ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 24.04.2024, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6269

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Яковлев, Александр Сергеевич
Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев (19 марта (1 апреля) 1906, Москва — 22 августа 1989, Москва) — советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946).
Академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946—1989, референт Сталина по вопросам авиации.
Yakovlev2.jpg
Биография

Семья
Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.
«СВИДЕТЕЛЬСТВО Ярославской Губернии, Рыбинского Уезда, прихода Села Спасскаго, что на Волге, бывой вотчины Графа Дмитриева-Мамонова, деревни Полтинина у крестьянина Харлампея Николаева (по фамилии Яковлева) тысяча восемьсот осьмнадцатаго 1818 года Апреля 25 дня родился сын Афанасий. Восприемником при крещении был тойже вотчины и деревни крестьянин Иван Егоров. Сей самый Афанасий Харлампиев (Яковлев) тысяча восемьсот тридцать седьмаго 1837 года Июня 9 дня был повенчан при Спасоволгской Церкви 1-м браком с Московскою мещанскою девицею Александрой Филиповой (урожденной Баскаковой). Рождение сей последней было тысяча восемьсот семнадца-таго года 1817 года Марта 7 дня от крестьянина б. Хлебникова Села Спасскаго Филиппа Кирилова (Баскакова). Восприемницею при крещении ея была тогож Села крестьянина Павла Кирилова жена Христина Данилова. Все эти сведения взяты из Метрических книг, хранящихся при Церкви; в верности чего с приложением Церковной печати свидетельствую Церкви Села Спасскаго, -по на Волге, Священник Петр Васильев Разумов. 6 Августа 1843 года».

Карьера
В 1919-1922 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.
В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.
С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.
В 1927 году был зачислен в Академию им. Жуковского, которую закончил в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, где в августе 1932 организовал группу лёгкой авиации.
15 января 1934 Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором.
С 11 января 1940 года по 1946 одновременно являлся заместитель наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). С 1956 по 1984 — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.
Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
-лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные
-истребители Великой Отечественной войны
-первые советские реактивные истребители и перехватчики
-десантные планеры и вертолеты, в том числе самый большой в мире в 1950-е вертолёт Як-24
-семейство сверхзвуковых самолетов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, --разведчики и перехватчики
-первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлета и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов
-реактивные пассажирские самолеты
-беспилотные летательные аппараты
С 1934 самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей) А. С. Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.
Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Самолёты

Под руководством Яковлева ОКБ 115 выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолётов «Як» . Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолётов «Як». На самолётах КБ Яковлева установлено 74 мировых рекорда.


Самолёты ОКБ имени Яковлева
Истребители:Як-1  · Як-3  · Як-7  · Як-9  · Як-15  · Як-17  · Як-23  · Як-25  · Як-27  · Як-28  · Як-141
Штурмовики:Як-38
Бомбардировщики:Як-2  · Як-4  · Як-26  · Як-28
Транспортные самолёты:Як-6  · Як-8
Специальные самолёты:Як-44
Пассажирские самолёты:Як-40  · Як-42  · Як-142  · Як-242
Тренировочные и спортивные самолёты:УТ-1  · УТ-2  · УТИ-26 (Як-7УТИ)  · Як-11  · Як-18  · Як-18Т  · Як-21Т  · Як-30 (1960)  · Як-32  · Як-50  · Як-52  · Як-54  · Як-55  · Як-130
Многоцелевые самолёты:Як-12  · Як-48  · Як-58  · Як-112
Планёры:Як-14
Экспериментальные самолёты,
вертолёты и проекты:АИР  · Як-19  · Як-25 (1947)  · Як-30 (1948)  · Як-35  · Як-36  · Як-50 (1949)  · Як-43  · Як-201  · Альбатрос  · ВВП-6  · Як-7Р
Вертолёты:ЭГ  · Як-24  · Як-60  · Як-100
Беспилотные:Шмель-1  · Пчела-1Т  · Жаворонок-1  · Жаворонок-2  · Прорыв  · Як-133БР
На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали:
советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Эйркобра»
лётчики полка Нормандия-Неман
дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе)
маршалы Колдунов Александр Иванович (46 побед) и Савицкий Евгений Яковлевич (22), причём последний будучи единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 41 года не летали даже некоторые командиры полков).

Критика деятельности

Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов не попавших под массовые репрессии, благодаря особым доверительным отношениям которые сложились у него со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным:
Уже с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультации по авиационным делам. Первое время меня смущали частые вызовы в Кремль для доверительного обсуждения важных вопросов, особенно когда Сталин прямо спрашивал:
— Что вы скажете по этому вопросу, как вы думаете?
Он иногда ставил меня в тупик, выясняя мнение о том или ином работнике.
Видя мое затруднительное положение, смущение и желая ободрить, он говорил:
— Говорите то, что думаете, и не смущайтесь — мы вам верим, хотя вы и молоды. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективным больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото.
Именно тогда он сказал мне:
— Мы не знаем, кому верить.
— А.С. Яковлев «Цель жизни», Первый истребитель
Естественно, такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева. Конструктор Л. Кербер вспоминает:
«Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников… Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы её получить, органам было необходимо накопить материалы… Наиболее активным информатором о „сомнительных" сторонах деятельности Туполева был А. С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг. Дальнейшие факты заимствованы из них. Рассеянные — они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино — смотрятся по-иному» .
Следует отметить, что Кербер в данном случае ошибается, так как Туполев был арестован в 1937 году, а Яковлева стали вызывать в Кремль только в 1939-м, также стоит отметить что книги Яковлев начал писать в послевоенные годы. Поэтому доносы не могли быть рассыпаны на страницах его книг.
Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и «затирании» других авиаконструкторов. [5]
Так впоследствии и произошло. Отмечалось, что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих[каких?] современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолёта И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. После гибели Чкалова руководство завода и ряд конструкторов были подвергнуты репрессиям, однако испытания И-180 продолжились, но самолет так и не был запущен в серию. В середине 1940 года к моменту окончания государственных испытаний И-180 были приняты к серийному производству И-200 (будущий Миг-1/-3), И-301 (ЛаГГ-1/-3) и И-26 (Як-1).

Библиография

А. Яковлев является автором следующих книг:
Рассказы авиаконструктора :: М., 1957
50 лет советского самолетостроения :: М., 1968
Цель жизни (записки авиаконструктора) :: Изд. 2-е, дополненное, M., Издательство политической литературы, 1969, 623 стр. с ил.,
Советские самолеты :: Изд. 3-е. М., 1979;

Награды

За выдающиеся заслуги перед Родиной Яковлев был удостоен следующих наград:
Советские:
Герой Социалистического Труда — Медаль «Серп и Молот» дважды (1940, 1957);
Орден Ленина десять раз;
Орден Октябрьской Революции;
Орден Красного Знамени дважды;
Орден Суворова 1-й и 2-й степени;
Орден Отечественной войны 1-й степени дважды;
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды
лауреат Сталинской премии шестикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948);
лауреат Ленинской премии (1971);
лауреат Государственной премии СССР (1977);
Французские:
Орден Почётного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l'Ordre national de la Légion d'Honneur);
Международные:
Золотая авиационная медаль ФАИ.

Память

В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева.
Имя Яковлева носят:
Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115)
Московский машиностроительный завод «Скорость»;
улица Авиаконструктора Яковлева (бывшая 2-я улица Усиевича) в районе Аэропорт (с 2006) в САО города Москвы.
 WoSoft.ru - программы для всехAlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтовМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовЯндекс.МетрикаWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSap
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz