Средний танк Тип 3 (яп. 三式中戦車), «Чи-Ну» — японский средний танк времён Второй мировой войны. Был создан в 1943 году как дальнейшее развитие танка «Чи-Хе»,
отличаясь от него новым, более мощным, 75-мм орудием в новой башне.
Наиболее совершенный серийный японский танк Второй мировой. Всего за
время серийного выпуска было произведено, по разным данным, от 60 до 166 танков «Чи-Ну». В боевых действиях они участия не принимали, поскольку поступали в части, предназначенные для обороны Японских островов от так и не состоявшейся высадки войск США. После войны «Чи-Ну» состояли на вооружении Сил самообороны Японии до смены более совершенной техникой в 1960-х годах.
Средний танк Тип 1 «Чи-Хе», запущенный в производство в 1943 году, явился значительным шагом вперёд по сравнению с более ранними Тип 97 «Шинхото Чи-Ха»,
получив противоснарядное бронирование, более совершенную конструкцию
корпуса, более современные средства связи и лучшее распределение функций
экипажа за счёт трёхместной башни. Однако и он стал лишь частичным
решением проблемы, поскольку был по-прежнему вооружён лишь 47-мм пушкой Тип 1, которая устарела с появлением у США на Тихоокеанском ТВД к 1943 году в значительных количествах танков M4 «Шерман», против лобовой брони которых она была почти бесполезна. Вдобавок, её осколочный снаряд обладал сравнительно невысокой эффективностью.
В качестве средства повысить огневую мощь японских танков была выбрана 75-мм полевая пушка Тип 90, являвшаяся модернизированным вариантом производившейся по лицензии французскойШнейдер». Для её размещения на «Чи-Хе» была разработана новая, увеличенная башня изменённой формы, без кормового пулемёта, бывшего стандартным для всех более ранних японских танков. Модернизированный таким образом «Чи-Хе» получил по японской системе классификации бронетехники обозначение Средний танк Тип 3 (2603) или «Чи-Ну» («средний десятый»).
Однозначных данных о серийном выпуске «Чи-Ну», как и о большинстве
японской бронетехники, нет, в связи с тем, что значительное количество
документации было уничтожено в конце войны. По одним источникам,
серийный выпуск «Чи-Ну» начался в середине 1943 года, по другим же — лишь в сентябре 1944 года,
и продолжался вплоть до конца войны. Объёмы выпуска были сравнительно
невелики, вследствие сложностей с поставками сырья и разрушения японской
промышленности, вызванного воздушными бомбардировками США. Часть источников, базирующихся на данных США, полученных после войны, приводит цифру в 60 произведённых танков.
Другие источники, основывающиеся на более поздних исследованиях
японских архивных данных, приводят бо́льшие цифры, такие как 144 и даже в 166 выпущенных к окончанию войны «Чи-Ну».
С запуском «Чи-Ну» в производство, его развитие не закончилось. Строились планы по его перевооружению более мощной 75-мм пушкой Тип 5 с длиной ствола в 56,4 калибра, аналогичной устанавливавшейся на так и не запущенном в серийное производство среднем танке «Чи-То». Орудие должно было устанавливаться либо в незначительно переработанной старой, сварной башне, либо в новой, литой, по форме аналогичной сварной, однако за стадию проекта перевооружение «Чи-Ну» так и не вышло.
«Чи-Ну» на сборочной линии
Установка трансмиссии в корпус «Чи-Ну»
«Чи-Ну» на завершающем этапе сборки
Описание конструкции
«Чи-Ну» отличался от своего предшественника, «Чи-Хе»,
в основном лишь новой башней с более мощным орудием, остальные системы
танка существенным переработкам не подверглись. При этом «Чи-Ну», как и
«Чи-Хе», унаследовал от «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха» без серьёзных изменений значительную часть узлов и применённых на них конструктивных решений.
Танк имел стандартную для японских танков того периода компоновку, с размещением двигательной установки в корме, а трансмиссионного отделения — в лобовой части машины. Экипаж
танка состоял из пяти человек — водителя и стрелка-радиста,
располагавшихся в отделении управления, и наводчика, заряжающего и
командира, находившихся в трёхместной башне.
Броневой корпус и башня
Схема бронирования «Чи-Ну»
Броневой корпус «Чи-Ну» существенным изменениям по сравнению с «Чи-Хе» не подвергся и по-прежнему представлял собой усовершенствованный корпус «Чи-Ха»
с упрощённой для производства конструкцией и усиленным лобовым
бронированием. Незначительно доработано было лишь боевое отделение, на
которое теперь устанавливалась новая, более крупная башня.
Броневой корпус и башня «Чи-Ну» собирались из плоских катаных плит и листов гомогенной стали, толщиной от 8,5 до 50 мм. Детали собирались в основном при помощи сварки, однако всё ещё широко применялось также болтовое и заклёпочное
соединение. С внутренней стороны корпус «Чи-Ну» снабжался подбоем из
асбестовых листов, служившим как для повышения пожарной безопасности,
так и для смягчения ударов экипажа о броню при движении танка.
Бронирование «Чи-Ну» — дифференцированное,
противопульно-противоснарядное. Лобовая часть корпуса — ступенчатая,
образованная верхней и нижней броневыми плитами толщиной 50 мм,
расположенными под углом 15 и 20 градусов к вертикали, соответственно, и
средним листом толщиной 12 мм, расположенным под углом в 79 градусов к
вертикали. Нижняя часть бортов, а в кормовой части корпуса — весь борт —
вертикальные бронеплиты толщиной 25 мм, в верхней части бортов имелись
надгусеничные полки, борта которых состояли из 20-мм бронеплит,
расположенных под углом до 30°. Корма корпуса собиралась из бронеплит
толщиной, по разным данным, 20 или 30
мм), вертикальной верхней и расположенной под углом в 20 градусов
нижней. Крыша корпуса состояла из 12-мм, а днище корпуса — из 8,5-мм
броневых листов.
Башня
«Чи-Ну» — трёхместная, выраженной шестигранной в плане формы, с
развитой кормовой нишей. По конструкции башня была аналогична корпусу.
Лобовая броневая плита башни, толщиной 50 мм, была расположена под углом
в 12° к вертикали. Расположенные под углом в 10° борта башни и
вертикальная корма собирались из 25-мм броневых плит, броневые листы
крыши башни имели толщину в 12 мм.
Для посадки и высадки экипажа служили два люка в крыше башни и один —
в её левом борту, механик-водитель и стрелок-радист собственных
посадочных люков не имели. Кроме того, в правом борту башни имелся
пистолетный порт, а в её корме — ещё один люк, служивший для демонтажа
орудия. Для доступа к двигателю служили несколько люков в крыше
моторного отделения, а для доступа к агрегатам трансмиссии — два люка в
средней лобовой детали.
Вооружение
Основным вооружением «Чи-Ну» являлась 75-мм танковая пушка Тип 3, созданная на основе полевой пушки Тип 90. Пушка Тип 3 имела длину ствола 38,44 калибра
/ 2883 мм, а начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 680
м/с. Противооткатные устройства пушки Тип 3 были без изменений
заимствованы от полевого орудия и размещались под стволом, будучи
вынесены за пределы башни и прикрыты броневым кожухом. В отличие от
более ранних моделей, на «Чи-Ну» пушка размещалась в установке,
позволявшей её наведение без поворота башни только в вертикальной плоскости, в пределах −10…+15°, при помощи винтового механизма. Боекомплект орудия состоял из 55 унитарных выстрелов, размещённых в укладках в кормовой нише башни и на полу боевого отделения.
Боеприпасы 75-мм танковой пушки Тип 3
Тип снаряда
Марка
Масса выстрела, кг
Масса снаряда, кг
Масса ВВ, г
Дульная скорость, м/с
бронебойный остроголовый
Тип 95
6,60
65
680
осколочно-фугасный
Тип 90
6,34
540
523
Таблица бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки Тип 3, в мм
Снаряд \ Расстояние, м
25
100
250
500
1000
1500
2000
Бронебойный (угол встречи 0°)
95
91; 90
88
82
70; 65
58
48
Следует
помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные
методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение
с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.
Вспомогательное вооружение «Чи-Ну» состояло из 7,7-мм пулемёта Тип 97,
размещённого слева в верхней лобовой детали корпуса. Пулемёт
располагался в стандартной для японских танков установке, на
вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой. Боекомплект пулемёта составлял 3680 патронов. Башенный пулемёт отсутствовал, однако на зенитной турельной установке на крыше башни мог размещаться ещё один пулемёт Тип 97.
Средства наблюдения и связи
Средства наблюдения «Чи-Ну» не претерпели принципиальных изменений по сравнению с «Чи-Ха». Основным средством наблюдения за местностью служили простые смотровые щели, закрытые многослойным защитным стеклом.
Две из смотровых щелей размещались в верхнем лобовом листе, напротив
мест механика-водителя и стрелка, ещё две — в лобовых скулах верхней
части корпуса. По одной смотровой щели находилось в бортовом башенном
люке и крышке пистолетного порта, кроме того, четыре смотровых щели
имелись в командирской башенке.
Конструкция смотровых приборов позволяла быструю смену защитных стёкол в
случае их повреждения. В небоевой обстановке механик-водитель мог также
использовать для наблюдения смотровой люк в верхней лобовой детали
корпуса. Командир танка также имел в своём распоряжении перископический
панорамный наблюдательный прибор, а водителю в небоевой обстановке для
лучшего обзора мог служить смотровой люк в верхнем лобовом листе.
Как и «Чи-Хе», все «Чи-Ну» оборудовались радиостанцией.
Двигатель и трансмиссия
На «Чи-Ну» устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» Тип 100 (яп. 一〇〇式発動機), мощностью 240 л. с. при 2000 об/мин. Два топливных бака располагались в моторном отделении, под двигателем.
Трансмиссия «Чи-Ну»
Трансмиссия «Чи-Ну», как и «Чи-Хе», по сравнению с «Чи-Ха» заметных изменений не претерпела. В её состав входили:
Многодисковый главный фрикцион сухого трения, установленный на двигателе.
Первичный редуктор, служивший для возможности более низкого размещения карданной передачи.
Карданный вал.
Четырёхступенчатая (восьмискоростная) механическая коробка передач с демультипликатором, расположенная в лобовой части танка, в отделении управления.
Два двухступенчатых механизма поворота, каждый из которых состоял из планетарного редуктора, блокировочного фрикциона, опорного и остановочного тормозов. Механизмы поворота располагались по обе стороны от коробки передач, частично в вынесенных за пределы корпуса броневых кожухах.
Ходовая часть
Подвеска «Чи-Ну»
Ходовая часть «Чи-Ну» была унаследована им от «Чи-Ха»
без существенных изменений. С каждого борта она состояла из шести
опорных катков, трёх поддерживающих катков, ведущего колеса и ленивца.
Все катки — литые.
Подвеска опорных катков смешанная, первый и последний катки имели
индивидуальную подвеску, в то время как средние были сблокированы
попарно. Подвеска всех опорных катков — системы Хара. Балансиры крайних и тележки средних катков были при помощи рычагов соединены с цилиндрическими пружинами,
закреплёнными горизонтально на бортах корпуса снаружи. Пружины подвески
тележек при этом укрывались броневыми кожухами. Опорные катки
обрезиненные; крайние катки — цельные одинарные, хотя и имели сдвоенный
профиль, средние катки — сдвоенные. Крайние поддерживающие катки —
сдвоенные, центральные — одиночные, расположенные только с внутренней
половины гусеницы.
Гусеницы «Чи-Ну» — стальные, одногребневые, цевочного зацепления, каждая из 96 литых траков шириной 330 мм.
Использовался
Япония
Императорская армия Японии
Наземные силы самообороны Японии
Эксплуатация и боевое применение
«Чи-Ну», а также несколько «Хо-Ни III» на заднем плане, из состава 4-й танковой дивизии
Выпущенные «Чи-Ну» поступали, вместе с «Чи-Хе» и другими новыми образцами бронетехники, в 4-ю танковую дивизию. Эта часть, сформированная в 1943 году, до окончания войны находилась в Японии и в боевых действиях участия не принимала. В некоторых источниках содержатся упоминания о применении «Чи-Ну» в боях за Окинаву в марте — июне 1945 года, однако в большинстве современной литературы эта версия не поддерживается. Отсутствие какой бы то ни было информации об этом, как и о «Чи-Ну» в целом, в рапортах военной разведки США,
полученных уже после битвы за Окинаву, в июле — августе того же года,
говорит также не в пользу этой версии, поскольку появление нового,
настолько сильно отличавшегося от привычных «Шинхото Чи-Ха»,
танка едва ли прошло бы незамеченным. Так или иначе, сколько-нибудь
заметного влияния на ход боевых действий «Чи-Ну» не оказал.
После капитуляции Японии «Чи-Ну» были частично пущены на слом, но большая их часть поступила впоследствии на вооружение Сил самообороны Японии и длительное время использовалась ими, наряду с более старыми машинами, такими как «Шинхото Чи-Ха» и «Чи-Хе», а также американскими M24 «Чаффи». Сняты они с вооружения были только к 1960-м годам, с началом массового производства более современных танков Тип 61.
Оценка машины
Конструкция и потенциал развития
«Чи-Ну», ставший результатом длительного развития спроектированного ещё в конце 1930-х годов «Чи-Ха»,
отличался вполне традиционной для японских танков того периода
конструкцией, сочетавшей в себе как сравнительно прогрессивные, так и
устаревшие или неудачные решения.
Компоновка «Чи-Ну», с расположением моторного отделения в кормовой части корпуса, а трансмиссионного —
в лобовой, обеспечивала ему значительный для сравнительно компактной
машины объём боевого отделения, лучшее распределение нагрузки на
подвеску и более простое по сравнению с танками классической компоновки
переключение передач. При этом благодаря применению редуктора, пускавшего карданный вал параллельно днищу корпуса, общую высоту последнего удалось сохранить сравнительно небольшой, особенно по сравнению с танками США
аналогичной компоновки. В то же время, размещение трансмиссии и ведущих
в лобовой, более подверженной обстрелу противника, части корпуса
повышало их уязвимость, а расположенные в средней лобовой детали люки
доступа к трансмиссии ещё более снижали защищённость танка. При этом,
несмотря на значительную длину боевого отделения, его полезный объём
снижался небольшой шириной корпуса, затруднявшей установку на него башни
достаточных размеров. Всё это, в сочетании с перегруженностью шасси,
изначально рассчитанного на 15-тонный «Чи-Ха», привело к тому, что хотя
«Чи-Ну» и стал полноценным средним танком, резервов для превращения его в
соответствующую требованиям времени к защищённости и вооружению машину
уже не осталось. Для этого японским конструкторам пришлось разработать «Чи-То»,
который, хотя и сохранял в себе многие из применённых на
предшественнике конструкторских решений, был создан фактически заново и
по своей массе относился уже совершенно к другой категории.
Несмотря на довольно удачную конструкцию моторно-трансмиссионной группы и отдельные удачные решения, «Чи-Ну» отличался общей устарелостью конструкции. Так, корпус и башня, несмотря на частичное применение сварки, всё ещё в значительной степени собирались при помощи клёпки. Приборы наблюдения и прицеливания отличались примитивностью и низким качеством. Традиционная для японских танков того периода подвеска системы Хара
отличалась плавностью хода и хорошей ремонтопригодностью, однако имела и
ряд недостатков, таких как недостаточная защищённость узлов подвески,
значительная масса неподрессоренных элементов и медленное гашение
продольных колебаний корпуса. Столь же традиционный отказ от спаренной с пушкой установки башенного пулемёта
привёл к тому, что «Чи-Ну» оказался вовсе его лишён, поскольку
разместить его в корме башни, как на более ранних машинах, стало
невозможно.
Вооружение и защищённость
Техническое обслуживание «Чи-Ну» в мастерской в Хакате, 14 октября 1945 года
По уровню броневой защиты «Чи-Ну» в целом не уступал танкам своей весовой категории, но по меркам 1943 года, для среднего танка оно являлось явно недостаточным.
Бронирование «Чи-Ну» было противоснарядным лишь в лобовой проекции;
при этом даже там его толщина не превышала 50 мм и расположено оно было
без рациональных углов наклона. Это обеспечивало сколько-нибудь надёжную
защиту лишь от снарядов калибром не более 45 мм, тогда как даже 75-мм
пушка «Шермана» или 76,2-мм пушка Т-34,
не говоря уже о более мощных орудиях, обеспечивали уверенное пробитие
лобовой брони «Чи-Ну» на дистанции в 1 км, а при удачном попадании — и
большей. Впрочем, лёгкие противотанковые орудия, например, 37-мм M3,
использовались на Тихоокеанском театре военных действий вплоть до
самого конца войны, так что полностью актуальности бронирование «Чи-Ну»
не утратило.
Бортовое и кормовое же бронирование «Чи-Ну» обеспечивало полную защиту лишь от огня крупнокалиберного пулемёта, на некоторых дистанциях также — крупнокалиберных противотанковых ружей.
Вдобавок, 8,5-мм бронелисты днища, в лобовой и кормовой оконечностях
расположенные под углом в 60° к вертикали, хотя и были в условиях поля
боя в значительной степени укрыты складками местности, при определённых
условиях могли становиться уязвимыми местами, пробивавшимися даже
крупнокалиберным пулемётом, а на некоторіх дистанциях
и малокалиберных автоматических пушек. Уже пушки калибром 37 мм, такие
как M3, обеспечивали уверенное поражение бортов и кормы «Чи-Ну»
практически на всех дистанциях прицельной стрельбы
И без того невысокая броневая защита дополнительно снижалась рядом факторов. Смотровой люк водителя, люки доступа к агрегатам трансмиссии
и пулемётная установка существенно снижали и без того невысокую
снарядостойкость лобовой части корпуса. Дополнительно снижало
защищённость и невысокое качество японской брони в сочетании с клёпаным соединением части деталей корпуса и башни.
При снарядном, а порой и при пулевом обстреле, деформация броневых плит
могла приводить к тому, что заклёпки отскакивали внутрь корпуса,
становясь опасными поражающими элементами даже в том случае, если броня
успешно отражала попавшую в неё пулю или снаряд.
75-мм орудие «Чи-Ну» по баллистике было примерно аналогично 76,2-мм пушке Т-34 или 75-мм пушке «Шермана». В то же время, её эффективность существенно снижалась низким качеством приборов прицеливания,
а орудие «Шермана», вдобавок, оборудовалось стабилизатором в
вертикальной плоскости, многократно повышавшим точность стрельбы с ходу.
Ограниченным был и ассортимент боеприпасов японской пушки, в котором
отсутствовали подкалиберные или кумулятивные снаряды; обычно в боекомплект «Чи-Ну» входили только бронебойные и осколочно-фугасные снаряды.
75-мм пушка «Чи-Ну» в 1944 году позволяла ему бороться с современными ему средними танками, такими как Т-34 или «Шерман»,
но обеспечивала пробитие их лобовой брони лишь на сравнительно близких
дистанциях, что ставило «Чи-Ну» с его более тонкой лобовой бронёй в
невыгодное положение в случае реального боевого столкновения. При этом
против лобового бронирования танков нового поколения, появившихся к 1945 году, таких как Т-44 или M26, пушка «Чи-Ну» была практически бессильна.
Надёжность и технологичность
«Чи-Ну» был создан на базе отработанного в производстве «Чи-Ха»,
почти все его системы были отработаны на других образцах вооружения и
длительное время находились в серийном производстве. При этом ещё на «Чи-Хе»
часть узлов танка, в частности, чрезмерно сложная форма корпуса
«Чи-Ха», были ещё более упрощены и приспособлены к условиям массового
производства. Всё это обеспечивало «Чи-Ну» сравнительно высокую
технологичность, хотя ряд применённых на нём конструкторских решений и
признавался специалистами неудачным в этом отношении.
Характерное для японских танков того периода предельное упрощение
конструкции повышало надёжность «Чи-Ну» и удешевляло его производство,
однако порой это упрощение переходило в примитивизм, что отрицательно
сказывалось на боевых качествах танка. При этом японским конструкторам
удалось обеспечить «Чи-Ну» надёжную работу моторно-трансмиссионной
группы — одной из наиболее часто становящихся проблемными систем танка. В
то же время, повышенная нагрузка на отдельные узлы, в частности на
двигатель и подвеску, снижала их ресурс и в конечном счёте надёжность
машины.
Аналоги
По своим массе и боевым характеристикам, «Чи-Ну» находился на нижней границе категории средних танков. Условными его аналогами можно считать поздние модификации германского PzKpfw III, шведский Strv m/42 и венгерский 40M «Туран». PzKpfw III, вооружённый 50-мм пушкой KwK 39 или короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37,
уступал «Чи-Ну» в огневой мощи, но несколько превосходил в
бронировании. Кроме того, германский танк имел преимущество за счёт
значительно более совершенных приборов наблюдения и прицеливания, а
также лучших условий работы экипажа по сравнению с ужатой японской
машиной. Strv m/42 также несколько уступал «Чи-Ну» в огневой мощи, но
превосходил в бронировании, однако имел серьёзный недостаток в виде
двухместной башни. «Туран» был наиболее близок к «Чи-Ну» по большинству
показателей, но имел намного более слабое вооружение, состоявшее из
40-мм пушки.
Аналогичную «Чи-Ну» массу имел и американский M24 «Чаффи», хотя он и относился к лёгким танкам
по своему назначению. Будучи примерно равноценен японскому танку по
вооружению и бронированию, «Чаффи» отличался лучшей подвижностью и
маневренностью, имел лучшие условия работы экипажа и более совершенные
приборы наблюдения, прицеливания и связи.
Другие средние танки того периода, такие как M4 «Шерман»,
существенно превосходили «Чи-Ну» как по массе, так и по своим боевым
характеристикам. Хотя «Чи-Ну» и мог противостоять «Шерману» на равных,
последний имел над ним явное преимущество за счёт более мощного
бронирования и общего совершенства конструкции. Вместе с тем, «Чи-Ну»
имел несколько лучшую подвижность и значительно лучшую проходимость, чем
30-тонный «Шерман», что в условиях Тихоокеанского театра военных
действий играло значительную роль.