Бой 27 мая 1990 года в Красном море
Бой 27 мая 1990 года в Красном море — морской бой между артиллерийским катером «АК-312» ВМФ СССР и четырьмя вооружёнными катерами Народного фронта освобождения Эритреи, произошедший в проливе Массауа (Massawa).
Предпосылки
В 1977 году на принадлежащем Эфиопии острове Нокра архипелага Дахлак в Красном море, по согласованию с эфиопским правительством и взамен на военную помощь в Огаденской войне Советский Союз разместил пункт материально-технического обеспечения (ПМТО).
Эта военно-морская база функционировала до февраля 1991 года.
В то же время вооружённые силы Эфиопии вели боевые действия против эритрейских сепаратистов. В марте 1988 года армия Эфиопии потеряла контроль над большей частью провинции Эритрея, что позволило вооружённым судам сепаратистов активизировать свою деятельность в прибрежных водах, в том числе и в районе архипелага Дахлак.
Это привело к неоднократным фактам нападения на советские суда, осуществлявшие снабжение военно-морской базы на архипелаге.
Для обеспечения безопасности судоходства в районе с июня 1988 года на базе Нокра постоянно находился артиллерийский катер с двумя сменными экипажами.
В феврале 1989 года на базу Нокра поисково-спасательное судно ЧФ «Баскунчак» привело на буксире артиллерийский катер «АК-312» (заводской № 143) проекта 205П из состава 165-го дивизиона противолодочных кораблей 141-ой бригады кораблей охраны водного района Керченско-Феодосийской военно-морской базы Черноморского флота.
Бой в Красном море
Торпедный катер проекта «Ягуар»
27 мая 1990 года катер «АК-312» (командир: капитан-лейтенант Николай Белый) получил задание доставить группу демобилизованных матросов и старшин (70 человек) на госпитальное судно «Енисей», следовавшее в Севастополь. Точка рандеву находилась в 180 км от ВМБ Нокра. Волнение моря: 1 балл.
Во время перехода советский катер был встречен четырьмя катерами эритрейцев (предположительно: торпедными катерами проекта «Ягуар» западногерманского производства), которые подали сигнал остановиться.
После совещания с офицерами из экипажа катера — штурманом Александром Стрельцовым, механиком Олегом Киселевым и помощником Андреем Маловым — командир «АК-312» принял решение прорываться. Маневрируя, советский катер прошёл через ордер катеров сепаратистов, которые, в свою очередь, открыли по нему огонь и начали преследование.
Капитан-лейтенант Белый отдал приказ сбрасывать глубинные бомбы (состояли в штатном вооружении катера) по курсу преследователей. Один из катеров эритрейцев попал прямо в пузырь взрыва бомбы, в результате чего перевернулся. Остальные катера прекратили преследование.
После передачи демобилизованных на «Енисей», на обратном пути к архипелагу Дахлак «АК-312» снова столкнулся с тремя катерами эритрейцев (скорее всего — с теми же самыми, что и в первый раз). Советский катер принял бой, в результате которого огнём артиллерийской установки уничтожил ещё один катер противника (по другим данным, во втором бою были уничтожены два катера эритрейцев).
В экипаже «АК-312» потерь не было. Катер не получил даже царапин.
За этот бой командир и отличившийся личный состав катера были награждены орденами и медалями, а командиру Главнокомандующий ВМФ, кроме того, досрочно присвоил очередное воинское звание «капитан 3-го ранга».
Сам бой отличается не только победой советского катера над превосходящими силами противника, но и исключительным фактом использования глубинной бомбы для потопления вражеского надводного корабля.
Расхождения в информации о бое
Описание боя 27 мая 1990 года имеется в нескольких русскоязычных печатных и онлайн-источниках информации. На июль 2009 года упоминание боя в Красном море между советским катером «АК-312» и четырьмя эритрейскими катерами не было обнаружено в источниках на других языках.
В российском журнале «Армия и флот» в 2002 году была опубликована статья с описанием и картами-схемами боя, в которой цитируется «отчёт о боевой службе» катера (причём катер ошибочно указан, как «АК-213»):
За период с ноября 1989 по май 1990 года выполнял задачу по защите судоходства в проливе Массау-Южный (Красное море). Выполнил 47 выходов на боевое патрулирование.
Осуществил проводку и конвоирование 60 судов. 12 раз подвергался обстрелам катерами эретрийских сепаратистов из корабельных орудий, гранатометов и стрелкового оружия. 27 мая выдержал два нападения в общей сложности семи боевых катеров сепаратистов. В боях уничтожил в общей сложности три катера, остальных обратил в бегство…
Однако в других источниках сообщается об уничтожении только двух катеров эритрейцев 27 мая 1990 года.
Кроме того, в одних источниках сообщается, что эритрейский катер, попавший под взрыв глубинной бомбы, просто перевернулся, в других — что он был уничтожен (разрушен) взрывом.
Вызывают споры также следующие моменты:
-Наличие 70 человек демобилизованных моряков на катере. Катера проекта 205П имели на флоте прозвище «горбатые» — из-за сравнительно мощной надстройки (издалека похожей на горб), а также из-за тесноты внутренних помещений, что вынуждало личный состав перемещаться внутри катера почти в полусогнутом положении. Собственный экипаж 211-тонного катера: 30 человек. Отправление более чем перегруженного катера в 10-ти часовый переход имеет сомнительную целесообразность. Огневой контакт с четырьмя враждебными катерами с большой вероятностью должен был вызвать потери среди перевозимых: из-за недостатка места внутри катера они были бы вынуждены находиться на открытой палубе.
-Повторный бой при возвращении на базу. Сам факт нападения эритрейских катеров должен был быть доведён командиром «АК-312» до сведения вышестоящего командования сразу же после инцидента, или же (при условии отсутствия радиосвязи) — во время контакта с госпитальным судном «Енисей». Наличие превосходящих сил противника на маршруте возвращения почему-то не послужило основанием для поддержки перехода катера боевыми кораблями из числа базирующихся на ВМБ Нокра.
Ссылки
- Статья Героические наследники капитан-лейтенанта Казарского в журнале «Армия и флот», 2002 г.
- Републикация статьи Бич пиратов — советский МТЩ «Разведчик» из журнала «Морской сборник».
- ТТХ катера проекта 205П «Тарантул».