HMS Prince of Wales (1939)
HMS Prince of Wales (ЕВК «Принц Уэльский») — британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии.
![Файл:Prince of Wales-1.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/28/Prince_of_Wales-1.jpg)
Основные характеристики
Водоизмещение:43 786 тонн
Длина:всего 227,1 м (225,6 м у ватерлинии)
Ширина:31,4 м
Число труб:
Число мачт:
Силовая установка:
Движитель:четырёхвальная турбина
Скорость:28 узлов (испытания 1941 года)
Команда:1422 чел
Вооружение
14"-дюймовые орудия (356 мм): 2х4 и 1х2, 16(8х2)- 133 мм
История службы
«Принс оф Уэлс» по прибытию в Сингапур.
Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года.
Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов – 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился 3 попаданий 356-мм снарядами в «Бисмарк». Серьёзных повреждений они также не причинили, но один из снарядов пробил носовую топливную цистерну и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступать в Брест.
«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.
— Смит П. Закат владыки морей.
После ремонта в мае – июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд, для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии. В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур. Вместе с приданными эсминцами. они стали именоваться Соединением Z.
Последний бой
Действия Соединения Z у берегов Малайи 8-10 декабря 1941 г.После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками-торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса.
С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.
— Роскилл. С.У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.
Литература
- Балакин С. В., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота — М.: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2006.
- Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» — М, 1997.
- Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939) — Самара: АНО «Истфлот», 2007.
- Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров — М.: Харвест, АСТ, 2002.
- All the world's battleships. 1906 to the present — London: Conway Maritime Press, 1996.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946 — London: Conway Maritime Press, 1980.
- Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes — Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. — (New Vanguard).
- Hore P. Battleships — London: Lorenz Books, 2005.
- Raven A. King George the fifth class battleships — London: Bivouc Books Ltd, 1972. — (Ensign).
- Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)