ВОЙНА ?! НЕТ !
Пятница, 19.04.2024, 22:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6268

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Чи-Ха

Тип 97, «Ся Синся 2597 Чи-Ха», «2597», «Чи-Ха» — японский средний танк времён Второй мировой войны. Средним считался по японской классификации, по массе относился к лёгким танкам. Название танка переводится как «средний три».

Разработан компанией «Мицубиси» в 1935—1937 годах, серийно производился с 1938 по 1943 год. Второй по массовости (после "Ха-Го") японский танк Второй мировой войны, «Чи-Ха» составлял основу японских бронетанковых сил и активно использовался на всех театрах военных действий, где воевали японские войска.

изображение
Средний танк Тип 97, Чи-Ха
Классификациясредний танк
Боевая масса, т15,8
Компоновочная схемамоторное отделение сзади, трансмиссионное спереди
Экипаж, чел.4
История
Годы производства19381943
Годы эксплуатации19381945
Количество выпущенных, шт.2123
Основные операторыФлаг ЯпонииФлаг Китая
Размеры
Длина корпуса, мм5 500
Ширина корпуса, мм2 330
Высота, мм2 380
Клиренс, мм420
Бронирование
Тип бронистальная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град.27 / 15°
Лоб корпуса (середина), мм/град.10 / 82° — 20 / 65°
Лоб корпуса (низ), мм/град.27 / 27…60°
Борт корпуса (верх), мм/град.20 / 25—40°
Борт корпуса (низ), мм/град.20—25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град.20 / 67°
Корма корпуса (низ), мм/град.20 / 0…70°
Днище, мм8,5
Крыша корпуса, мм10—12
Лоб башни, мм/град.25 / 10°
Борт башни, мм/град.25 / 10…12°
Корма башни, мм/град.25 / 12°
Крыша башни, мм10
Вооружение
Калибр и марка пушки57-мм Тип 97
Тип пушкинарезная
Длина ствола, калибров18,4
Боекомплект пушки120
Углы ВН, град.−9…+21
Прицелытелескопический
Пулемёты2 × 7,7-мм Тип 97
Подвижность
Тип двигателяV-образный
12-цилиндровый дизельный жикдостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.170
Скорость по шоссе, км/ч38
Скорость по пересечённой местности, км/ч19
Запас хода по шоссе, км210
Удельная мощность, л. с./т10,8
Тип подвескитип Хара
Удельное давление на грунт, кг/см²0,64
Преодолеваемый подъём, град.30—35
Преодолеваемая стенка, м1
Преодолеваемый ров, м2,5
Преодолеваемый брод, м1

История создания

К середине 1930-х средний танк Тип 89, составлявший основу японских бронетанковых войск, безнадёжно устарел и требовал замены. По заданию высшего командования, к 1936 году были разработаны два прототипа будущего среднего танка — «Чи-Ни», весом 9,8 тонн, разработанный специалистами из арсенала Осаки и 15-тонный «Чи-Ха», разработанный фирмой «Мицубиси». Генеральный штаб отдавал предпочтение меньшему и более дешёвому «Чи-Ни», но испытания обоих прототипов, проведённые в 1937, показали, что характеристики «Чи-Ни», в том числе скоростные, далеки от требуемых, а самое главное, новый танк ненамного превосходил уже находившийся в производстве лёгкий танк «Ха-Го». Анализ боевых действий в Китае указывал на необходимость принятия на вооружение более подвижного, защищённого и мощнее вооружённого танка, что и послужило причиной выбора в итоге «Чи-Ха».

Массовое производство «Чи-Ха» было начато вскоре после окончания активных боевых действий в Китае фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Сийсакуси» и «Нихон Сейкосё», а также фирмой «Хитачи» и арсеналом в Сагами. Всего с 1938 по 1943 было произведено 2123 танка, включая 757 машин модификации «Шинхото Чи-Ха». Кроме того, некоторое число последних было получено переделкой из обычных «Чи-Ха».

Описание конструкции

«Чи-Ха» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, стрелка, заряжающего и командира, выполнявшего также функции наводчика.

Броневой корпус и башня

«Чи-Ха» имел слабо дифференцированную противопульную броневую защиту, с ограниченным применением рациональных углов наклона. Броневой корпус и башня танка собирались из катаных поверхностно закалённых броневых листов толщиной 8,5, 10, 11, 12, 17, 20, 25 и 27 мм. Сборка осуществлялась на каркасе из подкладных полосок и уголков, при помощи болтов и заклёпок с пулестойкими головками, сварка почти не применялась.

Броневой корпус танка имел сложную, асимметричную в верхней части форму, с надгусеничными нишами. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую форму, рубки механика-водителя и стрелка в верхней её части выполнялись из гнутых бронелистов толщиной 27 мм, расположенных под углом в 15°. Средняя часть состояла из бронелистов толщиной 17 мм, расположенных под углом в 82°, ближе ко лбу машины переходивших в лист толщиной 20 мм, расположенный под углом в 65°. Нижняя часть лобовой брони представляла собой 27-мм бронелист, изогнутый под углом от 27° в верхней своей части до 60° в нижней. Борта корпуса в нижней части были вертикальны и выполнялись с каждой стороны из трёх бронелистов, среднего толщиной 25 мм и лобового с кормовым, толщиной 20 мм. Вернняя часть бортов состояла из 20-мм бронелистов, расположенных под углом от 25° до 40°. Кормовая часть выполнялась также из 20-мм бронелистов, расположенного под углом в 67° верхнего и гнутого нижнего. Днище корпуса имело толщину в 8,5 мм, крыша — 12 мм в районе подбашенной коробки и 10 мм в районе моторного отделения.

Двухместная башня «Чи-Ха» имела коническую, с небольшой кормовой нишей, форму и устанавливалась на шариковой опоре на крыше боевого отделения, с заметным смещением в правую половину танка. Стенки башни и броневая маска орудия имели толщину в 25 мм и располагались под углом от 10° до 12° к вертикали, крыша башни имела толщину в 10 мм. На крыше башни располагалась командирская башенка.

Для посадки и высадки экипажа служили два люка: для командира и заряжающего — двустворчатый в крыше командирской башенки, для механика-водителя и стрелка — одностворчатый в крыше боевого отделения, над местом стрелка. Кроме этого в корпусе имелись многочисленные люки, служившие для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии, а часть крыши и бортов моторного отделения и вовсе была выполнена броневыми жалюзи.

Вооружение

Основным вооружением танка являлась 57-мм полуавтоматическая танковая пушка Тип 97 с длиной ствола 18,4 калибра / 1049 мм. Масса ствола и казённой части пушки составляла 62,5 кг, масса всего орудия в сборе — 133 кг. Орудие размещалось в лобовой части башни на горизонтальных и вертикальных цапфах, позволявших его наводку в вериткальной плоскости в пределах −9…+21° и в горизонтальной — в пределах ±10°. Какие-либо механизмы наводки отсутствовали, наведение пушки осуществлялось свободным её качанием при помощи плечевого упора. Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочных и 40 бронебойных снарядов.

Боеприпасы 57-мм танковой пушки Тип 97
Тип снарядаМаркаМасса выстрела, кгМасса снаряда, кгМасса ВВ, гДульная скорость, м/с
бронебойный остроголовыйТип 92
2,58103400—420
осколочный

2,36250355
Таблица бронепробиваемости для 57-мм танковой пушки Тип 97, в мм
Снаряд \ Расстояние, м2510025050075010001250
Бронебойный (угол встречи 0°)23222017131211
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.

Вспомогательное вооружение «Чи-Ха» составляли два 7,7-мм пулемёта Тип 97, расположенных стандартно для японских танков — один пулемёт в кормовой нише башни и один слева в лобовом листе корпуса. Пулемёты располагались в установках на вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой. Также на крыше башни располагался кронштейн для установки дополнительного зенитного пулемёта того же типа. Стандартный боекомплект пулемётов составлял 3825 патронов в магазинах: 2475 с обычной пулей и 1350 с бронебойной.

Средства наблюдения и связи

Радиостанция на танках первоначально предусмотрена не была. Позднее радиостанции начали устанавливать на командирских машинах, от командира взвода и выше, за счёт сокращения боекомплекта. Их характерным внешним отличием являлась поручневая антенна вокруг башни, которую вскоре сменили на штыревую, для маскировки ценных машин. Линейным танкам командир был вынужден отдавать приказы прежним способом — при помощи сигнальных флажков.

Двигатель и трансмиссия

«Чи-Ха» оборудовались двухтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем «Мицубиси» Тип 97 воздушного охлаждения мощностью 170 л. с.

Трансмиссия состояла из редуктора, четырёхступенчатой коробки передач с понижающей передачей, карданного вала, бортовых фрикционов и одноступенчатых бортовых редукторов.

Ходовая часть

Подвеска «Чи-Ха» выполнялась по стандартной для японских танков системе Т. Хара, с катками, попарно подвешенными на качающихся балансирах, при помощи системы рычагов и тяг соединённых со спиральными пружинами, укрытыми в горизонтальных трубах по бокам корпуса. По сути, она представляла собой подвеску лёгкого танка «Ха-Го» с дополнительными передними и задними катками с независимой подвеской, при помощи рычагов соединёнными с наклонными спиральными пружинами, открыто закреплёнными на борту.

Ведущие катки передние, зацепление гусениц цевочное. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем, каждая из 96 траков с шагом 120 мм и шириной 330 мм.

Модификации


Танки «штурмовой» версии «Чи-Ха» со 120-мм пушкой, захваченные американскими войсками в 1945 году.

«Шинхото Чи-Ха»

«Шинхото Чи-Ха» был разработан в 1939 году с целью повышения явно недостаточных противотанковых возможностей «Чи-Ха». Эта модификация отличалась новой башней с установленной в ней длинноствольной 47-мм пушкой. Несмотря на меньший калибр, за счёт высокой начальной скорости снаряда новое орудие значительно превосходило 57-мм пушку в бронепробиваемости. Танки этого варианта выпускались до 1943 года наряду с «Чи-Ха» базовой версии.

«Чи-Ха» со 120-мм пушкой

Разработанный по заказу морской пехоты вариант «Чи-Ха», вооружённый короткоствольной 120-мм морской пушкой с дульным тормозом в башне «Шинхото Чи-Ха». Выпускался в небольших количествах во второй половине войны.

«Чи-Ки»

Командирский вариант «Чи-Ха», предназначавшийся для командиров полков и батальонов. Отличался отсутствием в занятой радиооборудованием башне 57-мм орудия и установкой на месте лобового пулемёта 37-мм пушки.

Машины на базе «Чи-Ха»

Будучи долгое время наиболее тяжёлым из доступных японцам танковых шасси, «Чи-Ха» послужил основой для большого количества машин самого разнообразного назначения.

САУ

«Хо-Ро»

Самоходная гаубица на базе «Чи-Ха», полученная установкой 150-мм гаубицы Тип 38 в открытую сверху и сзади рубку на месте башни. Выпущено всего 12 или 13 штук в 1941—1943 годах.

«Хо-Ни»

Серия САУ, производившихся в 1942—1945 годах на базе «Чи-Ха». Конструктивно были схожи с «Хо-Ро», лишь «Хо-Ни III» получила новую полностью закрытую броневую рубку. В литературе эти САУ часто относят к противотанковым, но основным их назначением являлась огневая поддержка. Вооружение «Хо-Ни» I и III составляли 75-мм пушки Тип 1 и Тип 3, соответственно, а «Хо-Ни II» была вооружена 105-мм гаубицей Тип 91. САУ «Хо-Ни», выпущенные в количестве около 170 штук, стали единственными относительно массовыми японскими САУ Второй мировой.

Прототипы


Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К», Маньчжурия, 1941 год.

Также во второй половине войны японцы разработали целый ряд САУ на базе «Чи-Ха», большая часть которых так и осталась на бумаге, либо не зашла дальше постройки опытных образцов.

  • САУ Тип 2 «Ку-Се» с 75-мм горной пушкой Тип 94, установленной в рубке по типу «Хо-Ро»;
  • САУ «Хо-Чи» со 155-мм пушкой в аналогичной рубке;
  • Различные варианты ЗСУ с 37, 75 или 120-мм орудиями.

Машины специального назначения на базе «Чи-Ха»

Бронированная лесоповалочная машина «Хо-К»

Выпущенная в количестве 40 экземпляров в 1941 году лесоповалочная машина на базе «Чи-Ха». Первоначально «Хо-К» поступили в дислоцированные в Маньчжурии инженерные части и предполагались к использованию в Сибири в грядущем наступлении на СССР, но в связи со сменой планов были переброшены в Новую Гвинею, где использовались при строительстве аэродромов в джунглях.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Се-Ри»


Один из прототипов БРЭМ «Се-Ри».

В 1941—1943 годах на базе «Чи-Ха» были собраны две или три БРЭМ «Се-Ри». Стандартная башня заменялась на них на небольшую башенку с 7,7-мм пулемётом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. В сочетании с лебёдкой и установкой двигателя «Мицубиси» Тип 100 мощностью 240 л. с. это позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков, но в серийное производство машина так и не пошла.

«Ка-Ха»

Выпущенная в количестве 4 штук на базе «Чи-Ха» машина, предназначавшаяся для уничтожения вражеских линий проводной связи. Отличалась от стандартного танка отсутствием пушки и установкой генератора высокого (до 10 кВ) напряжения.

Помимо этого, на базе «Чи-Ха» создавались бронированный мостоукладчик «Т-Г» и машина разминирования с тралом цепного типа.




 WoSoft.ru - программы для всехAlfaInternet.su - бесплатная регистрация сайтов в каталогах поисковиках реклама сайтовМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовЯндекс.МетрикаWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz