Эпштейн, Гиора
Гиора Эвен (Эпштейн, ивр. גיורא אפשטיין; р. 1938, киббуц Негба, Израиль) — полковник Военно-воздушных сил Израиля, наиболее результативный лётчик-истребитель в истории арабо-израильского конфликта.
Родился в 1938 г и свою молодость провел в киббуце Негба (в 30 милях от Тель Авива в Негеве).
Вступил на службу в ВВС в 1963 году. Участвовал в Шестидневной войне (1967), Войне на истощение (1967—1970) и Войне Судного дня (1973). Летая на истребителях «Мираж» III и «Нешер», одержал 17 воздушных побед (в том числе девять из них — за двое суток). Первую победу одержал 6 июня 1967 года — сбил огнём из пушки Египетский Су-7. 19 октября 1973 года он записал на свой счет сразу четыре самолета, в 13:15 атаковала сначала ракетой «Шафрир» 2 и сбил Су-7 , а потом из пушки расстрелял еще один. Через три часа Гиора смог сбить два самолета (и снова один был сбит пушкой, а второй — ракетой). Утром 20 октября Гиора Эпштейн взлетел на «Нешере», он сбил «шафриром» МиГ-21 и ещё три машины были сбиты огнем бортовых пушек в этом бою. Таким образом, Гиора стал единственным летчиком в истории, которому за 46 часов удалось сбить 8 реактивных самолетов противника.
Гиора прекратил летать на боевых самолётах 20 мая 1997 г., в день своего 59-летия. Вышел в отставку ас в 1997 году.
Подробнее :
Гиора Эпштейн является одним из самых результативных «реактивных» асов в истории авиации. Больший счёт побед на реактивных самолётах имели только советские лётчики Евгений Пепеляев и Николай Сутягин во время Корейской войны.
На западе лётчик с 5 победами в воздушных боях считается асом. В Израиле 39 лётчиков сбили 5 самолётов и более, в т.ч. 10 сбили 8 самолётов и более. Ведущее место среди них занимает Гиора Эвен (Эпштейн), одержавший 17 победам.
Родился Гиора в 1938 и свою молодость провел в киббуце Негба в Негеве. Еще в молодости он увлекся авиацией и любимыми его книжками были биографии британских асов времен Второй Мировой войны. В 1956г. Гиора мобилизовался в АОИ и поступил на лётный курс. После КМБ Гиора был отчислен - медкомиссия забраковала его, не объяснив причины. Гиора ещё 2 месяца служил в ВВС - работал на кухне, в столярной мастерской, в эскадрильях, выполнял различные хозяйственные работы. Ещё несколько раз он проходил медкомиссию и всегда с одним результатом - "временно не годен". Тогда Гиора отправился к командиру авиабазы и заявил, что хочет стать парашютистом. Ему удалось добиться этого и полтора года он служил в парашютно-десантной бригаде, а затем стал инструктором парашютного дела и служил в этой должности до конца срочной службы.
Гиора демобилизовался в 1959 году и вернулся в родной киббуц. В рамках резервистской службы он оставался инструктором парашютного дела. Через 3 года киббуц получил разнарядку - послать 2-3 своих членов на два года сверхсрочной службы, в целях поднятия уровня младшего командного состава АОИ. Гиора был единственный, согласившийся вернуться в армию добровольно - тихая мирная жизнь угнетала его. В 1961г. Гиора вернулся в строй, решив использовать случай для попытки вновь поступить на лётный курс. На этот раз Гиора получил должность инструктора на курсе инструкторов парашютного дела и стал ответственным за свободные прыжки. Он занял первое место в Израиле по свободным прыжкам и 2 раза участвовал в чемпионате мира в США. К 1997г на его счету было около 700 таких прыжков.
В 1962г., когда Гиора в первый раз выезжал в США, он сменил фамилию с Эпштейн на Эвен ("эвен" на иврите означает "камень"). Дело в том, что в тот период Давид Бен-Гурион, премьер-министр Израиля, требовал от всех, выезжающих за рубеж за государственный счёт (дипломаты, военные, спортсмены и т.п.), "ивритизировать" свои имена и фамилии. По-видимому смена фамилии не очень нравилась Гиоре и он и далее всегда продолжал представляться как Эпштейн, а не Эвен. Во многих статьях о нём "Эвен" даже не упоминается.
Параллельно со службой инструктором, Гиора обратился к врачу парашютно-десантной бригады с целью выяснить, какая проблема мешает ему поступить на лётный курс. И только тогда выяснилось, что он имеет т.н. "спортивное сердце" - сердце увеличенного объёма, очень низкий пульс и необычное AKG. По совету этого врача Гиора подал апелляцию Главному врачу АОИ. На неделе, когда Гиора должен был получить звание прапорщика ("РАСАР"), ему сообщили, что он получил разрешение поступить на лётный курс.
В 1963г., в возрасте 25 лет, Эпштейн наконец-то начал учёбу в лётной школе. Гиора окончил с отличием ускоренный (13.5 месяцев) лётный курс, но за день до церемонии вручения "крылышек" узнал, что его назначение - в эскадрилью вертолётов S-58.
И вновь началась борьба. Гиора добился приема у тогдашнего командующего ВВС Эзера Вейцмана. Гиора заявил, что не покинет кабинета до окончательного решения своей судьбы. Эзер успокоил его, сказал ему вернуться в эскадрилью и пообещал отправить его медицинское дело главному авиационному врачу США. Эзер пообещал, что если врач "даст добро", Гиору переведут на истребители.
Гиора летал на вертолётах 2 месяца, после чего ему сообщили, что его дело вернулось из США. В нём американский врач написал, что у Гиоры нет каких-нибудь противопоказаний к полётам на любых типах самолётов. На следующий день Гиору позвали к телефону. Знакомый голос на другом конце произнёс: "Послушай, кусок дерьма, собирай вещички и выметайся немедленно из эскадрильи. И я не хочу слышать от тебя не единого слова". Это был конечно же Эзер Вейцман.
Через полтора месяца Гиора присоединился к курсу боевой тренировки (OTU) на самолётах "Ураган", а после его окончания получил назначение в эскадрилью "Супер Мистэров". Через год он перешёл в эскадрилью ведущих истребителей ВВС - "Мираж III". Там он познакомился со своей будущей женой Сарой, служившей там секретаршей командного пункта ("пкидат мивцаим"). На 1997г. у них было 3 детей - дочери Ади (29) и Дана (27), служившие в ВВС оперативными офицерами, и сын Гай (23), служивший офицером ПВО.
С декабря 1966г. Гиора летал в 101-й истребительной эскадрильи, на самолётах "Мираж III". Именно в этой эскадрильи на "Мираж-III", а затем и на "Нешер" ("Мираж-5", производившийся в Израиле), Гиора сбил 17 египетских самолётов (включая один вертолёт). Ещё 1 был записан на счёт эскадрильи, а 5 избежали гибели из-за технических поломок или ошибок наземного контроля. Так, уже 18 мая 1967г., при вылете на перехват нарушивших воздушное пространство Израиля египетских МиГ-21, Гиора вышел одному в хвост и был готов сбить его вначале ракетой "Матра R.530", потом из пушек, но оба раза наземный контроль запрещал ему это делать - офицер воздушного контроля спутал звено, в котором находился Эпштейн, с другим звеном и считал, что самолёты уже находятся в воздушном пространстве Египта.
Все свои победы Гиора одержал в 1967-1973гг. Во время войны 1973 года Гиора в составе 101-й эскадрильи сбил 8 египетских самолета (два Су-7, два Су-20 и 4 МиГ-21) за менее чем 28 часов (а всего за войну - 12)! Возможно, побед было бы и больше, но с августа 1973г. Гиора занимал важную должность в оперативном отделе штаба ВВС, и его долго не отпускали в эскадрилью.
Среди прочего, добиться успеха Гиоре помогало необычайно острое зрение. Так, он способен различать лица людей с расстояния 600 метров. Самолёт в небе он видел на дистанции 24 мили, тогда как большинство других лётчиков - на расстоянии до 10 миль. Хотя всё это имело значение только на этапе поиска цели. В мае 1975г. Начальник Генерального штаба генерал-полковник Мордехай Гур подписал приказ о награждении Гиоры Эпштейна Орденом "За отличие" ("Итур hа-Мофет") - третьим орденом в иерархии наград АОИ. В приказе сказано: "В ходе войны Судного дня майор Гиора Эпштейн сбил 11 самолётов противника (видимо Ми-8 не учтён - О.Г.) в 5 воздушных боях. Это достижение международного масштаба. Он сражался до последнего патрона и до последней капли топлива и только после этого возвращался на базу. Его мужество, лётный уровень и достижения служили примером для остальных лётчиков".
После войны 1973г. Гиора занимал ряд важных должностей в эскадрильях и в штабе ВВС. Вначале он был вторым заместителем ("САМАТ-Бет") командира 101-й эскадрильи, затем первым заместителем ("САМАТ-Алеф") командира 105-й ("Скорпион"), а потом и 101-й эскадрилий. Далее Гиора был начальником сектора ("Рош Мадор") в оперативном отделе штаба ВВС, а затем - командиром 117-й эскадрильи (1-я реактивная эскадрилья) "Миражей" и находился на этой должности 3 года. В 1977г. он хотел стать командиром другой эскадрильи, но вместо этого ему предложили должность в штабе ВВС. Гиора, терпеть не могший штабной работы, особенно после опыта 1973г., демобилизовался и стал гражданским лётчиком в авиакомпании "Эль-Аль". Дети Гиоры тоже имеют отношение к "Эль-Аль" - на 1997г. Дана завершила 5 лет работы в компании в качестве стюардессы (несколько раз ей случалось летать и с отцом), а Гай находился на курсе стюардов.
В 1979г., в рамках резервистской службы, Гиора прошёл переобучение на "Кфир", а несколько позже командовал резервистской эскадрильей, использовавшей "Миражи" и "Кфиры".
В этот период начался его последний бой в рамках ВВС - за переход на F-16. После 8 лет отказов он подписал несколько месяцев кадровой службы и в возрасте 50 лет прошёл переучивание на F-16.
Гиора прекратил летать на боевых самолётах 20 мая 1997г., в день своего 59-летия. Его общий налёт на истребителях ("Ураган", "Супер Мистэр", "Мираж III", "Нешер", "Кфир" и F-16) составил 5,000 часов. За особые заслуги Гиоре было присвоено звание полковника, хотя он никогда не занимал в ВВС должностей выше командира эскадрильи (по штату - подполковник).
Ссылки
- Михаил Жирохов, Олег Грановский. «Ас миспар эхад» (Ас номер N1 ВВС Израиля Гиора Эпштейн)
- http://iafrus.narod.ru/pipl/ace/321.html