Эскадренные миноносцы типа 1936A
Эскадренные миноносцы типа 1936A — тип эскадренных миноносцев (нем. zerstorer), состоявший на вооружении Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Названий не имели, но неофициально относились к типу "Нарвик".
Всего было построено 8 единиц данного типа. Все корабли построены верфью «Дешимаг» в Бремене. Продолжением серии стали 7 кораблей типа типа 1936A(Mod), заказанных по мобилизационной программе и отличавшихся упрощенной технологией постройки.
Параметры
Водоизмещение2603 т стандартное, 3605 т полное (Z-23, Z-24),
3079 т стандартное, 3543 т полное(Z-25 — Z-27),
2596 т стандартное, 3519 т полное (Z-28),
2603 т стандартное, 3597 т полное (Z-29, Z-30)
Длина127 м (наибольшая) 121,9 м (между перпендикулярами)
Ширина12 м (наибольшая)
Осадка3,7 м (нормальная) 4,6 м (в полном грузу)
Бронирование-отсутствует
Технические данные
Силовая установка2 ТЗА, 6 ПК
Мощность70 000 л. с. (максимальная)
Винты-2
Скорость36 — 37 узлов
Дальность плавания2087 — 2239 миль на 19 узлах
Экипаж332 человека
Вооружение
Артиллерийское вооружение4×1 — 150-мм/48 орудий
Зенитная артиллерия2×2 — 37-мм/83, 5×1 — 20-мм/65
Противолодочное вооружение4 бомбомета (30 глубинных бомб)
Торпедно-минное вооружение2×4 533-мм ТА, 60 мин заграждения
Конструкция
ТТХ и идентификационные параметры эсминцев типа 1936А («Нарвик»), изданные отделом Военно-Морской разведки Военно-морского министерства США
Эсминцы типа 1936A были развитием типа 1936 при существенном усилении огневой мощи. Прежние 127-мм орудия заменялись на 150-мм. Изначальным проектом предусматривалось размещение носовых орудий ГК в двухорудийной установке башенного типа. Состав энергетической установки и общее расположение повторяли прототип. Усовершенствованию подверглась форма корпуса - изначально предусмотренные проектом "атлантический" форштевень, бульб в носовой части. Маневренность существенно улучшилась за счёт применения двух рулей, расположенных в струях винтов. Из-за отставания в изготовлении башен ГК, корабли вступали в строй с 4 150-мм орудиями. Установка башен впоследствии привела к ухудшению мореходности кораблей. Z-28 достраивался как лидер и отличался линейно-возвышенным расположением пары носовых орудий ГК (благодаря чему оказался наиболее мореходным среди кораблей серии) и дополнительным жилым блоком на кормовой надстройке.
4 эсминца серии погибли в ходе Второй мировой войны (Z-24, Z-26, Z-27, Z-28). Ещё 1 был тяжело поврежден и исключен из списков флота до окончания войны (Z-23). Уцелевшие корабли были переданы по репарациям Великобритании и США и впоследствии затоплены в ходе учений.
Название | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступления в состав флота | Дата гибели или вывода из состава флота | Судьба |
Z-23 | 15.11.1938 | 15.12.1939 | 14.9.1940 | 20.8.1944 | Поврежден 12.8.1944 брит, авиацией, исключен 20.8.1944 |
Z-24 | 2.1.1939 | 7.3.1940 | 23.10.1940 | 24.8.1944 | Потоплен 24.8.1944 брит, авиацией |
Z-25 | 15.2.1939 | 16.3.1940 | 30.11.1940 | 1945 | Передан по репарациям Великобритании, в 1946 г. передан Франции ("Hoche") |
Z-26 | 1.4.1939 | 2.4.1940 | 11.1.1941 | 29.3.1942 | Погиб 29.3.1942 в бою с брит. КРЛ "Trinidad" и ЭМ "Eclipse" |
Z-27 | 27.12.1939 | 1.8.1940 | 26.2.1941 | 28.12.1943 | Погиб 28.12.1943 в бою с брит. КРЛ "Glasgow" и "Enterprise" |
Z-28 | 30.11.1939 | 20.8.1940 | 9.8.1941 | 6.3.1945 | Потоплен 6.3.1945 брит, авиацией |
Z-29 | 21.3.1940 | 15.10.1940 | 9.7.1941 | 1945 | Получен по репарациям США, затоплен в 1946 г. в Скагерраке |
Z-30 | 15.4.1940 | 8.12.1940 | 15.11.1941 | 1945 | Получен по репарациям Великобританией. Затонул во время испытаний взрывчатых веществ. |
Литература :
- А.В.Платонов, Ю.В.Апальков. Боевые корабли Германии 1939 - 1945, Санкт-Петербург, 1995.
- Журнал "Морская Коллекция" №8, 2005 г. С.В.Патянин. Корабли Второй мировой войны. ВМС Германии. Часть 1. Москва, 2005.