IRIS-T
IRIS-T (англ. Infra Red Imaging System Tail/Thrust Vector-Controlled) — ракета класса «воздух-воздух» ближнего боя, оснащённая охлаждаемой инфракрасной головкой самонаведения. Разработка велась под руководством Германии кооперацией из 6 стран-участниц, в качестве прозрачной замены AIM-9 Sidewinder. По конструкции и компоновке IRIS-T очень близка к японской Тип 04 AAM-5.
УРВВ IRIS-T на пилоне Eurofighter Typhoon Luftwaffe
История
В 1995 году Германия объявила о начале разработки новой ракеты в кооперации с рядом стран. Контракт на разработку получила Bodenseewerk Gerätetechnik GmbH (BGT), которая в 2004 году объединилась с Diehl Munitionssysteme GmbH & Co. KG образовав, таким образом, Diehl BGT Defence GmbH & Ko KG.
Страна | Доля | Подрядчик | Примечание |
---|---|---|---|
Германия | 46% | Diehl BGT Defence | Основной подрядчик. Ответственная за инфракрасную ГСН. |
Италия | 19% | FiatAvio | Ведёт часть работ по двигателю. |
Швеция | 18% | Saab | Отвечает за блок обработки данных (БЦВМ). |
Греция | 13% | Pyrkal | Отвечает за боевую часть. |
Норвегия | 4% | Nammo | Присоединилась к проекту позже. Ведёт часть работ по двигателю. |
Канада | AlliedSignal | Присоединилась к проекту позже, покинула проект до его завершения. Отвечала за сопла и рули. |
Первый испытательный пуск IRIS-T проведён в октябре 2000 года с F-16 ВВС Греции. В марте 2002 года выполнены стрельбовые испытания с борта F-4 Phantom II с успешным поражением БПЛА-мишени вблизи острова Сардиния.
5 декабря 2005 года Люфтваффе получили первую партию ракет, которые должны стать основной ракетой ближнего боя истребителей ВВС Германии.
Конструкция
Ракета IRIS-T использовала головку самонаведения TELL. Ракета включает в себя пять модулей:
электронного оборудования и охлаждения,
системы наведения,
боевой части и двигателя с органами управления,
взрывателя.
Головка самонаведения расположена под прозрачным обтекателем. Хладагенты расположены в пусковой установке носителя. IRIS-T имеет неподвижные дестабилизаторы, четыре крыла и рули высоты. Каждый руль оснащён собственным электроприводом.
Тактико-технические характеристики
Длина: 2,936 м
Диаметр: 0,127 м
Размах крыла: 0,350 м
Стартовая масса: 87,4 кг
Дальность пуска: ~25 км
в передней полусфере
в задней полусфере
Потолок: до 20 км
Скорость полёта: до 3 М
Боевая часть: осколочно-фугасная
Масса БЧ: 11,4 кг
Взрыватель: активный радиолокационный
Двигательная установка: РДТТ
Носители: Tornado, F/A-18 Hornet, Eurofighter Typhoon, F-16 Fighting Falcon, Saab JAS 39 Gripen
Модификации
IRIS-T SL
IRIS-T SL (англ. IRIS-T Surface Launch) — вариант IRIS-T адаптированный для условий наземного запуска, предполагается использовать в качестве дополнения к американским ракетам PAC-3 системы ПРО MEADS. Впервые испытана в конце 2009 года на полигоне Оверберг в ЮАР.
Ссылки
- Авиационная энциклопедия
- (нем.) Lenkflugkörper Luft-Luft Оф. сайт Diehl BGT Defence