В
1935 году была принята на вооружение и запущена в серийное производство
новая модификация танков БТ, получившая инекс БТ-7. Танк выпускался до
1940 года и был заменен в производстве танком Т-34.(Также читайте
"Средний танк Т-44)
По сравнению с танком БТ-5, у него изменена конфигурация корпуса,
улучшена броневая защита, установлен более надежный двигатель. Часть
соединений броневых листов корпуса уже выполнялась методом сварки. Выпускались следующие варианты танка: - БТ-7 - линейный танк без радиостанции; с 1937 года выпускался с конической башней; - БТ-7РТ - командирский танк с радиостанцией 71-ТК-1 или 71-ТК-З; с 1938 года выпускался с конической башней; - БТ-7А — артиллерийский танк; вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 3 пулемета ДТ; - БТ-7М — танк с дизельным двигателем В-2.
Всего было
выпущено более 5700 танков БТ-7. Они применялись во время
освободительного похода в Западную Украину и Белоруссию, в ходе войны с
Финляндией и в Великой Отечественной войне.
Танк БТ-7 . Создание и модернизация.
В 1935 году ХПЗ начал выпуск следующей модификации
танка - БТ-7. У этой модификации была улучшена проходимость, повышена
надежность и облегчены условия эксплуатации. Кроме того, БТ-7 отличался
более толстой броней.
Танки БТ-7 имели переконструированный корпус, с
большим внутренним объемом, и более толстую броню. Для соединения
бронеплит широко использовалась сварка. На танк установили двигатель
М-17 ограниченной мощности и с измененной системой зажигания. Была
увеличена емкость топливных баков. БТ-7 имел новые главный фрикцион и
коробку передач, разработанную А.Морозовым. Бортовые фрикционы
использовали переменные плавающие тормоза конструкции профессора
В.Заславского. За заслуги ХПЗ в области танкостроения в 1935 году завод
наградили Орденом Ленина.
На БТ-7 первых выпусков, как и на БТ-5, устанавливали
цилиндрические башни. Но уже в 1937 году цилиндрические башни уступили
место коническим цельносварным, характеризующимся большей эффективной
толщиной брони. В 1938 году танки получили новые телескопические прицелы
со стабилизированной линией прицеливания. Кроме того,на танках начали
использовать раздельнозвенные гусеницы с уменьшенным шагом, которые
лучше себя показывали во время быстрой езды. Применение новых гусениц
потребовало изменить конструкцию ведущих колес.
Некоторые радиофицированные БТ-7 (с цилиндрической
башней) оснащались поручневой антенной, однако БТ-7 с конической башней
получили новую штыревую антенну. В 1938 году некоторые линейные
танки (без радиостанций) получили дополнительный пулемет ДТ,
расположенный в башенной нише. При этом пришлось несколько сократить
боезапас. Некоторые танки оснастили зенитным пулеметом П-40, а также
парой мощных прожекторов (как у БТ-5), расположенных над пушкой и
служащих для подсветки цели. Однако на практике такие прожектора не
использовались, поскольку выяснилось, что они не были удобны в
обслуживании и эксплуатации. Танкисты называли БТ-7 "Бетка" или
"Бетушка".
Последней серийной моделью танка БТ стал БТ-7М. Опыт боев в Испании (в которых участвовали танки БТ-5) показал
необходимость иметь на вооружении более совершенный танк, и весной 1938
года АБТУ приступило к разработке преемника БТ - скоростного
колесно-гусеничного танка, имеющего подобное вооружение, но лучше
защищенного и более пожаробезопасного. В результате появился прототип
А-20, а затем А-30 (несмотря на то, что военные были против этой
машины). Однако эти машины скорее были не продолжением линии БТ, а
началом линии Т-34.
Параллельно с выпуском и модернизацией танков БТ на
ХПЗ приступили к созданию мощного танкового дизеля, который в будущем
должен был заменить ненадежный, капризный и пожароопасный карбюраторный
двигатель М-5 (М-17). Еще в 1931-1932 годах КБ НАМИ/НАТИ в Москве,
возглавляемое профессором А.К.Дьячковым, разработало проект дизеля Д-300
(12-цилиндрового, V-образного, мощностью 300 л.с.), специально
предназначенного для установки на танки. Однако только в 1935 году на
Кировском Заводе в Ленинграде построили первый прототип этого дизеля.
Его установили на БТ-5 и провели испытания. Результаты оказались
неутешительными, поскольку мощность дизеля была явно недостаточной.
На ХПЗ конструированием танковых дизелей занимался
400-й отдел, возглавляемый К.Чепланом. 400-й отдел сотрудничал с
кафедрой двигателей ВАММ и ЦИАМ (Центральный Институт Авиамоторов). В
1933 году появился дизель БД-2 (12-цилиндровый, V-образный, развивающий
400 л.с. при 1700 об/мин, расход топлива 180-190 г/л.с./ч). В ноябре
1935 года дизель установили на БТ-5 и провели испытания.
В марте 1936 года дизельный танк продемонстрировали
высшим партийным, правительственным и военным работникам4. БД-2 требовал
дальнейшей доводки. Несмотря на это, он уже в 1937 году был принят на
вооружение, под названием В-2. В это время шла реорганизация 400-го
отдела, закончившаяся появлением в январе 1939 года Харьковского
Дизелестроительного Завода (ХДЗ), известного также под названием Завода
№75. Именно ХДЗ и стал главным производителем дизелей В-2.
С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7
всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении
бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю
войну.
Танк БТ-7. Устройство.
Корпус танка собирался из броневых и стальных листов и
представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми
стенками, продолговатой, суженой закругленной носовой частью и
трапециевидной кормой. Все неразъемные соединения корпуса были выполнены
преимущественно сварными и в меньшей степени клепаными. Корпус состоял
из днища, носа, бортов, кормы, крыши и внутренних перегородок.
Башня. На танках БТ-7 выпуска 1935 и 1936 гг.
устанавливалась сварная цилиндрическая башня, идентичная по конструкции
со сварной башней танка БТ-5. Существовало два типа башен - линейная,
имевшая снарядную укладку в нише, и радиобашня, у которой в нише
находилась радиостанция. Кроме того, на танках выпуска 1937 г. в нише
располагался пулемет ДТ. Часть башен оборудовалась также установками для
стрельбы по воздушным целям из пулемета ДТ.
Вооружение. На танках выпуска 1934-1937 гг. устанавливалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1932/34 гг. Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой
инерционно-механического типа, ножным и ручным спусками, корытообразной
люлькой, гидравлическим тормозом отката, пружинным накатником и
секторным подъемным механизмом. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ.
Они размешались в общей маске, с углами возвышения от -8° до+25°.
На танках выпуска 1937 г. (с конической башней) в нише башни располагался еще один пулемет ДТ в шаровой установке.
1-педаль
главного сцепления; 2-колонка рулевого механизма; 3-нижняя дверка люка
водителя; 4-рычаги управления гусеницами; 5-кулисный механизм перемены
скоростей; 6-рулевое колесо; 7-верхняя дверка люка водителя; 8-смотровой
прибор водителя; 9-сидение водителя; 10-рукоятка для открывания и
закрывания жалюзи; 11-укладка пулеметных дисков на стенке башни;
12-перископ; 13-колпак вентилятора; 14-укладка пулеметных дисков на
стенке; 15-подъемный механизм пушки; 16-укладка снарядов на стенке;
17-подножка с педалями и приводом для производства выстрела; 18-сидение
пулеметчика; 19-установка рации 71-ТК; 20-колпак над всасывающей трубой;
21-выхлопной коллектор; 22-щиток радиатора; 23-главное сцепление;
24-стартер; 25-отверстия для выхода воздуха при закрытых жалюзи;
26-кормовой бензобак; 27-картер бортовой передачи; 28-коробка перемены
передач; 29-двигатель; 30-магнето.