БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою, место машины в строю — в 50-ти метрах позади пехотинцев. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.
Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву, на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди гусениц, формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.
БМП-1 получила принципильно новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.
Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля «В-2», являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя «БМП-1» был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков
Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и «БМП-2».
Защита и вооружение
Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и противотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».
Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.
Башня БМП-1
В задних люках БМП-1 расположены топливные баки
Бронирование
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны ее происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.
Критика
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20х139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, изначально проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматической пушки. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) М791 25-мм пушки «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.
Модификации
Вероятно, БМП-1КШ в плохом состоянии, Тольятти
ShM vz.85 PRÁM-S
БМП-1К — командирская боевая машина, дополнительно оснащенная радиостанцией Р-111, и навигационным оборудованием. Принята на вооружение 1973 году.
БМП-1КШ — командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.
БМП-1П — модифицированная боевая машина пехоты, оснащенная более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111-1 «Фагот», и шестью комплектами «Постановки дымовых завес» 902В. На вооружения принята 1979 году, серийно выпускалась с 1979 по 1983 год.
БМП-1ПК — командирская модифицированная боевая машина пехоты.
БМП-1ПГ — модифицированная БМП-1П, дополнительно оснащенная автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя».
БМП-1У «Шквал» — украинская модификация БМП-1 c боевым модулем «Шквал».В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка КБА-2, сдвоенная ПУ ПТРК «Комбат», 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя». Также на БМП-1У установили водоизмещающие крылья-поплавки, гусеницы и ведущее колесо от БМП-2. Количество десанта уменьшено до 6 человек.
BVP-1 — чехословацкая модификация БМП-1, производившаяся по лицензии в 1970—1989.
BPzV — чехословацкая боевая машина разведки, созданная на основе BVP-1 и производящаяся в Детве в 1984—1987 годах.
OT-90 — чехословацкая модификация BVP-1, где башня была заменена на башню БТР-60.
ShM vz.85 PRÁM-S — чехословацкий самоходный миномёт, созданный на основе BVP-1 и производившийся в 1980—1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.
БМП-1 обр. 1965 года (Объект 765) |
---|
Классификация | боевая машина пехоты |
Боевая масса, т | 13,0 |
Компоновочная схема | моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади |
Экипаж, чел. | 3 |
Десант, чел. | 8 |
История |
---|
Годы производства | 1966—1988 |
Годы эксплуатации | с 1966 |
Количество выпущенных, шт. | более 20 000 |
Основные операторы | |
Размеры |
---|
Длина корпуса, мм | 6735 |
Ширина корпуса, мм | 2940 |
Высота, мм | 2068 (по броневому колпаку) 1924 (по крыше башни) |
База, мм | 3660 |
Колея, мм | 2550 |
Клиренс, мм | 370 |
Бронирование |
---|
Тип брони | стальная катаная броня |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 7 мм/80° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 19 мм/57° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 16 мм/14° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 18 мм/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 16 мм/19° |
Крыша корпуса, мм | 6 |
Лоб башни,мм/град. | 23 мм/42° |
Маска орудия,мм/град. | 26-33 мм |
Борт башни,мм/град. | 19 мм/36° |
Корма башни,мм/град. | 13 мм/30° |
Крыша башни, мм | 6 мм |
Вооружение |
---|
Калибр и марка пушки | 73-мм 2А28 «Гром» |
Тип пушки | гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт |
Длина ствола, калибров | 29 |
Боекомплект пушки | 40 |
Углы ВН, град. | −4…+30 |
Углы ГН, град. | 360 |
Дальность стрельбы, км | до 1,3 (прицельная) |
Прицелы | перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1 |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Другое вооружение | ПУ ПТУР 9М14М «Малютка» |
Подвижность |
---|
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 300 |
Скорость по шоссе, км/ч | 65 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 40—45 по грунтовой дороге 7 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 550—600 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,5—23,1 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,602—0,614 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |