Военное дело - Французская авиация в Индокитае продолжение
ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 31.03.2017, 03:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 5649

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Французы были воодушевлены своей победой в ходе весенней кампании и решили перехватить инициативу, перейдя в контрнаступление. Имея крупную авиационную группировку, они также решили опробовать новый метод ведения наступательных операций. Суть его сводилась к следующему: на контролируемой партизанами территории сбрасывался воздушный десант, который закреплялся и строил взлетно-посадочную полосу. Затем десант усиливался переброшенными по воздуху и по земле частями. Такие укрепленные пункты, получившие название ╚воздушно-наземных островков╩ (lies Aero-Terrestres) должны были служить центрами операций против ближайших партизанских районов. Французское командование считало, что имевшимися в наличии силами авиации оно сможет обеспечить бесперебойное снабжение ╚островков╩ и надежно защитить их даже от мощных атак. Более того, атаки на ╚островки╩ считались даже желательными, поскольку для них партизанам пришлось бы сконцентрировать свои силы, что делало их более уязвимыми для атак с воздуха. При этом особые надежды французы возлагали на прекрасно себя зарекомендовавшие ╚Инвейдеры╩. Пилоты были очень довольны его летно-тактическими характеристиками, к тому же В-26 оказался довольно живучей машиной. Всего же за годы войны французские В-26 совершили 15 тысяч самолето-вылетов с налетом 33 тысячи часов, сбросив 19 тысяч тонн бомб. 
Местом проведения нового наступления (операция ╚Лотос╩) был выбран район города Хоабинь, расположенный на проходящей вблизи границы с Лаосом дороге ╧6.14 ноября ААС.1 сбросили у Хоабиня три парашютно-десантных батальона. Закрепившись, парашютисты начали готовиться к встрече крупной колонны сухопутных войск, шедшей вдоль реки к ним на усиление. Партизаны тоже подождали, и, когда ситуация прояснилась, они атаковали линию снабжения французов. В декабре положение гарнизона Хоабиня ухудшилось, так как доставка подкреплений и снабжения по реке стала невозможной, и французам пришлось доставлять все необходимое по дороге ╧6. А чтобы прикрыть свои колонны, французы устроили вдоль дороги и у реки сеть фортов с сильными гарнизонами. 
Один из ╚речных╩ фортов (Тыву) 10-11 декабря стал ареной жестокого боя, в ходе которого, несмотря на поддержку с воздуха, французы потеряли свыше 400 человек убитыми, прежде чем партизаны отошли. Последним, правда, тоже досталось: в некоторых местах джунгли напоминали слоеный пирог с той лишь разницей, что слои тел вьетнамских партизан перемежались со слоями уничтоженной растительности. В авиационной поддержке этой операции главную роль играла морская авиация - только в декабре ╚Хеллдайверы╩ флотилии 3F и F6F-5 флотилии IF, действовавшие с авианосца ╚Арроманш╩ (прибыл в воды Вьетнама 24 сентября) совершили 586 вылетов на поддержку своих войск (172 - бомбардировщики и 414 - истребители). Транспортная авиация совершила 400 вылетов, перебросив 1600 солдат, 550 тонн снабжения и выбросив 700 парашютистов. 
Гарнизон Хоабиня держался, однако были серьезные сомнения в целесообразности продолжения операции - к январю 1952 г. оборона пяти батальонов гарнизона обеспечивалась 12 батальонами в прикрывавших линию коммуникации фортах, не считая воздушных и речных сил, задействованных для доставки снабжения. В начале января партизаны провели у Хоабиня серию успешных нападений, разгромив в ходе одной из них речной конвой, после чего французам стало ясно, что пора уходить. 22 февраля началась эвакуация гарнизона (операция ╚Амаранта╩), продолжавшаяся неделю. Осуществлена она была далеко не лучшим образом и сопровождалась тяжелыми и, самое главное, совершенно ненужными потерями. Авиация потеряла в Хоабине шесть машин, уничтоженных либо на ВПП, либо при заходе на посадку (по условиям местности маневр самолетов был ограничен). 
Ветеран Индокитая эскадрилья 8S в марте наконец-то получила от американцев новую матчасть - JRF-5 ╚Гус╩. Палубная авиация на время вышла из игры, поскольку ╚Арроманш╩ в мае закончил свой второй круиз. За семь месяцев плавания 44 самолета его авиагруппы совершили более 1400 вылетов на бомбежку лагерей партизан, штурмовку, сопровождение и разведку. Период действий ╚Арроманша╩ совпал с сезоном муссонов, сильно мешающих боевой работе, но пилоты авианосца с честью выдержали испытание. 
Главным театром войны продолжал оставаться Тонкий, однако отряды партизан проникали и южнее. В августе французская разведка зафиксировала концентрацию сил противника в районе старой столицы Вьетнама города Хюэ в центральной части страны. У французов в этом районе не было войск, поэтому в операции ╚Сотерель╩ против обнаруженного 101-го полка главную роль играли корабли с десантом. Операция началась в ночь на 24 августа и завершилась небольшим, но полным успехом, так как французы сообщили о захвате более тысячи пленных. Самым заметным эпизодом участия авиации в этом небольшом столкновении были шесть ударов по позициям партизан, которые нанесли два ╚Приватьера╩ с Туреня. 
После паузы, вызванной сезоном дождей, партизаны снова активизировались осенью, и на этот раз в граничащих с Лаосом районах. 15 октября 1952 г. 312-я дивизия окружила гарнизон поста Нгиахой. Французы ответили воздушным десантом, выброшенным в 15 милях к северо-западу от поста. Парашютисты деблокировали гарнизон, после чего он был эвакуирован. 17 октября 308-я дивизия атаковала расположенный по соседству пост Нгиало. К 20 октября он также был эвакуирован под массированным прикрытием авиации. Эти два оставленных поста контролировали важные высоты и, утратив их, французы начали спешно усиливать перебросками по воздуху три оставшиеся в этом районе твердыни (Лайтяу, Шонла и Нашан), надеясь не допустить вторжения партизан в Лаос. В то время Лаос был почти оазисом спокойствия, так как размах действий местного партизанского движения был существенно меньше, и поэтому появление здесь ╚вьетнамских смутьянов╩ с пулеметами и гаубицами было для французов крайне нежелательно. 
2 Это была последняя боевая операция ╚Туканов╩, хотя транспортных самолетов французам вечно не хватало, стало ясно, что ╚отправить в отставку╩ старые добрые, но уж слишком тихоходные и поэтому уязвимые ААС.1 все же придется; на вспомогательных ролях ╚Туканы╩ служили еще несколько лет. 
Самым важным ╚островком╩ на границе с Лаосом был Нашан, гарнизон которого отбивал мощнейшие атаки партизан. Ежедневно С-47 из состава GT 1/64 и GT П/62, взлетавшие с Батьмая, совершали до 80 рейсов к защитникам поста. Однако зенитные батареи, развернутые партизанами вокруг Нашана, делали такие полеты всё более опасными, и для подавления зениток транспортникам специально придавали ╚Беркэты╩, но особого положительного эффекта их атаки не давали. Чтобы деблокировать Нашан и уничтожить базы снабжения партизан в этом районе, 29 октября была начата операция ╚Лоррэн╩, оказавшаяся крупнейшей за всю войну (в ней участвовало 30 тысяч солдат и офицеров). Планом предусматривалось, двигаясь по дороге ╧2, проходящей в центральной части Тонкина, выйти в район восточнее Нашана. Действия сухопутных войск поддерживала вся бомбардировочная и истребительная авиация с Туреня и Зялама. Задействована была и вся группировка С-47, однако даже всех имевшихся транспортников не хватало, поэтому французам пришлось прибегнуть к испытанному средству - временной мобилизации самолетов гражданских авиакомпаний. 
9 ноября в районе Фудоана последовала выброска 2354 парашютистов, которые соединились с наземными частями. Французы надеялись, что в попытке защитить свои склады партизаны введут в бой свои главные силы, однако командование повстанцев не желало принять открытое сражение, и вместо этого организовало несколько нападений на растянутую линию коммуникации наступавшей группировки. В конце концов, французы были вынуждены начать отход, завершившийся 24 ноября. Операция мало что дала, было захвачено много оружия и различных запасов, однако потери французов составили 1,2 тыс. человек, в то время как партизаны в течении месяца восполнили потери предметов снабжения. Авиационная поддержка осуществлялась в основном морской авиацией - флотилиями 12F (F6F-5) и 9F (SB2C-5) с ╚Арроманша╩, который начал свой третий круиз 29 сентября. В ходе операции вертолеты легкой вертолетной эскадрильи EHL (Escadrille d'Helicopteres Legere) 1/65 использовались для эвакуации раненых из Фудоана. 
Несмотря на американские поставки, серьезной проблемой для французского командования продолжала оставаться нехватка транспортных самолетов, сказывавшаяся при проведении практически каждой крупной воздушно-десантной операции. Наиболее простым способом ее решения была временная мобилизация гражданских самолетов и экипажей, и периодически французские авиабазы имели весьма своеобразный вид, когда рядом со строго окрашенными военными самолетами соседствовали пассажирские машины, разрисованные во все цвета радуги. Больше всего военные любили реквизировать DC-3 (С-47), но при случае они ╚прихватывали╩ DC-6, ╚Бристоль-170╩, ╚Констеллейшены╩ и ╚Лео-631╩. Имевшие большую дальность полета DC-6 и ╚Констеллейшн╩ использовались для перевозки войск из метрополии, в то время как ╚Бристоль-170╩ использовались для местных нужд - их большие грузовые двери в носу позволяли перевозить объемистые грузы вроде артиллерийских орудий и техники. Использование гражданских машин было неизбежным злом, и среди многих связанных с этим проблем так и не решенной осталась проблема поддержания режима секретности - мобилизацию гражданских самолетов нельзя было провести незаметно, и даже если партизаны не знали места проведения намеченной операции, они понимали, что французы что-то затевают. 
Но даже после реквизиций транспортных машин не хватало, поэтому французы заключили контракт с базировавшейся на Тайване американской авиакомпанией (Civil Air Transport - CAT). Внешне это вполне респектабельная фирма, занимавшаяся воздушными перевозками, была на самом деле ╚крышей╩ для ЦРУ. Многие пилоты CAT были отставными летчиками ВВС США, занимавшимися как транспортным обеспечением французских войск (без вовлечения официальных органов США), так и сбором информации для последующей ее передачи в Лэнгли. В распоряжении компании имелись как испытанные ветераны С-46 и С-47, так и новые С-119 ╚Флайинг Бокскар╩. 
В конце февраля 1953 г. ╚Арроманш╩ закончил третий круиз и убыл на родину, однако его флотилии 9F и 12F остались, перебазировавшись на Катби. Всего к 18 февраля авиагруппа ╚Арроманша╩ совершила 1561 самолето-вылет. Почти все время авианосец крейсировал у Хайфона, однако, в конце января - начале февраля он ненадолго отвлекся на обработку целей в центральной части Вьетнама. 
Всю зиму 1952-1953 гг. партизаны готовились к вторжению в Лаос. Весь март и апрель шли упорные бои у цепи спешно созданных у границы ╚островков╩, которые к тому времени получили официальное название воздушно-наземные базы (Bases Aero-Terrestres). Под натиском трех партизанских дивизий лаосские правительственные войска были вынуждены отступить, и 19 апреля французам пришлось оставить базу Сиенгкхуанг. Однако главная база Плейн-де-Жарр была спешно усилена переброшенными из находящегося в 800 км Ханоя подкреплениями, и линия обороны французов выстояла. Это было напряженное время для французских летчиков, только в апреле транспортная авиация налетала 4480 часов (ровно вдвое больше обычного месячной нормы), самолеты связи провели в воздухе 1800 часов. Ударная авиация также не зачехляла двигателей: истребители совершили 1840 самолето-вылетов, а квота бомбардировщиков составила 390 часов. В значительной мере именно благодаря авиации французам удалось отразить это наступление. Партизаны не смогли закрепиться в Лаосе и возвратились в западный Тонкий. 
В ответ французское командование задумало новую наступательную операцию. Ее целью были базы снабжения партизан в районе Лангшона. Учтя опыт предыдущих операций, французы не стали устраивать ничего грандиозного и громоздкого, весь план строился на быстроте. Планировался сброс воздушного десанта непосредственно на район расположения складов, которые предстояло уничтожить, а затем стремительный отход к морю, где десантников ждали корабли. 
Операция ╚Хирондель╩ началась утром 17 июля 15-минутной штурмовкой всех обнаруженных объектов ╚Инвейдерами╩ из GB 1/25 и ╚Беркэтами╩ из GC1/22 и GC III/6. Затем 56 С-47 с Батьмая и Зялама выбросили на Лангшон два батальона парашютистов. В районе Локбиня 29 С-47 выбросили третий батальон и отряд саперов, задачей которых было обеспечить отход ударной группы. Операция закончилась полным успехом, было захвачено и уничтожено огромное количество оружия, боеприпасов и снаряжения. Потери были незначительными и в основном небоевыми (результат форсированного марша в палящую жару). 20 июля парашютисты погрузились на корабли и ушли в Хайфон. В ходе операции вертолеты эвакуировали 21 раненого. 
15 июля началась скрытная эвакуация базы Нашан, к 13 августа самолетами было вывезено 9 тыс. солдат и офицеров, причем партизаны даже не поняли что происходит. В августе французская авиация в Индокитае налетала в общей сложности 9060 часов, из них на долю С-47 приходилось 3860. 7, 8 и 9 августа из Нашана улетало более 70 самолетов ежедневно. 
Легкость, с которой был эвакуирован Нашан, а также успешное отражение при помощи авиации воздушно-наземными базами сильных атак повстанцев, убедили французское командование в том, что концепция сдерживания партизан при помощи таких баз вполне оправдывает себя. Поэтому, когда стало известно, что значительные силы партизан готовят новое вторжение в Лаос, было решено основать сильную базу на их пути. Местом была выбрана деревушка Дьенбьенфу на самой границе с Лаосом. Там уже имелась основа базы - заброшенный аэродром, построенный в свое время японцами. Базу планировалось возводить в долине, окруженной холмами, на которых предполагалось построить передовые укрепления. 
20 ноября выброской с 64 С-47 на заросшую посадочную площадку в Дьенбьенфу трех парашютно-десантных батальонов началась операция ╚Кастор╩. Через несколько дней за первым эшелоном последовал второй (еще два батальона) и части обеспечения. Высадившиеся войска быстро очистили район от партизан, и к 24 ноября полоса работала. Все шло по плану, хотя французы были неприятно удивлены плотностью зенитного огня - из 51 самолета, с 24 ноября на протяжении двух недель задействованных для штурмовки близлежащих позиций партизан, попадания получили 45 машин, а три самолета были сбиты. 
Всю зиму 1953-1954 гг. стороны выжидали, но повседневная деятельность авиации экспедиционного корпуса шла своим чередом. Проводились операции на второстепенных участках: 7 декабря началась эвакуация отдаленной базы Лайтяу севернее Дьенбьенфу (операция ╚Поллукс╩), всего в ходе этой операции С-47 совершили 183 вылета; в конце января гидросамолеты ╚Гус╩ в качестве корректировщиков приняли участие в операции ╚Аретюз╩ - совместном наступлении армейских частей и морского десанта с целью захвата плацдарма в районе дорог ╧1 и ╧7. Проходили очередные реорганизации авиачастей - 1 января группы артиллерийских корректировщиков снова вернулись под контроль армии. 
Несколько месяцев французы непрерывно усиливали базу в Дьенбьенфу, чему в немалой степени способствовало окончание войны в Корее, позволившее американцам оказывать более существенную поддержку французам. Правда, делалось это скрытно, во избежание лишней огласки. В ноябре 1953 г. американцы передали первую партию (пять машин) транспортников С-119. Перед этим на них закрасили американские опознавательные знаки (самолеты были из строевых частей ВВС США), а перегоночные экипажи были набраны из персонала CAT. Вскоре количество одолженных С-119 возросло до 22. Эти самолеты переправлялись на Катби, где на них наносились французские опознавательные знаки, экипажи были французскими и из летчиков CAT. Эти вместительные машины очень помогли при создании базы в Дьенбьенфу, над которой трудилась вся транспортная авиация. Среди массы переброшенного по воздуху оружия и техники были даже 10 легких танков ╚Чаффи╩, доставленные в разобранном виде и собранные на базе. Для перевозки одного танка требовалось пять С-47 и два ╚Бристоль Фрейтера╩, которые предоставлялись компанией ╚Эйр Вьетнам╩. 
Не теряли времени и партизаны, подтянувшие к Дьенбьенфу свои главные силы - четыре пехотные дивизии и значительное количество артиллерии. Жизнь, а точнее французская авиация сделала партизан настоящими экспертами по части маскировки, но под Дьенбьенфу они превзошли сами себя - на холмах, окружавших базу, скрытно было размещено более сотни орудий и тяжелых минометов, а французы даже не догадывались об этом. Позиции батарей, как и обширные склады боеприпасов, были тщательно укрыты в джунглях. Не забыта была и зенитная артиллерия, в общей сложности насчитывавшая около двухсот стволов калибром от 12,7-мм и выше, многие из которых были расположены вблизи единственного пути захода на посадку. 
После поражения под Хоабинем французы, сохранив веру в концепцию снабжаемых по воздуху ╚островков╩, решили отказаться от их наземного обеспечения и полностью переключиться на снабжение по воздуху. В принципе, эта концепция несколько раз показала свою эффективность, но для того, чтобы она действовала, абсолютно необходимо было соблюдение двух условий: отсутствие у партизан серьезной полевой артиллерии, способной вывести из строя ВПП ╚островка╩, и отсутствие большого количества зенитной артиллерии, которая могла лишить французскую авиацию свободы действий над ним. Но как раз с этими двумя факторами французов ждал самый неприятный и самый большой за всю войну сюрприз. 
Будучи в неведении относительно массированных приготовлений противника, французы спокойно продолжали обустраиваться, партизаны до поры до времени их сильно не тревожили. Гарнизон базы насчитывал более 10 тысяч человек, и, помимо 10 танков, у него имелось 28 орудий калибром 155- и 105-мм. Сама база представляла собой цитадель с аэродромом и несколькими небольшими опорными пунктами вокруг (каждый имел свое название - женское имя, как утверждает легенда, одной из многих любовниц командира гарнизона полковника де Кастри), так что это даже была скорее не база, а небольшой укрепленный район. Имелась и своя авиация - на Дьенбьенфу базировалось звено F8F-1 из состава GC 1/22, четыре С-47 из GT П/62, а также несколько MS.500 и вертолетов Н-19В, принадлежавших ЕНМ П/65. 
Помимо имевшегося главного аэродрома, у самого отдаленного передового укрепления ╚Изабель╩ была построена небольшая взлетная полоса. На случай атаки Северное тактическое командование имело наготове 107 боевых самолетов из 128, которыми французы в то время располагали во Вьетнаме - 30 В-26 из GB 1/25 в Катби, 40 F8F-1 из GC I/21 и GC И/22, ╚Хеллкэты╩ флотилии 11F и SB2C-5 флотилии 3F с ╚Арроманша╩ (прибыл на ТВД в сентябре) и шесть PB4Y-2 ╚Приватир╩ из состава 28F3, которые .базировались на Батьмай и применялись в качестве тяжелых бомбардировщиков. Группировка транспортной авиации была представлена С-47 двух эскадрилий 64-й группы, GT П/62 и GT II/63, а также гражданскими самолетами. 
Между тем американцы наращивали свою помощь, и к марту 1954 г. количество С-119 во французском экспедиционном корпусе возросло до 29. Французам очень нужны были также дополнительные боевые самолеты, поскольку 7 марта их постиг тяжелый удар - по очистным системам партизаны пробрались на аэродромы в Катби и Зяламе, где уничтожили на стоянках как минимум 38 самолетов и много машин повредили! Потери ╚Инвейдеров╩ и ╚Беркэтов╩ американцы возместили со своих баз хранения в регионе. Не давали о себе забыть и зенитки партизан, 11 марта при заходе на посадку в Дьенбьенфу был сбит С-119, 12 марта были потеряны сразу два MS.500, а на следующий день - F6F-5 из флотилии 11F. Однако по сравнению с тем, что ждало французов чуть позднее, это были только цветочки. 
13 марта мощнейшая артподготовка возвестила о начале штурма Дьенбьенфу, и партизанам сразу же удалось захватить передовое укрепление ╚Беатриса╩. 14 марта был выброшен батальон для усиления гарнизона, но сразу стало ясно, что снабжение базы очень рискованно, так как в тот же день артиллерийским огнем на ВПП и стоянках были уничтожены шесть (по другим данным семь) F8F-1 из GC I/22, один С-119, два С-47, четыре ╚Крике╩ и пара вертолетов Н-19. Уцелели только три ╚Беркэта╩, успевшие взлететь через несколько минут после начала артналета и улетевшие в Ханой. 15 марта пало укрепление ╚Габриэль╩, затем было оставлено укрепление ╚Анна-Мария╩. Захватив его, партизаны разместили 37-мм зенитные орудия практически под самой глиссадой, по которой французские самолеты заходили на посадку.
Как ни странно, потери от зенитного огня поначалу были небольшими: в ходе первой недели штурма были сбиты один ╚Биркэт╩ и один ╚Хеллкэт╩, еще пять самолетов было повреждено, при этом экипажи С-47 и ╚Крике╩ ухитрялись в дневное время садиться на ВПП и забирать раненых. Однако такие полеты были прекращены после того, как 28 марта артиллерийским огнем был уничтожен санитарный С-47 (французы несколько раз использовали машины с красными крестами в военных целях, и поэтому партизаны без разбора палили во все, что летает). Садиться теперь можно было только по ночам, и, действуя таким образом в течение нескольких недель, самолетам удалось вывезти 223 раненых, еще 101 раненого эвакуировали вертолеты с баз в Лаосе, однако вскоре посадки в Дьенбьенфу полностью прекратились. 
Партизаны медленно, но верно сокращали периметр обороны базы. Пополнения и грузы приходилось сбрасывать на непрерывно уменьшающуюся территорию, которая еще контролировалась гарнизоном, в то время как плотный огонь зениток вынудил проводить сброс со все увеличивающейся высоты (более 300 м). В результате, даже по французским данным, от половины до двух третей сброшенных грузов попало в руки партизан. Не в силах подавить свирепый огонь зениток обычными средствами, французы мобилизовали для борьбы с ними С-119, которые брали на борт по шесть тонн напалма. Первый удар С-119 нанесли 23 марта. Но даже массы напалма не дали желаемого эффекта, поскольку пропитанные влагой от прошедших дождей джунгли гасили значительную часть его поражающего воздействия. 
31 марта французы частично потеряли еще два передовых укрепления, а ╚Изабель╩, в котором защищались 1600 человек, был отрезан от цитадели. 1 апреля был выброшен второй батальон для усиления гарнизона. 3 апреля французское правительство попросило Вашингтон помочь с переброской во Вьетнам двух батальонов парашютистов, и шесть ╚Глоубмастеров╩ доставили из Парижа в зону боевых действий 514 солдат и офицеров. 10 апреля на Дьенбьенфу был выброшен еще один батальон, однако прибывшие подразделения вместе с частью гарнизона быстро ╚сгорели╩ в контратаках, пытаясь вернуть ранее утраченные позиции. 
Положение гарнизона становилось все хуже. Экипажи транспортных самолетов (всего для снабжения Дьенбьенфу было задействовано около сотни С-47) изнемогали в попытках обеспечить гарнизон всем необходимым, истребители и бомбардировщики безуспешно бились с зенитками, вносившими опустошение во французские эскадрильи. К середине апреля гражданские экипажи С-119 стали отказываться летать в Дьенбьенфу. 12 апреля жертвой зениток стала даже такая редкая машина, как ╚Приватир╩ (бортовой номер 28F24). Морская авиация вообще была очень активна над Дьенбьенфу из-за лучшей подготовки своих пилотов и технической оснащенности самолетов. 
Помимо самолетов и транспортных услуг американцы предоставили большое количество боеприпасов. Среди них была и Lazy Dog - одна из первых кассетных бомб, разработанная специально для применения в Корее, но опоздавшая попасть туда до окончания войны. Каждая кассета весила 500 фунтов (227 кг) и содержала 11.200 оперенных пуль. Предполагалось сбрасывать эти ╚гостинцы╩ с высоты около 5000 м и взрывать на полутора тысячах, накрывая большой район. 16 апреля первые 500 кассет прибыли в Хайфон и поступили на базу ╚Приватиров╩. Первую бомбежку провела четверка PB4Y-2, каждый самолет нес по дюжине бомб и в случае точного целеуказания вносил страшные опустошения в рядах вьетнамских партизан. 
Ситуация тем временем становилась безнадежной, и 23 апреля французское командование запросило прямого вмешательства американцев в виде ударов с воздуха. Отзывчивые янки разработали план массированной бомбардировки районов концентрации партизан эскадрильями В-29, причем, планировалось применить и три тактических ядерных боеприпаса! Однако, после зрелого размышления о последствиях, ╚янки╩ решили вообще не лезть. Потом появилась идея передать французам десяток-другой В-29, чтобы они летали на них сами. По некоторым данным, пока в Вашингтоне думали, на авиабазе Кларк-Филд (Филиппины) в инициативном порядке на несколько В-29 нанесли французские опознавательные знаки. Однако командование экспедиционного корпуса проинформировало Париж, что нет пилотов, которые могли бы на них летать и американцы ускорили переброску самолетов других типов, передав в общей сложности в ходе войны 110 В-26 и более 120 F8F-1D. В остальном же французам предоставили возможность самостоятельно выбираться из ловушки собственного изготовления. 
В попытке переломить ситуацию французское командование бросало в бой все, что было под рукой. На север перебрасывались части с юга Вьетнама, например ╚Биркэты╩ эскадрильи GC 1/21 ╚Артуа╩, базировавшейся на Турень, были переброшены на Батьмай. 25 апреля в небе над Дьенбьенфу появились ╚Корсары╩ флотилии 14F, также действовавшие с Батьмая. Эта флотилия только что получила 25 AU-1 (F4U-6), а ее пилоты были спешно переброшены из Туниса. Однако эта свежая часть с новыми машинами так же мало что изменила, как и прибытие 30 апреля авианосца ╚Буа Белло╩, сразу же включившегося в сражение. Не дали желаемого результата и кассетные бомбы - к началу мая на позиции зениток их было сброшено более 450. Французы оценили удары как успешные, поскольку партизаны стали рассредоточивать зенитные батареи, но в целом плотность зенитного огня уменьшилась незначительно. 
5 мая пять американских С-124 доставили во Вьетнам еще 452 солдата, однако силы гарнизона были на исходе, и, несмотря на его стойкую оборону, отвагу помогавших ему авиаторов и последнюю отчаянную попытку прорыва к Дьенбьенфу ударом со стороны Лаоса (операция ╚Кондор╩), 7 мая цитадель капитулировала. 8 мая пала ╚Изабель╩. Последними самолетами, сбитыми в попытках помочь гарнизону, стали С-119 (6 мая) и ╚Приватьер╩ (per. номер 28F26, не вернувшийся 8 мая). 
В сражении за Дьенбьенфу французы потеряли 2293 убитыми, более 5 тыс. ранеными (часть которых была эвакуирована авиацией) и 9 тыс. пленными, из которых после форсированного марша по джунглям в лагеря живыми добрались не более половины. К своим выбрались только 73 человека. Партизаны потеряли, по французским оценкам, 23 тыс. убитыми и ранеными. 
В ходе эпопеи у Дьенбьенфу французские летчики до конца выполнили свой воинский долг, сделав все возможное для спасения гарнизона. Боевые самолеты совершили в общей сложности 3700 самолето-вылетов, еще 6700 вылетов совершила транспортная авиация, оставив 6410 тонн грузов. Потери, понесенные при этом, были ужасными: 48 самолетов было сбито, 14 (по другим данным 16) уничтожено на земле, 167 машин получили повреждения. Потеряно было и много опытных летчиков. Французская авиационная группировка в Индокитае практически была разгромлена!... 
После Дьенбьенфу война как таковая прекратилась, настолько силен был шок от понесенного поражения. Конечно, в процентном соотношении гарнизон Дьенбьенфу составлял только небольшую часть французской группировки, однако, во-первых, там погибли лучшие и наиболее боеспособные части - парашютные батальоны ╚Иностранного Легиона╩, а во-вторых, психологически произвел очень гнетущее впечатление сам факт того, что гарнизон не удалось спасти несмотря на максимальное задействование всех сил и средств. 
Оставив север Вьетнама, французские войска отошли за 18-ю параллель, прикрывая более-менее лояльный юг. Военное поражение было довершено политическим: во Франции разом зашевелилась ╚демократическая общественность╩, требовавшая прекращения войны. На открытых в Женеве мирных переговорах в июле была договорились о том, что французские колонии получают независимость, а Вьетнам разделяется на два государства, которые через два года после выборов единого правительства должны будут объединиться (с этим, как известно, не сложилось). Мирное соглашение не устранило разногласий между коммунистическим Севером и прозападным Югом Вьетнама, что и привело к еще более долгой и кровопролитной войне. 
До конца 1954 г. французские войска выводились из региона. Убывали и авиационные части, возвращая американцам В-26 и С-119. Одновременно началась передача только что образованным ВВС Южного Вьетнама некоторого количества MS.500 и ╚Биркэтов╩. К началу 1955 г. в регионе французских авиационных оставалось немного. С Таншоннят продолжала действовать прошедшая почти всю войну GT 1/64 ╚Беарн╩, обеспечивавшая немногочисленные французские подразделения, но в июле 1956 г. была выведена и она. Среди последних покинула Вьетнам флотилия 8S, бессменно несшая службу с начала войны. Эпоха присутствия французской авиации в Индокитае закончилась.

Ссылки :
Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz