Внешние отличительные признаки САУ: СУ-152 и ИСУ-152
САУ: | СУ-152 | ИСУ-152 |
---|---|---|
Базовый танк: | КВ-1с | ИС-1; (ИС-2) |
Масса, т | 45÷45,5 | 45,5÷46,0 |
Длина корпуса, мм | 6750 | 6770 |
Длина с пушкой, мм | 8950 | 9050÷9180 |
Ширина, мм | 3250 | 3070 |
Высота, мм | 2450 | 2480 |
Клиренс, мм | 440 | 460÷470 |
Элементы бронирования: | толщина, мм/уклон, градусы | толщина, мм/уклон, градусы |
Лоб корпуса (верх) | 60/70° | 60/78°; (90/60°) |
Лоб корпуса (низ) | 60/20° | 90/30° |
Борт корпуса (верх) | 60/0° | 75/15° |
Борт корпуса (низ) | 60/0° | 90/0° |
Корма корпуса (верх) | 60/радиус | 60/49° |
Корма корпуса (низ) | 60/0° | 60/41° |
Днище, впереди (сзади) | 30(20) | 20 |
Крыша корпуса | 30 | 30 |
Лоб рубки | 75/30° | 90/30° |
Скула рубки | 60/25° | 75/15° |
Борт рубки | 60/25° | 75/15°; (60/15°) |
Корма рубки | 60/10° | 60/0° |
Крыша рубки | 20 | 30 |
Маска орудия | 60-65 | 100; (120) |
Боекомплект пушки, штук | 20 | 21 |
Углы ВН | −5° ÷ +18° | −3°÷ +20° |
Углы ГН | 12° | 10° |
Прицелы: | телескопический СТ-10, + панорама Герца | телескопический СТ-10, + панорама Герца |
Марка двигателя | Дизель-мотор: В-2К | Дизель-мотор: В-2-ИС |
Мощность двигателя максимальная, л.с. | 600 | 520 |
Мощность двигателя номинальная, л.с. | 550 | ….. |
Мощность двигателя эксплуатационная, л.с | 500 | ….. |
Удельная мощность, л.с./т | 13,2 | 11,3÷11,4 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,81÷0,85 | 0,81÷0,82 |
Скорость по шоссе максимальная, км/час | 43 | 35 |
Скорость по пересечённой местности, км/час | 30 | 10÷15 |
Запас хода по шоссе, км | 165÷330 | 220 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 165 | 140; (145÷200) |
Преодолеваемый подъём | 36° | 36° |
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 | 1,0 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 м | 1,3÷1,5 |
Серийное производство
6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились незначительные изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости машины.
Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2 бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ).
В связи с нехваткой стволов гаубиц-пушек МЛ-20С с апреля 1944 года начался серийный выпуск САУ ИСУ-122, отличавшихся от ИСУ-152 только установленной артиллерийской системой (соответственно прицелом, боекомплектом и тенденциями в боевом применении) — вместо МЛ-20С в бронекорпус монтировались 121,92-мм пушки А-19С, которые в то время находились в избытке на складах вооружений.
Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.
С начала 1945 года на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК.
В 1945 году несколько машин ИСУ-152 выпустил Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ).
С ноября 1943 по май 1945 года ЧКЗ и ЛКЗ построили 1885 ИСУ-152. Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году (некоторые источники указывают на окончание выпуска в 1947 году), всего было выпущено 3242 машины этой марки. Лицензии на производство ИСУ-152 в другие страны не продавались.
ИСУ-152 имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

ИСУ-152 в музее бронетанковой техники, Кубинка
Броневой корпус и рубка
Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. На машинах первых серий лобовая часть корпуса представляла собой броневую отливку; впоследствии, по мере наличия более стойкой катаной брони, конструкцию лобовой части корпуса заменили на сварную. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. По сравнению с предыдущей моделью САУ того же класса и назначения — СУ-152, — бронекорпус ИСУ-152 отличался несколько большей высотой (поскольку он не обладал такой глубокой посадкой, как у машин серии КВ) и бо́льшим объёмом броневой рубки за счёт уменьшения углов наклона скуловых и бортовых бронеплит. Связанное с этим некоторое уменьшение защищённости было компенсировано утолщением брони этих частей рубки. По сравнению с СУ-152 больший объём рубки обеспечивал лучшие условия работы экипажа. Основное вооружение — 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалось в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской, которая также выполняла функции уравновешивающего элемента.



