ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 20.04.2024, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Ягдпанцер 4 / Jagdpanzer IV Sd.Kfz.162

Прототип САУ Ягдпанцер 4 / Jagdpanzer IV Sd.Kfz.162 был разработан в декабре 1943 года на шасси среднего танка Т-4 / Pz.Kpfw.IV.
фото САУ Ягдпанцер IV Sd.Kfz.162 

С ростом и развитием немецких танковых войск выявилась потребность включить в состав танковых частей машины, предназначенные для борьбы с танками противника. Уже в марте 1940 года в Германии создали первый самоходный истребитель танков Panzeгjaegeг I, представлявший собой шасси легкого танка РzКрfw I Аusf. В с установленной на нем чехословацкой 47-мм противотанковой пушкой Рак 36(1). Следом появился истребитель танков Маrdеr I, созданный на базе шасси французских танков. За ним последовали Маrdеr II на базе шасси танка РzКрfw II и Маrdеr III на базе шасси чехословацкого танка РzКрfw 38(t). Все машины типа Маrdеr вооружались или немецкой 75-мм противотанковой пушкой Рак 40 или советской трофейной 76,2-мм пушкой Рак 36(г). Бронирование этих истребителей танков было противопульным. Единственной причиной их появления было повысить мобильность противотанковой артиллерии, поэтому их создавали на базе шасси устаревших танков. Это было первое поколение машин данного типа, созданное в качестве временного решения с целью выиграть время для разработки более совершенных типов истребителей танков.
Успехи немецких штурмовых орудий Sturmgeschuetz III/40 дали немецким самоходным истребителям танков новый импульс для развития. Требовалась хорошо защищенная машина с низким силуэтом. Новый истребитель танков первоначально назывался пей Sturmgeschuetz (новое штурмовое орудие), то есть его создатели еще не различали штурмовую артиллерию и самоходные истребители танков.
Немецкий истребитель танков "Ягдпанцер IV" ― Волшебный кролик

Но вскоре оказалось, что создать новое штурмовое орудие быстро не удастся. Прототип обещали не ранее середины 1943 года. Поэтому фирма Vomag АG предложила новый истребитель танков на шасси среднего танка РzКрfw IV Sdkfz 161, получивший название Jagdpanzer IV Sdkfz 162 Аusf. F, вооруженный 75-мм пушкой 7.5 ст Рак 39 L/48.

Первоначально планировалось создать истребитель танков на базе II1/40. Фирма А1кеn предложила три варианта таких машин, несущих разное вооружение.

Но выяснилось, что переделки окажутся слишком серьезными, поэтому было решено создать новую боевую машину на базе танка РzКрfw IV.

2 октября 1942 года Гитлеру продемонстрировали модель новой машины, названной Sturmgeschuetz аusf F РzКрfw IV mit der 7.5 сm КwК 42 L/70. Машина имела более толстую броню, кроме того, лобовая бронеплита располагалась под углом. Пушка 7.5 ст КwК 42 L/70 монтировалась в маске прямо в лобовой броне рубки, а не к полу, как это имело место у штурмовых орудий.
Изготовление первых Ягдпанцеров IV завершилось в октябре 1943-го. От PzKpfw IV новая истребительно-противотанковая самоходка унаследовала надежно зарекомендовавшую себя ходовую часть и двигатель того же производителя, но несколько меньшей мощности. Новым был «черепаший панцирь», состоявший из наклонных броневых листов. В таком исполнении машина получилось куда приземистее танка, при этом она оснащалась неплохим орудием, защищенным прочной броневой маской. Экипажи Панцеръягера по достоинству оценили малый «рост» самоходки и надежно защищавший их от снарядов корпус. Вскоре фронт потребовал все больших и больших поставок Ягдпанцеров IV. Пушка позволяла САУ уничтожать практически любые танки противника, так что «личный счет побед» Ягдпанцер IV быстро и неуклонно пополнялся, особенно на Восточном фронте, куда и направлялись в большинстве своем новые самоходки. Весьма эффективным оказалось и пулеметное вооружение машины, включавшее два 7,92-мм MG34 или MG42.Гитлер согласился с тем, что до начала серийного выпуска длинноствольной 75-мм пушки, на истребитель танков будут устанавливать обычную 7,5 сm Рак 39 L/48. При этом он приказал как можно быстрее отказаться от старой пушки в пользу длинноствольного варианта.

Выпуск нового орудия развертывали на фирме Voglandische в Плауэне. Саксония. Деревянный прототип самоходки в натуральную величину был продемонстрирован фюреру 13 мая 1943 года на полигоне в Арисе.


Высота машины составляла всего 1700 (1720) мм, что позволяло действовать незаметно. Пушка монтировалась в шаровидной маске, что позволяло отказаться от сложного механизма вертикальной наводки. Лобовая броня рубки представляла собой наклонную под углом 15° плиту толщиной 80 мм, способную выдержать попадание 76-мм снаряда советских и американских пушек.

20 октября 1943 года на полигоне в Арисе (Восточная Пруссия) был представлен прототип с рубкой, выполненной из мягкого железа. Вскоре Гитлер приказал начать серийный выпуск машины.

В конце 1943 года на фирме Vomag собрали еще два прототипа. По сравнению с последующими серийными машинами прототипы и машины нуль-серии имели закругленное соединение лобовой и бортовой брони рубки. У серийных машин бронеплиты были перевязаны как у танков РzКрfw IV. что повышало прочность соединения плит.

Любопытным образом удалось решить вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от пушки были проделаны две бойницы. Через правую бойницу мог вести огонь пулемет Rheiпmetall-Boгsig МО 42 калибра 7.92 мм. а через левую бойницу экипаж мог стрелять из штатного пистолета-пулемета МР 40 или штурмовой шиповки МР 44.

Истребитель танков был во многом унифицирован с РzКрfw IV от которого без изменении унаследовал корпус, ходовую часть, трансмиссию, двигатель, электрооборудование. По сравнению с РzКрfw IV изменилось положение топ-

Второй прототип Jagdpanzer IV. Обратите внимание на маску пушки, не применявшуюся на серийных машинах.

дивных баков. У танка баки находились под ноликом боевого отделения, а у Jagdpanzer IV баки находились на месте стрелка-радиста и под пушкой. Дополнительный бак разместили на месте двухтактного двигателя DKW. который у танка вращал башню. Изменилась схема вентиляции боевого отделения и тормозов, которые теперь обдувались воздушным потоком из двигательного отделения. Изменилось расположение эвакуационного люка, который перенесли под сиденье наводчика.

Лобовая броня располагалась под углом 40 и была толщиной 611 мм. 20 декабря 1943 года на полигоне в Арисе фюреру продемонстрировали прототип. Гитлер тут же приказал начать серийное производство машины.
ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ «ЯГДПАНЦЕР IV» 
12-я танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» была первым соединением СС, получившим «Ягдпан­цер IV» весной 1944 года. В день «Д» она имела на вооружении 10 установок Jagdpanzer IV, правда, в ходе Нормандской кампании в дивизию при­были еще несколько машин. В июле 1944 года самоходными противотанковыми установками «Ягдпанцер IV» были вооружены 3-я и 9-я танко­вые дивизии СС; в сентябре свою долю получила 10-я танковая дивизия СС «Фрундсберг»; а осе­нью — 4-я мотопехотная дивизия СС «Полицай» и 2-я танковая дивизия СС «Дас Рейх». 
В августе 1944 года самоходная установка «Ягдпанцер IV» наконец получила длинностволь­ное 75-мм орудие L/70 Panther, которое изначаль­но предназначалось для этой машины. Немцы обозначили эту машину с более мощным воору­жением как Panzer IV/70(V), имея в виду, что она скорее является танком, нежели истребителем танков. Более мощная пушка обусловила необхо­димость некоторых мелких изменений в машине, в том числе более прочного соединения бронеплит корпуса. Баллистические характеристики моди­фицированной 75-мм пушки StuK L/70, установ­ленной на Panzer IV/70(V), были такими же, как у 75-мм пушки KwK 42 L/70, которой оснащали тан­ки «Пантера». Выступая за габариты фронтальной части корпуса на 2,58 м, ствол орудия утяжелял и без того громоздкий нос машины, общая масса которой составляла 25,8 тонны. Боекомплект основного орудия установки составлял 55 снаря­дов, для обеспечения задач непосредственной обо­роны также имелся установленный в передней части корпуса пулемет MG 34 калибра 7,92 мм.
Модификации и выпуск.

Две машины нуль-серии получили модифицированную маску пушки. Уже в январе 1944 года провели первую модификацию серийных машин. Рядом с люком наводчика в крыше рубки установили гранатомет Nahvertiedigungswaffe.

В феврале на лобовой броне установили крепления для 14 запасных гусеничных траков. Весной запасные траки перенесли на корму машины. Это было сделано с тем. чтобы разгрузить переднюю часть, машины. Впрочем, крепления на лобовой броне остались, но траков к ним не цепляли. Дополнительно на корме разместили два запасных опорных катка.

В марте 1944 года отказались от левой бойницы в лобовой броне, которую впредь наглухо заваривали. Машины, выпускавшиеся в конце марта - начале апреля 1944 года оснащались Rundumfeucr Maschincngcwehr. то есть пулеметом MG 42. установленном на крыше рубки на специальном станке и обслуживаемом дистанционно с места наводчика. Одновременно модифицировали маску пушки.

Начиная от машины с номером шасси Fgst 320301, лобовую броню увеличили с 60 до 80 мм. а бортовую С 30 до 40 мм. Левая бойница отсутствовала. Машины, выпушенные до конца мая. оснащались дульным тормозом. Однако в боевых частях дульный тормоз обычно снимали, так как из-за него при стрельбе поднималась пыль, которая затрудняла прицеливание и демаскировала машину. Запасные опорные катки перенесли на надмоторную плиту. Изменилось крепление перископа.

Летом 1944 года часть машин получила бронированные колпаки воздухозаборников системы охлаждения двигателя.

Последнюю модификацию провели в сентябре 1944 года. На машины установили три цельнометаллических вместо четырех обрезиненных поддерживающих катка. Одновременно отказались от обмазывания бронетехники циммернтом.

Некоторая часть истребителей танков Jagdpanzer IV выпускалась в командирском варианте (Befchlswagen). Командирские машины дополнительно оснащались радиостанцией FuG 8 и имели экипаж пять человек. В сентябре 1944 года построили два прототипа, вооруженных фиксированной пушкой neu Starr 7.5 cm Рак 39 L/48. однако обнаружились трудности при стрельбе, поэтому дальнейшие испытания этой артсистемы проводили с использованием истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzcr».

Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин. Завершился выпуск в октябре 1944 года. Дополнительно в ноябре собрали два последних Jagdpanzer IV. В результате налетов союзнической авиации на заводы Vomag АG, а также на предприятия смежников, например, Zaghnrafabriк АG во Фридрихсхафене, выпускавший коробки передач, темпы выпуска были ниже запланированных. Пика производство достигло в июле (140 штук) и июне (120 штук) 1944 года. В апреле фирма Vomag АG прекратила производство танков РzКрfw IV. полностью переключившись на выпуск истребителей танков.

В августе 1944 года начался переход на выпуск машин, вооруженных долгожданной Длинноствольной пушкой 7,5 ст КwК 42 L/70 калибра 75 мм. Переход проходил плавно, выпуск старых Jagdpanzer IV с короткой пушкой постепенно сокращался. Всего было выпушено 804 машин этого типа.

Комплектующие для Jagdpanzer IV поставляли те же предприятия, что были поставщиками деталей для РzКрfw IV. Броневые листы поставляла фирма Wilkowitzer Веrgbаu в Внгковицах (Моравия), вооружение изготавливала фирма Rheinmetall-Borsig в Унтерлюссе и Seitz в Кройцнаххе.
Организация частей, боевое применение

Первые серийные Jagdpanzer IV поступили в боевые части весной 1944 года.

Обычно их использовали в составе дивизионов истребителей танков -Panzerjaeger Abteilung. Они формировались в соответствии со штатным расписанием KSN 1149 Ausf. А от 1 февраля 1944 года. Дивизион состоял из двух боевых рот. Каждая рота насчитывала по 14 машин, еще три машины находились в штабной роте дивизиона. Итого, дивизион располагал 31 истребителем танков.

Дивизионы истребителей танков в составе танковых дивизий имели другой штат. В них рота насчитывала только 10 машин (три взвода по 3 машины плюс машина командира роты), еще одним истребителем танков располагал командир дивизиона. Итого дивизион истребителей танков в составе танковой дивизии насчитывал 22 машины.

17 марта 130-й дивизион истребителей танков Panzer-Lehr-Division получил 31 Jagdpanzer IV. В апреле 21 машину получил 38-й дивизион истребителей танков 2-й танковой дивизии. Планировалось, что в составе 10-го дивизиона Panzer-Lehr-Division будет две роты истребителей танков: одна Jagdpanzer IV, другая Jagdtigcr. Однако выпуск «ягдтигров» откладывался, поэтому вторую роту дивизиона также оснастили Jagdpanzer IV.

В апреле 1944 года провели реорганизацию иарашютно-таиковой дивизии «Негтапп Goering». Ill батальон танкового попка дивизии переформировали в соответствие со штатным расписанием KStN I I06d и KStN 1155d от 1 ноября

1943 года (штаб и штабная рога), а также KStN 1149 Ausf. А от 1 февраля 1944 года (боевые роты). 25 апреля 1944 года в дивизион из армейского резерва прибыл 21 истребитель танков. Весной Jagdpanzer IV поступили в еще две части из числа сражавшихся в Италии: 3-й и 33-й дивизион истребителей танков из 3-й и 15-й гренадерских дивизий, соответственно. Формировавшийся во Франции 12-й дивизион истребителей танков СС получил 26 апреля 10 Jagdpanzer IV, еще 11 машин поступило в часть 22 июня

1944 года, уже после высадки союзников в Нормандии.

В мае 1944 года перевооружили 49-й и 53-й дивизионы из 4-й и 5-й танковых дивизий, сражавшиеся на Восточном фронте.

К 6 июня 1944 года во Франции немецкая армия располагала 62 истребителями танков Jagdpanzer IV: 31 в составе Panzer-Lehr-Division, 21 в составе 2-й танковой дивизии и 10 в составе 12-й танковой дивизии СС «HitIerjugend». Процесс перевооружения продолжался на протяжении всей второй половины 1944 года.

Новые машины получили большое одобрение среди танкистов. По сравнению с прежними истребителями танков типа «Marder». новые машины имели хорошее бронирование, низкий силуэт и обладали лучшими ходовыми качествами.
25 апреля в Италии завершилось перевооружение танкового батальона дивизии «Нсгтапп Goering». Дивизион получил 21 Jagdpanzer IV и... нового командира, оберлейтенанта Вальхойзера. После периода подготовки дивизион перебросили в Тиволи. 10-я рога, возглавляемая обсрлсйтснантом Карлом-Хайнцем Герингом, держала фронт в районе Салино южнее Ливорно. 27 мая произошел бой с американскими «шер-манами». Немцы сожгли три танка, две победы одержал экипаж фельдфебеля Гроба. В бою погиб фельдфебель Дан-ке. В июне дивизион вел оборонительные бои на разных участках фронта, в том числе под Кьянвичьяно на так называемой линии Клара.

15 июля дивизион сняли с фронта в районе Флоренции-Болоньи и по железной дороге перебросили на восток. Со склада Бреслау-Гросс Массель-виц 22 июля дивизион получил 31 истребитель танков Jagdpanzer IV, тогда как старые машины дивизиона остались в Италии. 26 июля дивизион отправился от станции Хернпоч в Варшаву и далее в Пилау. Новым местом дислокации дивизиона стал район От-воцка. 28 июля в бою дивизион подбил два Т-34 и два «Valentine». Много проблем экипажам доставили бортовые экраны, которые постоянно цеплялись за деревья и постройки.

В 18:00 в районе Погожели замаскированный Т-34 сжег машину унтер-офицера Канерта. Экипаж сгорел, спастись удалось только командиру машины. Советский танк занимал позицию внутри разрушенного дома и поразил Jagpanzer IV Канерета тремя снарядами с расстояния всего нескольких метров. Поспешившие на выручку Ка-нерету машины также попали под огонь, в результате был потерян Jagdpanzer IV унтер-офицера Хенинга.

Утром 29 июля немцы сожгли два ИС-2 и подбили еще один ИС. В 13:00 Погожель атаковала группа из 12 Т-34. Замаскированные Jagdpanzer IV подпустили противника почти вплотную и открыли огонь на поражение. Пока шел бой, другая группа «тридцатьчетверок» зашла немцам в тыл, подбив три истребителя танков, в том числе машину унтер-офицера Шлёффеля. Еще два Jagdpanzer IV увязли в грязи, и их пришлось бросить. Машина фельдфебеля Вайганда некоторое время сдерживала продвижение противника, но получила попадание в гусеницу и была вынуждена отойти в тыл для ремонта. В ходе боя под Погожелью немцы потеряли еще один PzKpfw IV, кроме того, погиб командир дивизиона, оберлейтенант Геринг, двоюродный брат Германа Геринга.

На Западном фронте в боях участвовал 12-й дивизион истребителей танков СС 12-й танковой дивизии СС. Командовал дивизионом штурмбан-фюрер СС Ханрайх. Лучшим солдатом дивизиона считался обершарфюрер СС Рудольф Руа, командир взвода 1-й роты. Уже в первые дни боев в Нормандии Руа сжег несколько союзнических танков. 20 июля 1944 года в районе Эмевиля он подбил очередной «Шерман». 10 августа 1-я рота вступила в боя с 1-й польской танковой дивизией. Унтершарфюрер СС Ортлеп подбил два «шермана». Роттенфюрер СС Фриц Экштайн, наводчик в экипаже командира 1-й роты, оберштурмфюрс-ра СС Георга Хурдельбринка сжег 11 польских танков. Обершарфюрер Руа мог похвастаться «только» семью победами. Jagdpanzer IV 12-го дивизиона сыграли заметную роль в прорыве немецких войск из под Фалеза. Часто их использовали в качестве штурмовых орудий для прокладывания дороги отступающим немецким частям.

С осени 1944 года в части во все больших количествах начали поступать Jagdpanzer IV/70(V), вооруженные длинноствольными 75-мм пушками.

30 декабря 1944 года немецкая армия располагала 268 Jagdpanzer IV. 209 машин действовало на Восточном фронте, 59 - на Западном фронте. В исправности находилось 174 машины.
Ягдпанцер IV зарекомендовал себя как неплохой истребитель танков. Благодаря его разработчикам немцы смогли эффективно использовать производственные мощности по выпуску PzKpfw IV, которые в противном случае пришлось бы свернуть. Ягдпанцер IV заслужил признание своих экипажей, записавших себе в актив немало побед.
Тактико-технические характеристики Jagdpanzer IV mit 7,5-cm Stuk 42
Экипаж: 4 человека
Вес: 25 800 кг
Силовая установка: один бензиновый двигатель Майбах HL 120 мощностью 197,6 киловатт (265 л.с.)
Габариты: общая дайна 8,58 м; ширина 2,93 м; высота 1,96 м
Боевые характеристики: максимальная скорость хода по шоссе 35 км/ч; запас хода по шоссе 214 км
Преодолеваемые препятствия: брод 1,2 м; склон 57 %; стенка 0,6 м; ров 2,3 м


 WoSoft.ru - программы для всехAlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтовМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz