Тип 97, «Ся Синся 2597 Чи-Ха», «2597», «Чи-Ха» — японский средний танк времён Второй мировой войны. Средним считался по японской классификации, по массе относился к лёгким танкам. Название танка переводится как «средний три».
Разработан компанией «Мицубиси» в 1935—1937 годах, серийно производился с 1938 по 1943 год. Второй по массовости (после "Ха-Го") японский танк Второй мировой войны, «Чи-Ха» составлял основу японских бронетанковых сил и активно использовался на всех театрах военных действий, где воевали японские войска.
К середине 1930-х средний танк Тип 89,
составлявший основу японских бронетанковых войск, безнадёжно устарел и
требовал замены. По заданию высшего командования, к 1936 году были
разработаны два прототипа будущего среднего танка — «Чи-Ни»,
весом 9,8 тонн, разработанный специалистами из арсенала Осаки и
15-тонный «Чи-Ха», разработанный фирмой «Мицубиси». Генеральный штаб
отдавал предпочтение меньшему и более дешёвому «Чи-Ни», но испытания
обоих прототипов, проведённые в 1937, показали, что характеристики
«Чи-Ни», в том числе скоростные, далеки от требуемых, а самое главное,
новый танк ненамного превосходил уже находившийся в производстве лёгкий
танк «Ха-Го».
Анализ боевых действий в Китае указывал на необходимость принятия на
вооружение более подвижного, защищённого и мощнее вооружённого танка,
что и послужило причиной выбора в итоге «Чи-Ха».
Массовое производство «Чи-Ха» было начато вскоре после окончания
активных боевых действий в Китае фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Сийсакуси» и «Нихон Сейкосё», а также фирмой «Хитачи» и арсеналом в Сагами. Всего с 1938 по 1943 было произведено 2123 танка, включая 757 машин модификации «Шинхото Чи-Ха». Кроме того, некоторое число последних было получено переделкой из обычных «Чи-Ха».
Описание конструкции
«Чи-Ха» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, стрелка, заряжающего и командира, выполнявшего также функции наводчика.
Броневой корпус и башня
«Чи-Ха» имел слабо дифференцированную
противопульную броневую защиту, с ограниченным применением рациональных
углов наклона. Броневой корпус и башня танка собирались из катаных
поверхностно закалённых броневых листов толщиной 8,5, 10, 11, 12, 17,
20, 25 и 27 мм. Сборка осуществлялась на каркасе из подкладных полосок и
уголков, при помощи болтов и заклёпок с пулестойкими головками, сварка почти не применялась.
Броневой корпус танка имел сложную, асимметричную в верхней части
форму, с надгусеничными нишами. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую
форму, рубки механика-водителя и стрелка в верхней её части выполнялись
из гнутых бронелистов толщиной 27 мм, расположенных под углом в 15°.
Средняя часть состояла из бронелистов толщиной 17 мм, расположенных под
углом в 82°, ближе ко лбу машины переходивших в лист толщиной 20 мм,
расположенный под углом в 65°. Нижняя часть лобовой брони представляла
собой 27-мм бронелист, изогнутый под углом от 27° в верхней своей части
до 60° в нижней. Борта корпуса в нижней части были вертикальны и
выполнялись с каждой стороны из трёх бронелистов, среднего толщиной 25
мм и лобового с кормовым, толщиной 20 мм. Вернняя часть бортов состояла
из 20-мм бронелистов, расположенных под углом от 25° до 40°. Кормовая
часть выполнялась также из 20-мм бронелистов, расположенного под углом в
67° верхнего и гнутого нижнего. Днище корпуса имело толщину в 8,5 мм,
крыша — 12 мм в районе подбашенной коробки и 10 мм в районе моторного
отделения.
Двухместная башня
«Чи-Ха» имела коническую, с небольшой кормовой нишей, форму и
устанавливалась на шариковой опоре на крыше боевого отделения, с
заметным смещением в правую половину танка. Стенки башни и броневая
маска орудия имели толщину в 25 мм и располагались под углом от 10° до
12° к вертикали, крыша башни имела толщину в 10 мм. На крыше башни
располагалась командирская башенка.
Для посадки и высадки экипажа служили два люка: для командира и
заряжающего — двустворчатый в крыше командирской башенки, для
механика-водителя и стрелка — одностворчатый в крыше боевого отделения,
над местом стрелка. Кроме этого в корпусе имелись многочисленные люки,
служившие для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии, а часть крыши
и бортов моторного отделения и вовсе была выполнена броневыми жалюзи.
Вооружение
Основным вооружением танка являлась 57-мм полуавтоматическая танковая пушка Тип 97 с длиной ствола 18,4 калибра
/ 1049 мм. Масса ствола и казённой части пушки составляла 62,5 кг,
масса всего орудия в сборе — 133 кг. Орудие размещалось в лобовой части
башни на горизонтальных и вертикальных цапфах,
позволявших его наводку в вериткальной плоскости в пределах −9…+21° и в
горизонтальной — в пределах ±10°. Какие-либо механизмы наводки
отсутствовали, наведение пушки осуществлялось свободным её качанием при
помощи плечевого упора. Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочных и 40 бронебойных снарядов.
Боеприпасы 57-мм танковой пушки Тип 97
Тип снаряда
Марка
Масса выстрела, кг
Масса снаряда, кг
Масса ВВ, г
Дульная скорость, м/с
бронебойный остроголовый
Тип 92
2,58
103
400—420
осколочный
2,36
250
355
Таблица бронепробиваемости для 57-мм танковой пушки Тип 97, в мм
Снаряд \ Расстояние, м
25
100
250
500
750
1000
1250
Бронебойный (угол встречи 0°)
23
22
20
17
13
12
11
Следует помнить, что в разное время и в разных странах
использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как
следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто
оказывается невозможным.
Вспомогательное вооружение «Чи-Ха» составляли два 7,7-мм пулемёта Тип 97,
расположенных стандартно для японских танков — один пулемёт в кормовой
нише башни и один слева в лобовом листе корпуса. Пулемёты располагались в
установках на вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой.
Также на крыше башни располагался кронштейн для установки
дополнительного зенитного пулемёта того же типа. Стандартный боекомплект
пулемётов составлял 3825 патронов в магазинах: 2475 с обычной пулей и 1350 с бронебойной.
Средства наблюдения и связи
Радиостанция
на танках первоначально предусмотрена не была. Позднее радиостанции
начали устанавливать на командирских машинах, от командира взвода и
выше, за счёт сокращения боекомплекта. Их характерным внешним отличием
являлась поручневая антенна вокруг башни, которую вскоре сменили на
штыревую, для маскировки ценных машин. Линейным танкам командир был
вынужден отдавать приказы прежним способом — при помощи сигнальных
флажков.
Двигатель и трансмиссия
«Чи-Ха» оборудовались двухтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем «Мицубиси» Тип 97 воздушного охлаждения мощностью 170 л. с.
Трансмиссия состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки передач с понижающей передачей, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.
Ходовая часть
Подвеска «Чи-Ха» выполнялась по стандартной для японских танков системе Т. Хара,
с катками, попарно подвешенными на качающихся балансирах, при помощи
системы рычагов и тяг соединённых со спиральными пружинами, укрытыми в
горизонтальных трубах по бокам корпуса. По сути, она представляла собой
подвеску лёгкого танка «Ха-Го» с дополнительными передними и задними
катками с независимой подвеской, при помощи рычагов соединёнными с
наклонными спиральными пружинами, открыто закреплёнными на борту.
Ведущие катки передние, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем, каждая из 96 траков с шагом 120 мм и шириной 330 мм.
Модификации
Танки «штурмовой» версии «Чи-Ха» со 120-мм пушкой, захваченные американскими войсками в 1945 году.
«Шинхото Чи-Ха»
«Шинхото Чи-Ха» был разработан в 1939 году
с целью повышения явно недостаточных противотанковых возможностей
«Чи-Ха». Эта модификация отличалась новой башней с установленной в ней
длинноствольной 47-мм пушкой. Несмотря на меньший калибр, за счёт
высокой начальной скорости снаряда новое орудие значительно превосходило
57-мм пушку в бронепробиваемости. Танки этого варианта выпускались до 1943 года наряду с «Чи-Ха» базовой версии.
«Чи-Ха» со 120-мм пушкой
Разработанный по заказу морской пехоты вариант «Чи-Ха», вооружённый короткоствольной 120-мм морской пушкой с дульным тормозом в башне «Шинхото Чи-Ха». Выпускался в небольших количествах во второй половине войны.
«Чи-Ки»
Командирский вариант «Чи-Ха», предназначавшийся для командиров полков и батальонов. Отличался отсутствием в занятой радиооборудованием башне 57-мм орудия и установкой на месте лобового пулемёта 37-мм пушки.
Машины на базе «Чи-Ха»
Будучи долгое время наиболее тяжёлым из доступных японцам танковых
шасси, «Чи-Ха» послужил основой для большого количества машин самого
разнообразного назначения.
САУ
«Хо-Ро»
Самоходная гаубица на базе «Чи-Ха», полученная установкой 150-мм гаубицы Тип 38 в открытую сверху и сзади рубку на месте башни. Выпущено всего 12 или 13 штук в 1941—1943 годах.
«Хо-Ни»
Серия САУ, производившихся в 1942—1945 годах на базе «Чи-Ха».
Конструктивно были схожи с «Хо-Ро», лишь «Хо-Ни III» получила новую
полностью закрытую броневую рубку. В литературе эти САУ часто относят к
противотанковым, но основным их назначением являлась огневая поддержка. Вооружение «Хо-Ни» I и III составляли 75-мм пушки Тип 1 и Тип 3, соответственно, а «Хо-Ни II» была вооружена 105-мм гаубицей Тип 91. САУ «Хо-Ни», выпущенные в количестве около 170 штук, стали единственными относительно массовыми японскими САУ Второй мировой.
Прототипы
Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К», Маньчжурия, 1941 год.
Также во второй половине войны японцы разработали целый ряд САУ на
базе «Чи-Ха», большая часть которых так и осталась на бумаге, либо не
зашла дальше постройки опытных образцов.
САУ Тип 2 «Ку-Се» с 75-мм горной пушкой Тип 94, установленной в рубке по типу «Хо-Ро»;
САУ «Хо-Чи» со 155-мм пушкой в аналогичной рубке;
Различные варианты ЗСУ с 37, 75 или 120-мм орудиями.
Машины специального назначения на базе «Чи-Ха»
Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К»
Выпущенная в количестве 40 экземпляров в 1941 году лесоповалочная
машина на базе «Чи-Ха». Первоначально «Хо-К» поступили в дислоцированные
в Маньчжурии инженерные части и предполагались к использованию в Сибири в грядущем наступлении на СССР, но в связи со сменой планов были переброшены в Новую Гвинею, где использовались при строительстве аэродромов в джунглях.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Се-Ри»
Один из прототипов БРЭМ «Се-Ри».
В 1941—1943 годах на базе «Чи-Ха» были собраны две или три БРЭМ «Се-Ри». Стандартная башня заменялась на них на небольшую башенку с 7,7-мм пулемётом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. В сочетании с лебёдкой и установкой двигателя «Мицубиси» Тип 100
мощностью 240 л. с. это позволяло осуществлять в полевых условиях
ремонт и эвакуацию средних танков, но в серийное производство машина так
и не пошла.
«Ка-Ха»
Выпущенная в количестве 4 штук на базе «Чи-Ха» машина,
предназначавшаяся для уничтожения вражеских линий проводной связи.
Отличалась от стандартного танка отсутствием пушки и установкой
генератора высокого (до 10 кВ) напряжения.
Помимо этого, на базе «Чи-Ха» создавались бронированный мостоукладчик «Т-Г» и машина разминирования с тралом цепного типа.