ВОЙНА ?! НЕТ !
Четверг, 25.04.2024, 17:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6270

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Горные стрелки во Второй мировой войне

Немецкие горнострелковые части принимали участие во многих компаниях Второй мировой войны: захвате Львова (Украина), боевых действиях во Франции (1940), Норвегии (1940) и Финляндии, на Балканах (в Греции и Югославии), наступлении на Мурманск (Финляндия), боях на Кавказе и на озере Балатон.
Также в 1940-х годах горнострелковые части были созданы в США, и принимали участие в боевых действиях в Италии.

File:Bundesarchiv Bild 183-2005-1202-500, Norwegen, bei Narvik, Gebirgsjäger.jpg 
Солдаты 3-ей горнострелковой дивизии вермахта. Нарвик. Норвегия

Боевые действия на Кавказе в 1942—1943 годах

File:Bundesarchiv Bild 146-1970-033-04, Russland, Kaukasus, Gebirgsjäger.jpg
Немецкие горные стрелки ведут огонь из 20-миллиметрового зенитного орудия в долине Теберды (Кавказ), сентябрь 1942 года

Горнострелковые части, как с немецкой, так и с советской стороны, принимали активное участие в Битве за Кавказ.
Немецкие части имели опыт боевых действий в горах, хорошую подготовку, снаряжение и точные карты местности (многие немецкие военные побывали на Кавказе перед войной в качестве туристов и альпинистов).
После начала Великой Отечественной войны представители Всесоюзной секции альпинизма обратились в Генеральный штаб с предложением создать специальную альпинистскую группу для обучения горных частей. Такая группа была сформирована, и альпинисты из неё направлены на Закавказский и Северо-Кавказский фронты, а также в Среднеазиатский военный округ в качестве инструкторов по горной подготовке.

File:Barettabzeichen Gebirgsjäger Bw Foto.jpg
«Эдельвейс». Эмблема 1-й горнострелковой дивизии. (Германия)

Захват высокогорных перевалов Главного кавказского хребта гитлеровское командование возложило на 49-й горнострелковый корпус, которым командовал генерал Конрад. В его подчинении были 1-я («Эдельвейс») и 4-я горнострелковые, 97-я и 101-я легкопехотные дивизии. Помимо немецких войск, в состав наступательной группировки гитлеровцев входили две румынские горнострелковые дивизии.
Оборона Главного Кавказского хребта от Мамисонского перевала до побережья Чёрного моря осуществлялась силами войск 46-й армии Закавказского фронта, имевшей в своём составе несколько горнострелковых дивизий.
Несмотря на наличие горнострелковых частей, советские войска были не очень хорошо готовы к обороне Главного Кавказского хребта. Как пишет А. А. Гречко,
Командующему 46-й армией указывались вероятные направления, по которым может наступать противник. Этой же директивой армии ставились конкретные задачи по прикрытию возможных путей продвижения противника. Однако недостаток сил, вызванный разбросанностью армии на большом фронте, и то, что некоторые наши командиры не придали должного значения подготовке перевалов к обороне, считая Главный Кавказский хребет непреодолимой преградой для противника, привели к тому, что к началу немецкого вторжения на Северный Кавказ перевалы к обороне подготовлены не были. На перевалы заблаговременно и в достаточном количестве не были завезены взрывчатые вещества и другие материалы для устройства заграждений. Направленные в первых числах августа саперные подразделения не смогли произвести в требуемом объеме заградительные работы и вынуждены были ограничиться лишь разрушением отдельных участков обходных троп и установкой на дорогах небольшого количества мин. Выдвинутые на перевалы небольшие стрелковые и кавалерийские отряды 3-го стрелкового корпуса, не зная сложившейся обстановки на фронте, при недостаточном контроле со стороны штабов корпуса и армии проявили медлительность в оборудовании позиций.

Были проблемы у советских войск и с организацией разведки на подступах к перевалам с севера. Постоянной связи с выдвинувшимися на перевалы отрядами не было, поскольку имевшиеся радиостанции в условиях гор не обеспечивали надежной связи.
По словам А. А. Гречко, «к моменту выхода немецких частей к Главному Кавказскому хребту не только северные склоны, но и многие перевалы оказались не занятыми нашими войсками, а занятые перевалы почти не имели оборонительных сооружений».
В середине августа 1942 года начались ожесточенные бои частей 46-й армии Закавказского фронта на перевалах Главного Кавказского хребта, где против них действовал немецкий 49-й горнострелковый корпус и две румынские горнострелковые дивизии. К середине августа части 1-й немецкой горнострелковой дивизии «Эдельвейс» подошли к Клухорскому перевалу, Марухскому перевалу и к Эльбрусу.
После ожесточённых боёв немцам удалось захватить ряд важных перевалов Главного Кавказского хребта (Клухорский, Санчарский, Хотю-Тау, Марухский) и «Приют одиннадцати» на Эльбрусе.
Отряд 37-й армии предпринял попытку атаки немецких частей обходом Эльбруса с севера, но при столкновении с крупным немецким отрядом в районе селения Хурзук, понёс большие потери и вынужден был отойти в Баксанское ущелье.
Попытка выбить гитлеровцев с «Приюта одиннадцати», предпринятая отрядом капитана Юрченко со стороны Восточной вершины Эльбруса, также не увенчалась успехом — бойцы попали в пургу и были вынуждены повернуть назад.
21 августа 1942 года немецкие альпинисты под командованием гауптмана Гротта водрузили нацистский флаг на вершинах Эльбруса.
Несмотря на то, что в советских войсках было несколько горнострелковых дивизий, до сентября 1942 года горная подготовка этих частей была очень слабой:
Хотя перед войной в горнострелковых войсках и проводились учения, бойцы тренировались в несложных предгорных районах и лишь изредка совершали походы через перевалы и на вершины. Правда, уже в то время в армии достаточно широко был развит альпинизм, но в основном он носил чисто спортивный характер. А ведь горная подготовка для горнострелковых соединений, по существу, является одним из элементов боевой подготовки. Она необходима для успешного ведения боя и в предгорьях, и на перевалах, и на вершинах. Ориентировка, ведение разведки, применение различного рода оружия, сами правила ведения огня — все это в горах имеет свою специфику. Знание гор позволяет уменьшить потери от естественных опасностей: мороза, лавин, камнепадов, закрытых трещин. Особенно сложны действия в горах в зимних условиях. Чтобы добиться успеха, необходимо владеть горными лыжами, уметь ходить на снегоступах. Ни того, ни другого в горных соединениях не было.

Чтобы успешно противостоять хорошо подготовленным и экипированным немецким горным стрелкам, в августе-сентябре 1943 года было сформировано несколько альпинистских отделений, укомплектованных спортсменами.

File:Bundesarchiv Bild 101I-031-2417-09, Russland, Kaukasus, Gebirgsjäger.jpg
Немецкие горные стрелки в горах Кавказа, декабрь 1942 года

К началу октября 1943 года было сформировано 12 отдельных горнострелковых отрядов (ОГСО), численностью 300—320 человек каждый. Эти отряды состояли из двух рот автоматчиков и одной пулемётно-миномётной роты; были обеспечены полным комплектом специального горного снаряжения (ледорубами, десятизубыми кошками, штормовыми костюмами, горными ботинками, скальными и ледовыми крючьями, лыжами и снегоступами и так далее). С началом зимы ситуация усложнилась из-за морозов и лавинной опасности, вызвавшей перебои со снабжением, серьёзные потери несли обе стороны.
Обе противоборствующие стороны активно использовали авиацию для разведки и поддержки горных стрелков с воздуха. При этом в авиационной разведке в конце ноября 1942 года в качестве лётчика-наблюдателя несколько раз принимал участие начальник альпинистского отделения военный техник 1-го ранга А. М. Гусев.

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz