ВОЙНА ?! НЕТ !
Суббота, 20.04.2024, 15:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Так например, согласно данным приведенным в книге Я.Ш.Паппэ "Олигархи” расклад связей крупнейших российских ФПГ и контролируемых ими в той или иной степени СМИ выглядит по состоянию на конец 1999 года следующим образом:

  • РАО "ГАЗПРОМ” - газеты "РТ-Трибуна”, "Труд”; журналы "Фактор”, "Компания”, "Нефтегазовая вертикаль”; телекомпании "Прометей”, "НТВ”.
  • "ЛУКОЙЛ” - газета "Известия”, журнал "Нефть России”, телекомпания "REN-TV”.
  • "ИНТЕРРОС” - "ОНЭКСИМ” - газеты "Известия”, "Комсомольская правда”, журнал "Эксперт”.
  • Группа Березовского-Абрамовича - газеты "Независимая газета”, "Новые известия”, "Российские вести”, журнал "Огонек”, издательский дом "Коммерсант”, радиостанция "Наше радио”, телекомпании ОРТ и ТВ-6.
  • Группа "МОСТ” - газеты "Сегодня”, "Семь дней”, журнал "Итоги”, радиостанции "Эхо Москвы”, телекомпании "НТВ”, "НТВ+”, "ТНТ”. В свете последних изменений часть этих изданий контролируется персоналиями весьма близкими к главному российскому "приватизатору".
  • АФК "СИСТЕМА” - газеты "Вечерняя Москва”, "Литературная газета”, "Россiя”, "Культура”, радиостанции "Говорит Москва”, "М-Радио”, "Авторадио”, "Спортивное радио”, телекомпания "ТВ-Столица”.
  • Интернетовские новостные сайты по информации журнала "Власть” № 48 (399) от 5 декабря 2000 года:
  • Группа "МОСТ” - сайт "НТВ” (www.ntv.ru) и "Эхо Москвы" (www.echo.msk.ru)
  • НК "ЮКОС” - (www.gazeta.ru)
  • Группа Plaza (Умар Джабраилов) - (www.obozrenie.ru)
  • Группа Березовского-Абрамовича - сайт "Независимой газеты” (www.ng.ru), совместный сайт ОРТ, "Коммерсанта” и "Агентства политических новостей” (www.postfactum.ru)
  • Близкий к Кремлю политтехнолог Глеб Павловский - www.strana.ru

Сравнительный анализ информации из различных источников может привести к весьма интересным выводам. В этом плане весьма интересен следующий пассаж А.Даллеса из его книги "Исскуство разведки”: "Любопытно, например, сравнить опубликованный в со­ветской печати официальный текст выступления Хрущева с тем, что он сказал в действительности. Его ставшая зна­менитой реплика, брошенная западным дипломатам на приеме в польском посольстве в Москве 18 ноября 1956 г. "Мы вас похороним”, не была доподлинно процитирована в отчетах советской прессы, хотя многие ее слышали”.

Из чего Даллес делает следующие выводы: "По-видимому, правительственная печать имеет право подвергать высказывания премьера Хрущева цензуре, вероятно, с его санкции. Позднее, когда до Хру­щева дошел смысл сказанного им тогда, он дал своим сло­вам пространное и смягчающее толкование. Следователь­но, знать, как и почему содержание какой-либо истории искажается, зачастую так же интересно, как и ее фактиче­ское содержание. Нередко случается, что существует одна версия для "внутреннего потребления”, вторая — для дру­гих стран коммунистического блока и третья — для зару­бежных стран. Бывают случаи, когда "сказки”, которые коммунистические режимы рассказывают собственным народам, свидетельствуют о появлении у них новых слабых мест и возникновении новых опасностей”.

Журналистика и вопросы экономической разведки и контрразведки, конкуренции, формирования имиджа, престижа и рейтинговых оценок чрезвычайно тесно связаны, на профессиональном жаргоне все это называется — "активные мероприятия”.

Конечно, очень многое в прессу не попадает или попадает в искаженном виде, также имеется вероятность сознательного дезинформирования в ходе ведущейся оперативной игры. Кстати, одной из самых эффективных методик дезинформирования является "белый шум”, эта методика состоит в том, что выдается огромное количество новостей, которое просто не поддается сортировке.

Так же существуют методики по создании и продвижению в массовое сознание специального информационного повода отвлекающего внимание от действительно стоящей (или компрометирующей) информации. На оперативномжаргоне это называется "отвлечение внимания на негодный объект".

Так например, самым известным примером применения этой методики является "историческая" фраза Чубайса о том, что рыночная стоимость"ваучера" - две автомашины "Волга", т.е. для массового сознания чековая приватизация должна была ассоциироваться с приличной по тем временам суммой на каждое рабоче-крестьянское "рыло". Что было дальше? Где они две "Волги"? Имена владельцев заводов, газет, пароходов я думаю Вам хорошо известны.

В дальнейшем теме "активных мероприятий” и технологиям дезинформации будет посвящена отдельная глава, а пока мы продолжим наш разговор об аналитической обработке материалов СМИ.

Прежде всего, при анализе информационных материалов внимание должно концентрироваться на следующих ключевых моментах: количество позитивных и негативных по отношению к хозяйствующему субъекту публикаций (контент-анализ); круг их авторов, а по возможности, и заказчиков; степень монополизации данной темы; имеющиеся взаимосвязи между рекламными объявлениями конкурентов и заказными статьями в отношении того или иного хозяйствующего субъекта; наличие в изучаемых материалах сбалансированной оценки происходящего.

Таким образом, анализ собранного информационного массива позволяет установить характер взаимосвязей между следующими основными элементами: содержание и направленность сообщения; источник сообщения; личность журналиста, его связи и контакты в деловых и политических кругах.

Возвращаясь к методике оценки достоверности и верификации информации получаемой из СМИ в ряде случаев бывает достаточно смыслового совпадения данных из объективно независимых источников. Как уже отмечалось выше, "независимость” источников оценивается по просачивающейся информации о принадлежности органа массовой информации к конкретной финансово-промышленной группе или коммерческому банку. Если информация подтверждается источниками, принадлежащими различным конкурирующим финансово-промышленным группировкам, то велика вероятность ее достоверности.

А теперь более подробно поговорим о применении технологии контент-анализа.

В специальной литературе дается различное толкование этого термина: статистическая семантика; техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации; техника для получения выводов при помощи объектив­ного и систематического установления характеристик сообщений

Если же говорить простым языком, то контент-анализ - содержательный анализ на основе формализованных методик. Он состоит в выделе­нии в тексте некоторых ключевых понятий или иных смысло­вых единиц и в последующем подсчете частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации. Так анализ содержания проводится не интуитивно, не на "глазок", а с по­мощью методик, обеспечивающих получение достоверного и объективного результата.

В этом случае объективность контент-анализа определяется тем, что каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому в качестве верификации (проверки) необходимо повторение того же резуль­тата другим исследователем на том же материале. В гуманитарных науках достаточно сложно придти к единому мнению, мы можем опросить 50 экспертов, и они дадут нам различных 50 результатов. В отличии от этого контент-анализ же явля­ется довольно точной исследовательской техникой.

Для более полной характеристики метода необходимо доба­вить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовой материал здесь пред­ставляется промежуточным объектом. Нас интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, журналистом Х такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ — это всегда со­поставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно сопоставление невер­бального и вербального потоков: данных о рождаемости и ин­формации о детях-героях в литературных журналах. Возможно сопоставление данного вербального потока и нормы: частоты употребления определенного слова в статьях определенного журналиста и стандартной частоты употребления этого слова в языке нашего времени.

Основные этапы контент-анализа следующие:

  • а) формулировка задачи, определение программы ис­следования;
  • б) определение выборки (той части текстов, которые до­статочны для анализа всего массива публикаций и обеспечи­вают репрезентативность выборки);
  • в) определение единого семантического толкования ключевых понятий исследования;
  • г) составление кода, перечня характеристик текста, от­вечающих задаче исследования (единиц анализа);
  • д) составление рабочего документа, кодированной кар­точки и инструкции кодировщику (человеку, который будет работать с текстом, фиксировать частоту употребления еди­ниц текста);
  • е) составление сметы исследования;
  • ж) компьютерная обработка данных;
  • з) предъявление результатов исследования.

Контент-анализ прессы требует сравнительно больших затрат времени и средств, поэтому может использоваться и метод экспресс-анализа. В его основе лежит количественный подсчет содержательных элементов текста (факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение), а также учет качественных харак­теристик публикаций (соответствие цели, информативность, актуальность, доказательность, конструктивность).

Как и при контент-анализе, эти характеристики текста кодируются, обозначаются определенной цифрой и затем при чтении текста исследователь их фиксирует.

Контент-анализ используется в таких областях, как изу­чение социальных оценок тех или иных событий, анализ пропаганды, методов журналистики, изучение арсенала средств массовой коммуникации, психологические, психо­аналитические исследования. Этот диапазон охватывает, по подсчетам исследователей, 60% всех работ.

Что можно подсчитывать в вербальном потоке, какие ти­пичные исследовательские модели существуют? Можно подсчитывать:

  • а) частоту,
  • б) наличие/отсутствие каких-то тем,
  • в) связь между темами,
  • г) основные темы.

Алгоритмпроведения контент-анализа:

Определитьсяс выбором смысловых единиц. Это могут оскорбления и угрозы, призывы и порывы благородного негодования, элементы личной позиции автора или что-то другое, т.е все то что необходимо выявить.

Составляется перечень поисковых смысловых единиц, определяется предметная область поиска (ПОП). ПОП — это все оперативные версии и гипотезы о соответствующих риск-факторах в деятельности предприятия.

Далее следует выявление в исследуемом тексте индикато­ров — моделей оформления каждой смысловой единицы языковыми средствами. Теоретически их число может быть огромным, но с учетом тяготения людей к накатанным стереотипам, в практической работе реальное число ин­дикаторов не так уж и велико. Индикаторы вписываются рядом с каж­дой смысловой единицей. На этом же этапе нужно определиться с еди­ницей счета: чем будет мерить? Обычно учитывается частота употребле­ния смысловой единицы, и такие ее количественные характеристики как число строк, площадь газетной полосы или длительность вещания. Теперь мы имеем четкую систему правил для анализа, материала.

3. Анализ может проводиться как в ручную, так и с помощью компьютерных программ анализа текстовой информации. (В компьютерном варианте инструментария достаточно отсканировать печатный лист, распознать отсканированное и обработать компьютерной программой анализа. На выходе вы получаете полную "картинку” материала, с указанием его возможной направленности в ту или иную сторону и соответствующее обоснование — комментарии полученных выводов. Компьютерные программы хороши для обработки больших массивов информации и для отслеживания динамик и тенденции в сообщениях. Например, отдельный блок программы по мере поступления новой информации, подшивает полученные выводы к общей композиции исследований данного объекта. Контент—анализ дополняется динамическими изменениями содержания информации.

При аналитической обработке прессы применяется и так называемый метод "окон фактов". Его во время Второй мировой войны активно использовала американская разведка для изучения немецкой промышленности по открытым публикациям. Смысл метода состоит в том, что бы из каждой конкретной публикации извлечь только несомненные факты, часто совершенно неинтересные и тривиальные. Сопоставление подобных "атомарных" фактов дать совершенно неожиданные новые знания.

В качестве курьезного примера применения метода сопоставления фактов, можно привести старый анекдот про землетрясение, когда средства массовой информации сообщают, что жертв и разрушений нет. А некоторое время спустя в центральной прессе под заголовком "очевидное-невероятное” появляется статья о вернувшейся домой собаке, которая пропала во время последнего землетрясения со стадом овец и 5 пастухами.

В 70-80 годы этот метод был применен для анализа развития американской промышленности, в результате чего на свет появилась весьма интересная книга Дж. Нэсбитта (Naisbitt, J. Megatrends: Ten New Directions Transforming our Lives), описывающая десять главных тенденций в развитии США того времени, которые не были видны простым глазом, но стали совершенно очевидны при обработке исходной фактуры по данной методике.

А теперь в качестве примера давайте рассмотрим следующее сообщение в прессе: "Новый директор Apple Стив Джобс заявил, что компания стала возрождаться и в 1999 год перейдет с прибылью 100 млн долларов". Из этой фразы можно извлечь только тот несомненный факт в 1998 году директором Apple был некто Джобс. Далее по газетным публикациям о Джобсе можно составить описание его жизненного пути, а заодно провести анализ прибыльности возглавляемых им компаний в зависимости от его прихода и ухода.

Поскольку факты, собираемые подобным образом, имеют простую структуру, то по ним достаточно легко построить причинно-следственную цепочку, например "К - продукт компании "А" 1997 г.", "Д - технический директор компании "А" c 1996 по 1998 годы", следовательно, можно создать новый факт "Д руководил выпуском продукта К в компании "А"". Или при наличии факта "Н - сотрудник компании "А" с 1995 года" можно автоматически создать факт "Н и Д знакомы", имеющий определенную степень достоверности, и попробовать продлить цепочку знакомств дальше.

Горячей порой сбора различной открытой информации являются предвыборные кампании в законодательные и исполнительные органы власти. Интересен анализ публикаций "за” и "против” различных кандидатов, фиксация факта поддержки того или иного кандидата. При квалифицированном сборе и компьютерной обработке информации в ИБД можно выстроить очень интересные схемы, особенно четко это можно отследить в регионах, где вопросам оперативного легендирования уделяют значительно меньше внимания, чем в центре. Так, установление взаимосвязей по предвыборным штабам и партийным спискам позволяет заранее выявить возможный расклад групп "поддержки” того или иного хозяйствующего субъекта в органах законодательной или исполнительной власти.

По поводу системного подхода к обработке прессы можно также привести и историю о проигравшемся в начале 20-го века в карты журналисте, который для того, чтобы вернуть долг, решил продать иностранной разведке интересовавший ее план дислокации воинских частей, фамилии и занимаемые должности их командного состава. Контрразведка, конечно, задержала шпиона-любителя, но когда имевшуюся у него информацию показали представителям Генерального штаба, те были в шоке — сведения были достоверные и очень секретные. В ходе разбирательства журналист вину свою полностью признал и в качестве доказательства своего полного раскаяния поделился способом добывания "государственной тайны”. Оказывается, посещая регионы, он тщательно изучал местные газеты, особенно его интересовала провинциальная светская хроника: "В уездном городе N на бракосочетании поручика К. присутствовали командир расквартированного здесь 17 гусарского полка полковник B., начальник штаба полка полковник M … и так далее и тому подобное”. Комментарии, по-моему, излишни.

Еще один интересный пример можно найти в книге Г.Р.Берндорфа "Шпионаж”. Накануне первой мировой войны военную разведку Германии очень сильно интересовали данные об изменениях в итальянских береговых укреплениях. Для решения этой задачи в июле 1914 года в Милане было открыто бюро объявлений,которое выписывало практически все выходящие в Италии газеты, вплоть до самых мелких деревенских листков.Хозяйкой бюро являлась весьма эффектная дама - Анна Мари Лессер, больше известная под псевдонимом "Мадемуазель Доктор”. Не тратя время на сон, она в течение нескольких суток, днем и ночью наносила на крупномасштабную карту Италии сведения из газетных объявлений военных комендатур о наборе персонала на земляные и бетонные работы.

Более детально масштабы строительства оценивались по месту проведения работ агентами-маршрутниками.

НАЗАД




 
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz