«Дикие ласки» (англ. Wild Weasels) — подразделения ВВС США, предназначенные специально для борьбы с зенитно-ракетными комплексами. Впервые появившись во время войны во Вьетнаме, эти подразделения в дальнейшем действовали практически во всех боевых операциях военно-воздушных сил США.
F-105G в Национальном музее ВВС США
Причины возникновения
24 июля 1965 года система ПВО Северного Вьетнама впервые применила против американской авиации новое оружие — зенитно-ракетные комплексы. Хотя строительство позиций ЗРК было замечено самолетами-разведчиками еще в апреле, политическое руководство США не желало уничтожать эти позиции, полагая, что их сооружение — лишь политическая игра руководства СССР, направленная на демонстрацию своей поддержки Северного Вьетнама, и что комплексы на самом деле не будут применены в бою. Кроме того, существовали опасения, что в случае удара пострадают советские военные советники, а это, в свою очередь, может повлечь резкую реакцию Советского Союза и дальнейшее вовлечение его в войну.
После того, как в первой же атаке 24 июля ракетчики сбили 3 «Фантома» (согласно советским данным; в официальной истории Вьетнамской народной армии указано, что в этот день был сбит 1 самолёт, что совпадает с американскими официальными данными), американцы всё же решили атаковать комплексы. По словам Ричарда Эллиса, одного из пилотов F-105, служившего во Вьетнаме, американские войска не ожидали, что у Вьетнамцев будет так много зенитных ракет, а первая ракетная атака оказалась для пилотов ВВС США «настоящим сюрпризом».
По официальным американским данным, первое время потери авиации от зенитных ракет были невелики (13 самолетов до конца 1965 года), однако в дальнейшем возросли и составили, по американским же данным, за всю войну 205 самолётов. Российские эксперты приводят современные оценки, где указываются существенно большие цифры в 826 самолётов к концу 1968 года. При этом все источники сходятся в том, что появление ЗРК заставило американских летчиков покинуть считавшиеся ранее достаточно безопасными средние высоты полета и перейти на малые высоты, где угроза ЗРК была намного меньше, зато резко возрастала эффективность зенитной артиллерии (потери от которой к концу 1968 года по современным оценкам российских военных экспертов составили 1532 самолёта). Становилось понятно, что необходимо принятие мер для нейтрализации нового северовьетнамского оружия.
Формирование
Для борьбы с зенитно-ракетными комплексами ВВС США начали проект «Хорек» (Ferret). Это название использовалось во время Второй мировой войны для обозначения бомбардировщиков, занимавшихся подавлением немецких радаров. Было решено изменить название проекта на другое — «Дикая ласка» (Wild Weasel). Пять двухместных истребителей-бомбардировщиков F-100F получили оборудование предупреждения о радиолокационном излучении и о запуске зенитной ракеты. Экипаж самолета состоял из летчика и оператора радиоэлектронного оборудования. Для участия в программе были отобраны наиболее опытные пилоты, начавшие обучение на авиабазе Эглин (Флорида) в октябре 1965 года. Примерно через месяц самолёты и личный состав были переброшены на авиабазу Тахли в Таиланде. 22 декабря 1965 года «Дикие ласки» одержали свою первую победу над северовьетнамским ЗРК.
Боевое применение продемонстрировало, что F-100F недостаточно подходил для охоты за радарами , однако по воспоминанием советских советников - приносило свою пользу в местах где расчеты станций комплектовалось вьетнамцами недостаточной квалификации. Расчеты просто не успевали отключить станцию и развернуть радар . F-100 уступал в скорости ударным самолетам F-105, которые он должен был сопровождать. Было принято решение о разработке самолета Wild Weasel второго поколения (Wild Weasel II). Соответствующее переоборудование прошли учебно-боевые F-105F (они получили обозначение EF-105F, которое, однако, редко использовалось). Новые самолеты начали прибывать в Таиланд в середине 1966 года, и в июле полностью сменили F-100F.
Вьетнамский опыт
Во Вьетнаме «Дикие ласки» действовали двумя способами: сопровождение ударных групп и «свободная охота». При выполнении задачи сопровождения ударной группы они первыми входили в зону ПВО противника, оставались там во время нанесения основного удара, подавляя все выявленные позиции ЗРК, и покидали район после отхода ударных самолетов. Так появился девиз «Диких ласок»: «Первыми прийти, последними уйти» (First In, Last Out). Во время «свободной охоты» они действовали связками «охотник — убийца»: на некотором расстоянии от одиночного F-105F следовала группа из трех-четырех F-105D или F-4. Иногда использовались группы из двух «охотников» и двух «убийц». Самолет-лидер обнаруживал позицию ЗРК противника и атаковал ее, отмечая для других, после чего ударные самолеты завершали уничтожение.
Ракета AGM-45 «Шрайк»
F-105F несли новейшие противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», на которые поначалу возлагались большие надежды. «Шрайк» наводилась по лучу радара противника. Она имела ряд недостатков, в частности, дальность ее пуска была меньше дальности пуска ракеты ЗРК С-75. Вьетнамские расчеты, получив первый опыт контакта с «Шрайк», стали попеременно включать и выключать несколько радаров, сбивая тем самым наводку ракеты.
Профессия «Диких ласок» считалась очень опасной, а некоторые пилоты, не служившие в этих подразделениях, считали ее самоубийственной , однако отважно вылетали на задания вызывая огонь на себя. Как правило, обнаружение позиции ЗРК происходило только после того, как он выпускал первую ракету по «дикой ласке»; фактически самолет играл роль приманки. В таких случаях летчик направлял самолет прямо навстречу ракете, чтобы в последний момент сделать резкий вираж: С-75 обладали радиокомандной системой управления и в этот момент всё решала подготовка оператора ЗРК — если ракетой управлял новичок и не успевал отдать ракете команду на подрыв, то самолёт оставался цел. Для выполнения этого манёвра требовалось немалое мужество; по воспоминаниям летчиков, ракетная атака всегда оказывала на них сильный психологический эффект, даже в случае промаха. Согласно утверждениям некоторых российских авторов, за большие размеры ракеты С-75 американские пилоты называли «летающими телеграфными столбами» (хотя вероятнее такое название у американцев появилось, когда еще неопытные вьетнамцы начали пользоваться самостоятельно С-75 без участия советских военных советников, они не дожидались окончательного наведения ракеты и производили пуск, в результате чего ракета «бревном» проходила в десятках метров от самолета).
«Дикие ласки» были задействованы в налетах на объекты с самой мощной системой ПВО в Северном Вьетнаме. Когда в середине 1966 года в Таиланд прибыли одиннадцать новых F-105F, пять из них были потеряны в первые два месяца участия в боевых действиях. Северовьетнамская ПВО также несла потери в противостоянии с «Дикими ласками». Например, по данным российских военных экспертов, 28 сентября 1968 года в результате действий американской авиации был полностью уничтожен 1-й дивизион 285-го зенитно-ракетного полка вооруженных сил Северного Вьетнама. Исход боя во многом решался подготовкой личного состава — как американских пилотов, так и расчёта ЗРК. Бывший военный советник во Вьетнаме А. Яковлев так вспоминал работу «Диких ласок»:
Над небольшой долиной, зажатой меж двух гор, скользил легкий F-105. Без подвесок, максимально облегченный, он был и разведчиком, и приманкой. Где-то за ним шла ударная группа. Спустя несколько десятков секунд над долиной из облаков вывалилась пара «Фантомов». И — ожила засада. Первой ракетой уничтожили ведущего… Ведомый, круто развернувшись, атаковал позиции дивизиона.
…Через некоторое время на расположение ракетчиков обрушился ракетно-бомбовый удар большой группы штурмовиков. Но бомбы рвались на пустом месте — дивизион был уже в пути. Здесь все решали минуты. Если после пуска ракеты установки за сорок минут не покидали район, то шансов уцелеть практически не оставалось.
Когда в апреле — мае 1972 года авиация США возобновила интенсивные бомбардировки Северного Вьетнама, в боевых действиях участвовали уже третье (F-105G) и четвертое (EF-4C) поколения «Диких ласок», вооруженные новыми ракетами AGM-78 «Стандарт ARM». За всю войну было потеряно 48 самолетов «Диких ласок»[приблизительные данные , установить точно пока не удалось]. Два пилота из этих подразделений были удостоены высшей военной награды США — Медали Почета. Кроме них, из состава ВВС США во время войны во Вьетнаме такой награды был удостоен лишь один боевой пилот.
Обобщая противоборство ЗРК и средств противодействия им следует отметить, что на каждый выведенный из строя вьетнамский зрдн было сбито 6 американских самолётов (по современным данным российских военных экспертов). По мнению некоторых советских/российских ветеранов Вьетнамской войны, именно тяжёлые потери от систем ПВО и неспособность подавить противовоздушную оборону вынудили правительство США пойти на подписание мирных договорённостей, которое часто называют поражением США во Вьетнамской войне. В то же время американский военный разведчик Филипп Дэвидсон высказывал мнение, что именно мощная авиационная бомбардировка стратегическими бомбардировщиками B-52 в ходе операции Linebacker II в значительной мере подтолкнула северовьетнамскую сторону на подписание мирного соглашения, на которое американская сторона была согласна ещё в октябре.
Развитие после Вьетнама
F-4G демонстрирует различные типы ракет «воздух-земля»
После окончания Вьетнамской войны эскадрильи «Диких ласок» не были расформированы. Поскольку F-105G снимались с вооружения, в конце 1970-х годов им на смену пришло очередное поколение — F-4G, вооруженный ракетами AGM-88 HARM, считавшимися на тот момент наиболее совершенными противорадиолокационными ракетами в мире. В 1991 году «Дикие ласки» вновь проявили себя в бою, на этот раз в небе над Кувейтом и Ираком. В ходе операции «Буря в пустыне» они выполняли привычные задания — сопровождение ударных групп и вылеты на «свободную охоту», где в роли «убийц» выступали скоростные и маневренные F-16. Основная часть операций проводилась на средних высотах, что противоречило концепции маловысотных полетов на вьетнамском и европейском театрах военных действий, но в Ираке зенитно-ракетные комплексы были малоактивны. За время «войны в Заливе» F-4G уничтожили более двухсот вражеских целей (данные проверяются). Один самолет получил серьёзные повреждения от огня противника и разбился из-за утечки топлива; его экипаж катапультировался и был спасен.
F-4G участвовали в ряде инцидентов над Ираком в 1993 году. В 1996 году они совершили свои последние боевые вылеты; к этому времени F-4G был последним вариантом «Фантома», остававшимся на вооружении ВВС США. На смену ему пришли F-16 серий 50D и 52D. Эти самолеты занимались подавлением сербской ПВО во время операции НАТО против Югославии в 1999 году.