Война породила своих героев. Наиболее результативным экипажем "Фантома" во Вьетнаме стали летчик С.Ричи и оператор Ч.Бельвью, сбившие по пять МиГов (кроме того, еще один самолет противника Ч.Бельвью сбил с другим летчиком). Своеобразным рекордсменом среди вьетнамцев явился летчик Ха Ван Тьюк, вступивший на своем МиГ-21 в бой с 36 самолетами противника и сбивший при этом самолет командира американского истребительного авиакрыла полковника Д.Фолина.
Следует признать, что соперничество МиГ-21 и "Фантома" во вьетнамском небе завершилось поражением американской машины: истребителям F-4 за весь период боевых действий с 1966 по 1972 г. удалось сбить лишь 54 самолета МиГ-21, за этот же период "двадцать первые" уничтожили 103 "Фантома". При этом нужно учесть, что потеря одного американского самолета, как правило, приводила к гибели или пленению двух членов экипажа. Кроме того, "Фантом" обходился американским налогоплательщикам в сумму, в несколько раз превышающую стоимость одного МиГ-21 (если сравнивать в сопоставимых ценах).
Хотя успехи "Фантома" в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе во Вьетнаме оказались весьма скромными, в роли тактического ударного самолета F-4 проявил себя превосходно. "Фантомы" широко привлекались для ударов по особо важным объектам (мостам, электростанциям), а также к борьбе с железнодорожными перевозками противника. Для решения этих задач самолеты, как правило, вооружались свободнопадающими бомбами и НАР калибром 70 и 127 мм. С апреля 1965 г. над железными и шоссейными дорогами Вьетнама стала практиковаться "свободная охота" пар или звеньев "Фантомов". Самолеты непрерывно прочесывали коммуникации противника, местами полностью парализуя всякое движение в светлое время суток.
Другой работой для "Фантомов" стала борьба со средствами противовоздушной обороны противника, основу которой на первом этапе боевых действий составляли пулеметы калибром 14,5 мм и зенитные орудия калибром 37, 57, 76 и 100 мм., которые оказались достаточно эффективными для борьбы как с поршневыми, так и с реактивными самолетами. Однако основной неожиданностью для американцев стали зенитные управляемые ракеты, способность которых поражать тактические самолеты ранее недооценивалась. В течение лишь одного года, с 7 февраля 1965 г. по 7 февраля 1966 г. американцы потеряли в небе ДРВ около 460 боевых самолетов, из них 90 пришлось на долю ЗРК С-75 (всего было выпущено 160 ракет, в том числе на 58 первых сбитых самолетов было израсходовано всего 70 ЗУР). Средства массовой информации США продемонстрировали свою "объективность", сообщив о потере в 1965 г. лишь 275 самолетов, не отстали о них и вьетнамцы, оповестившие мир об уничтожении с августа 1964 г. по январь 1965 г. 850 "американских стервятников".
Первые три "Фантома" были сбиты ЗРК С-75 24 июля 1965 г. над провинцией Шанхай (северо-восточнее Ханоя). Стрельбу вели советские расчеты зенитчиков (командиры - подполковники Б.Можаев и И.Проскурин). Для борьбы с ЗРК потребовалась разработка специального оружия и тактики, широкое применение ложных маневров и самолетов-приманок, которые вызывали огонь на себя, что позволяло установить расположение ПУ ракет (чаще в роли таких "подсадных уток" выступали маневренные "Фантомы", но иногда использовались и облегченные F-105 без бомбового вооружения). В свою очередь, вьетнамские и советские ракетчики практиковали быстрое перебазирование - "маневр колесами" (если через 40 минут после пуска ракеты дивизион не покидал своих позиций, то он, как правило, подвергался удару с воздуха и уничтожался). Значительное развитие получили меры по маскировке стартовых позици: камуфлированные зелено-коричневые ракеты вылетали из джунглей, разбрасывая вокруг себя груды веток и пальмовых листьев, которыми были укрыты перед стартом.
Вот как описывает ракетный бой с "Фантомами" участник войны во Вьетнаме А.Яковлев: "...Над долиной скользил F-105 - разведчик и приманка. Дивизион молчал. Через несколько десятков секунд из облаков вывалилась ударная группа - пара "Фантомов". Наша засада ожила. Первой же ракетой был уничтожен ведущий. Ведомый, круто развернувшись, атаковал позиции дивизиона. Неожиданно в небо прямо перед ним ушла зенитная ракета. Решив, что это и есть место расположения дивизиона, "Фантом" устремился в пике на ложную позицию, подставив себя под огонь зенитной артиллерии. Короткий залп зениток был ужасен: самолет развалился в воздухе и грудой обломков рухнул в джунгли".
На завершающем периоде войны, в 1972 г., вьетнамцы выпустили 2059 ЗУР В-750 по 1725 целям и сбили 421 самолет противника, значительная доля которых приходилась и на "Фантомы", ставшие к тому времени основной "рабочей лошадкой" ВМС и ВМС, постепенно оттесняя на второй план ударные самолеты F-100, F-105 и А-4. Маневренные "Фантомы" имели лучшие шансы уклониться от выпущенных по ним зенитных ракет, чем менее верткие истребители-бомбардировщики и штурмовики.
Американские асы Во время Вьетнамской войны основным истребителем ВВС и ВМС США был F-4 «Фантом II», имевший экипаж из двух человек. Победа, одержанная экипажем, засчитывалась и пилоту, и оператору бортового вооружения. Таким образом, во время войны появилось два лётчика-аса и три оператора-аса, все — в 1972 году. Низкая результативность объясняется рядом причин. F-4 изначально был перехватчиком и не предназначался для ведения манёвренного воздушного боя, уступая в горизонтальной манёвренности МиГам (хотя и превосходя их в вертикальной). У пилотов не было адекватной подготовки к ведению воздушного боя на коротких дистанциях. Наконец, сыграла роль и общая политика руководства ВВС. До 1967 года пилотам в ряде случаев было запрещено атаковать вьетнамские МиГи до тех пор, пока те не атаковали их. Как отмечал генерал-майор Альтон Слэй, служивший в штабе 7-й воздушной армии США, Уничтожение МиГов не было нашей целью. Целью была защита ударной группы. Любая победа над МиГом считалась бонусом. Сбитие ударного самолёта считалось… провалом миссии, вне зависимости от количества сбитых МиГов.
Имя | Победы | Самолёт | Замечания |
---|
Чарльз Дебельвью | 6 | F-4 | ВВС США, оператор бортового вооружения | Ричард Ритчи | 5 | F-4 | ВВС США, пилот | Джеффри Фейнстейн | 5 | F-4 | ВВС США, оператор бортового вооружения | Рэндалл Каннингхэм | 5 | F-4 | ВМС США, пилот | Вилли Дрисколл | 5 | F-4 | ВМС США, оператор бортового вооружения |
Вьетнамские асы
ВВС Северного Вьетнама не отделяли победы над беспилотными самолётами-разведчиками от прочих. Всего в ходе войны асами стали 16 северовьетнамских пилотов, что можно считать большим успехом для страны, до 1964 года не имевшей истребительной авиации. Почти все асы летали на МиГ-21, только 3 пилота стали асами на МиГ-17.
Имя | Победы | Самолёт | Замечания |
---|
Нгуен Томб (Тун) | 13 | МиГ-21 | Мифический лётчик, факт существования которого был опровергнут после окончания войны. По американской легенде, погиб в бою 10 мая 1972 года | Нгуен Ван Кок | 9 | МиГ-21 | Включая 2 беспилотных самолёта-разведчика. Герой Вьетнама | Май Ван Куонг | 8 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Нгуен Хонг Ни | 8 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Фам Тхань Нган | 8 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Данг Нгок Нгы | 7 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Нгуен Ван Бэй | 7 | МиГ-17 | Герой Вьетнама | Ву Нгок Динь | 6 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Ле Тхань Дао | 6 | J-6, МиГ-21 | Герой Вьетнама | Нгуен Данг Кинь | 6 | МиГ-21 | | Нгуен Дук Соат | 6 | J-6, МиГ-21 | Включая 1 беспилотный самолёт-разведчик. Герой Вьетнама | Нгуен Нгок До | 6 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Нгуен Ньят Чиеу | 6 | МиГ-17, МиГ-21 | Герой Вьетнама | Нгуен Тиен Сам | 6 | МиГ-21 | Герой Вьетнама | Ле Хай | 5 или 6 | МиГ-17 | Герой Вьетнама | Лыу Хюи Тяо | 5 или 6 | МиГ-17 | Герой Вьетнама | Нгуен Ван Нгиа | 5 | МиГ-21 | Герой Вьетнама |
Ссылки : |