(Mk VII, "Тетрарх", англ. Light Tank Mk VII, Tetrarch)
Танк был разработан в 1938 г. фирмой "Виккерс" и выпускался серийно в первые годы Второй мировой войны.
Машина имеет классическую компоновку: отделение управления — в передней
части корпуса, боевое отделение посередине, а силовое отделение -
сзади. Механик-водитель располагается по продольной оси танка в
несколько выступающей вперед рубке, остальные два члена экипажа - в
башне. Соединение броневых листов корпуса и башни выполнено с помощью
заклепок. Броневые листы располагаются вертикально, без рационального
наклона. Особенностью ходовой части является использование четырех
катков среднего диаметра на борт, причем последний каток одновременно
является и ведущим катком. Катки имеют индивидуальную
гидропневматическую подвеску. Для управления танком используется
штурвал. В качестве силовой установки использовался карбюраторный
двенадцатилитровый оппозитный двигатель жидкостного охлаждения.
Танк вооружался 40-мм пушкой с длинной
ствола 52 калибра и спаренным с пушкой 7,92-мм пулеметом. Кроме того,
снаружи башни устанавливались два гранатомета для метания дымовых
гранат. Имелся также вариант штурмового танка "Тетрарх", вооруженного
76,2-мм гаубицей. "Тетрарх" выпускались малой серией и использовались в
английских вооруженных силах совместно с американскими МЗ и М5 для разведки и боевого охранения.После МК VI компания «Виккерс» в 1937 г. разработала
увеличенный легкий танк с 15-мм пулеметом «Беза» вместо «Виккерс»,
которыми вооружались предыдущие машины. «Виккерс» для танка МК VII
приняла новую ходовую часть с опорными катками большого диаметра. Как и
на некоторых ранних разработках «Виккерса», управление осуществлялось за
счет изгиба гусениц. М1с VII в 1938 г. представили военному
министерству, и машина, получив обозначение А17, прошла испытания на
возможность использования в дальнейшем в качестве легкого крейсерского танка, хотя потребности военного министерства в таких машинах уже удовлетворялись танками серии М1с VI.
Заказ на 120 машин выдали в конце 1938 г., когда война
казалась неизбежной, и «Виккерс» попросили передать производство
«Метрополитен-Кэммел», чтобы освободить ее для других работ. Заказ
впоследствии удвоили, но производство тормозилось отчасти из-за
перевода, отчасти из-за сосредоточения внимания военного министерства
после Дюнкерка на крейсерских и пехотных танках, отчасти из-за
бомбардировок завода. В конце концов построили 177 машин, первые из
которых собрали в ноябре 1940 г. Часть из них поставили БТД в
Великобританию, для которых в это время не хватало более тяжелых машин.
Политика военного министерства в это время менялась в
пользу бронеавтомобилей в качестве разведывательных машин вместо легких
танков. Логика подсказывала направить МК VII 8-й Армии, но
недостаточное охлаждение двигателя делало их несоответствующими условиям
пустыни. Небольшое количество впоследствии передали Советскому Союзу по
ленд-лизу, а одна рота легких танков МК использовалась во время
вторжения на Мадагаскар в мае 1942 г., первое время машины
использовались как боевые.
Легкий танк «Тетрарх» Mk VII
В то же время появилась возможность использовать
легкие танки МК VII в качестве авиадесантных, транспортируемых с помощью
планеров. В 1943 г. для танка МК VII приняли имя «Тетрарх» (тетрарх —
правитель четвертой части области в римских провинциях), а для
десантирования специально разработали планер «Гамилькар» вмещавший одну
машину. Для высадки в Европе специально сформировали воздушно-десантный
разведывательный полк 6-й воздушно-десантной дивизии. Одну роту танков
«Тетрарх» и БТР «Юниверсал Кэрриер» ввели в дело 6 июня 1944 г., в
первый день операции «Оверлорд», в планерном десанте, однако достигнутый
ими успех оказался незначительным, прежде всего из-за их
малочисленности.
Некоторое количество «Тетрархов» оставалось на
вооружении примерно до 1949 г., когда британцы расформировали
планерно-десантные части, а с ними сняли с вооружения и «Тетрархи».
Читайте также: "Легкий танк Mk VIII (A25), Harry Hopkins"
Участие в боевых действиях.
Танки на марше. Северо-кавказский фронт.
1943
Танки на марше. Северо-Кавказкий Фронт. 1943.(М.Свирин)
Освоение новых танков в 151-й танковой бригаде.
Закавказский фронт. 1942.(М.Свирин)
В числе первых британских танков, прибывших на Восточный фронт, был и
легкий танк Мк.VII "Тетрарх". Производство этих авиадесантных машин с
оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942 года англичане
выпустили 171 штуку.
В начале 1942 года, по соглашению о "Ленд-Лизе", Англия поставила 20
"Тетрархов" Советскому Союзу. Здесь танки были испытаны, что выявило в них
массу особенностей таких, как удобство управления, хорошая подвижность,
проходимость и маневренность.
Кроме того, танк оказался неприхотливым к типу используемого топлива и,
в отличие от отечественных легких танков того времени, мог потреблять
бензин второго сорта. Но при этом машина имела слабое бронирование, а все
попытки оснастить ее дополнительными бронелистами оказались неудачными,
так как догруженный танк терял свою подвижность и проходимость, а
двигатель при движении вне дорог перегревался.
Но даже без дополнительного бронирования огневая мощь и подвижность
"Тетрарха" оказались сравнимыми с отечественными легкими танками, такими
как БТ и Т-70. При этом "Тетрарх" имел меньшую массу.
Летом 1942 года часть "Тетрархов" была отправлена в учебный танковый
лагерь, расквартированный в Сумгаите, и, видимо, в тех краях они и
вступили в бой. Во всяком случае, все известные фотографии этих танков в
Красной Армии относятся к битве за Кавказ.
19 сентября 1943 года в 5-ю Гвардейскую танковую бригаду были переданы
для пополнения остатки 132-го отдельного танкового батальона в количестве
15 танков, среди которых находились два "Тетрарха", оставшиеся после
оборонительных боев. К сожалению, прожили они недолго, так как уже 30
сентября один из них был подбит в бою, а 2 октября последний "Тетрарх"
сгорел от попадания снаряда при немецком артобстреле.
Модификации.
«Тетрарх» I С8. Несколько машин переделали для
непосредственной поддержки пехоты с заменой 2-фунтовой пушки 3-дюймовой
гаубицей. Несколько стандартных «Тетрархов» оснастили коническими
дульными насадками «Литлджон» для 2-фунтовых пушек, способствовавших
достижению высоких начальных скоростей специальных бронебойных снарядов.
В июне 1941 г. один танк "Тетрарх" в опытном порядке
оснастили съемным гребным винтом и складным кожухом плавучести.
Испытания «Тетрарха» в качестве плавающего танка — чему способствовала
его малая масса - прошли в опытном бассейне. Они показали правильность
концепции Штраусслера - системы («двойного управления»), превращения
машины в плавающую с помощью гребного винта, приводимого от двигателя
танка, и складного кожуха плавучести. Такие комплекты использовали на
танках «Валентайн» и «Шерман» при высадке в Нормандии.