальные мелкозвенчатые, каждая из 103 траков с шагом 84 мм и шириной 305 мм.
Движение на воде осуществлялось при помощи двух гребных винтов, установленных в нишах в кормовой части и приводившихся от двигателя танка.
Боевое применение
Выпущенные «Ка-Ми» поступали в распоряжение отрядов морской пехоты на смену малым танкам Тип 94 и лёгким «Ха-Го». Их огромный запас хода на воде и мореходность, сравнимая с небольшой лодкой, позволяли высаживать их на значительном расстоянии от берега.
Бедой «Ка-Ми» стало то, что они появились слишком поздно — в
сколько-нибудь значительных количествах танк стал доступен только к 1943 году,
когда Япония была вынуждена перейти к стратегической обороне, и танк,
созданный для наступательных десантных операций, имел немного
возможностей проявить себя. Вдобавок, отсутствие артиллерийской
поддержки вместе с утратой японцами превосходства в воздухе значительно
ограничивали возможности десанта и не позволяли в полной мере
использовать возможности «Ка-Ми».
Первым боевым применением «Ка-Ми» стала битва за Гуадалканал в конце 1942 года, в которой приняли участие несколько предсерийных «Ка-Ми». Позднее несколько «Ка-Ми» использовались на Маршалловых островах при обороне авиабазы на атолле Рой в начале 1944 года.
Первое массовое применение «Ка-Ми» состоялось в 1944 году на Марианских островах, в ночной десантной операции с 15 на 16 июня на острове Сайпан.
Не имевший ни авиационной, ни артиллерийской поддержки десант был
обречён на неудачу, высадившиеся на фланге противника «Ка-Ми» были
быстро уничтожены противотанковой артиллерией, огнём РПГ «Базука» и «Шерманов».
Небольшое количество «Ка-Ми» использовалось 101-м специальным морским десантным отрядом при обороне Филиппин в конце 1944 года, где их применяли в не имевших особого успеха рейдах по тылам американцев.
В конце войны отдельные «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника,
использовались в роли стационарных окопанных огневых точек на Иводзиме и Окинаве.
Оценка машины
«Ка-Ми» на плаву. Сходство танка с небольшим судном довольно красноречиво говорит о его мореходных качествах.
Несмотря на своё ограниченное и, как правило, не слишком успешное
применение, «Ка-Ми» явился выдающимся достижением японского
танкостроения. Танк был идеально приспособлен к своей задаче — потеря
плавучести после высадки на берег не имела для него особого значения.
Инженерам «Мицубиси»
удалось найти единственное решение, дававшее танку достаточную
мореходность для действий в открытом море за много километров от берега.
В то же время на суше, со сброшенными понтонами, танк оказывался
значительно подвижнее и защищённей применявшихся на Тихом океане
американских плавающих танков традиционной конструкции.
В США в годы войны также проводились попытки придания плавучести танкам М3 «Стюарт», М4 «Шерман» и M24 «Чаффи» при помощи аналогичной «Ка-Ми» понтонной схемы. Эксперименты с первым, проводившиеся накануне высадки в Нормандии, были прекращены, когда стало ясно, что быстрого результата получить не удастся.
Эксперименты же с двумя другими танками были прекращены, поскольку
требуемые для поддержания на воде столь тяжёлых машин понтоны
оказывались недопустимо велики. В итоге, США остановились на
разработанной в Великобритании системе Duplex Drive (DD), придававшей танку плавучесть при помощи раздвижного экрана.