История службы
27 января 1965 года. Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162.
Осень 1965 года. Сформирован первый экипаж.
31 декабря 1969 года. Вступила в строй.
9 января 1970 года. Вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
14 декабря 1970 года. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Владимир Петрович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
29 декабря 1970 года. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту — председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ капитан 1 ранга Эрнест Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания — 44,7 узла.
25 сентября — 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года — 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер — К-222.
Июнь 1984 года. Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭПЛ с базированием на Ура-губу, посёлок Видяево.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
Последние 20 лет
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. 2010 год сентябрь - октябрь: утилизирована на ОАО "ЦС "Звездочка", трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала №27 (г.Северодвинск).
Результаты проекта
Опыт, полученный при разработке проекта 661, был использован при проектировании ПЛАРК 2 и 3 поколения. В дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодки за счёт ходовых качеств. Прямым развитием данной концепции стал проект 670 «Скат». Кроме того, были продолжены работы по созданию опытовых и серийных лодок с титановыми корпусами.
Интересные факты
Корпус из титановых сплавов кроме К-222 имели лодки проектов 685, 705, 945 и 945А. Также из титановых сплавов изготавливались прочные корпусы лодок проекта 941.
За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка».
30 ноября 1980 г. Северодвинск. АПЛ «Анчар», (К-222), проект 661. Ядерная авария. Несанкционированный выход реактора на мощность. Выброс радиоактивных веществ. Переоблучение персонала.
Ссылки по теме :