На 1 марта 1940 года Адольф Гитлер отдал приказ о вторжении в Норвегию, под кодовым названием Weserübung . Участвующие единицы были разделены на пять групп, которые должны были занять шесть основных норвежских портов.
Группа I покинул Бремерхафен 6 апреля. Она состояла из 10 немецких эсминцев из 1934а и 1936 классов ( Георг Тиле , Вольфганг Zenker , Бернд фон Арним , Эрих Гизе , Эрих Koellner , Diether фон Редер , Ханс Lüdemann , Герман Künne , Вильгельм Хайдкампом ( флагман ) и Антон Шмитт , которым командовал Kommodore Фридриха Бонте . Каждый из военных кораблей перевозил около 200 солдат (в общей сложности 1900 австрийских солдат горы ( Gebirgsjäger ) из 139. Gebirgsjägerregiment из третьей горной дивизии под командованием генерала Эдуарда Дитль ). десантных эсминцы были препровождены большую часть пути линкорами Шарнхорст и Гнейзенау .
Ранним утром 9 апреля эсминцы группы прошли Vestfjord и прибыли в Ofotfjord, ведущие к Нарвику, в тумане и сильный снегопад. В Ofotfjord, они захватили три норвежских патрульных катера ( Сеня , Майкл Sars и Кельт ). До захвата Кельт удалось отправить сообщение для береговой обороны корабля HNoMS Норвегия , предупреждая местных норвежских военно-морского командования входящих судов. немецкие корабли Вольфганг Zenker , Эрих Koellner и Герман Künne десантировали своих солдат в Herjangsfjord (северная ветвь из Ofotfjorden) для того, чтобы захватить норвежские полковые базы снабжения в Elvegårdsmoen . Ганс Ludemann и Герман Künne также высадили свои войска для того, чтобы заниматься рядом норвежских фортов (план , который оказался несуществующим). Diether фон Редер остался В Ofotfjord с тем чтобы обеспечить немецкй контроль на море. Эрих Гизе была задержан по неисправностью двигателя и не присоединился к главной силой в течение некоторого времени.
Главная защита от Нарвика были старая береговая оборона судов Eidsvold и Норвегия . Будучи предупрежденным Кельт , как и все норвежские суда готовы к бою: ружья были заряжены и спасательные средства выданны экипажу. Около 04:15, немцы посредством Eidsvold и Eidsvold сразу дали понять, ведущим немецким эсминцем лампой Алдис . Когда немцы не отреагировали на сигнал, был произведен предупредительный выстрел .
Немцы получили приказ занять Норвегии мирно, если вообще возможно, поэтому немецкий флагманский Вильгельм Хайдкампом остановился и дал понять, что было бы неплохо отправить офицера на переговоры. Небольшой запуск переправил корветтен-капитана Герлах к Eidsvold . Герлах был доставлен в мост поговорить с капитаном Нечетные Isaachsen Willoch .
Герлах пытался убедить Willoch, что немцы прибыли в качестве друзей, но, что норвежцы должны были передать свои военные корабли для вооруженных сил Германии. Капитан Willoch попросил время для консультаций своего командира с капитаном Пер Askim . . Эта просьба была отклонена немцами, но в то время как Willoch говорил с немецким офицером радисты на борту Eidsvold вышли в эфир рассказывая о событиях. Ответ Askim о немецких требованиях пришел сразу; Willoch и Eidsvold открыли огонь. Willoch ответил на Askim; ". Я в атаке" Несмотря на происходящее, немецкий эсминец Вильгельм Хайдкампом позиционируя себя в 700 м (770 ярдов) от левого борта Eidsvold подготовил торпедные аппараты нацелив их на норвежский корабль.
Герлах попытался еще раз убедить Willoch сдаться, но Willoch отказался. Как командир Eidsvold , он показал красной ракетой, что норвежцы готовы к бою. В этот момент капитан Willoch закричал: "П. А. Plass ВЭД kanonene Н. И. СКАЛ slåss, желоба.!" ("Экипаж к оружию ! Мы собираемся драться, ребята."!). Eidsvold повернулся к ближайшемуэсминцу и ускоренно пошел наперерез , закрывая расстояние до Вильгельма Хайдкампом до 300 м (330 ярдов), а командир батареи приказал батареи порта (три 15 см (5,9 дюймов) орудий), открыть огонь.
Немцы, боясь, что Eidsvold может таранить эсминец, выпустили четыре торпеды с Вильгельма Хайдкампана . Две торпеды попали ,но портовые орудия продолжали вести огонь. Норвежскаяарсенал боеприпасов был подожжен и Eidsvold был взорван на две части. Передняя часть - корабль затонул в считанные секунды, а задняя часть последовала за носом корабля за считанные минуты, винты еще вращались. Примерно в 4:37, он затонул 175 норвежских моряков погибли в ледяной воде, в том числе капитан Willoch, восемь человек выжили.
Глубже, внутри фьорда, взрывы были слышны на борту Норвегия , но ничего не было видно кроме двух немецких эсминцев внезапно появившихся из темноты и капитан Пер Askim из Норвегия отдал приказ открыть огонь в 04:45. Четыре залпа были произведены с 21 см (8,3 дюймов) орудий (по одному от переднего орудия и трех из кормовых), а также семь или восемь выстрелов с правого борта из 15 см (5,9 дюйма) пушек, против немецкого истребителя Бернд фон Арним , на расстоянии около 800 м (870 ярдов). Из-за сложных погодных условий, орудий " оптические прицелы были неэффективными: первый залп упал ниже целевого показателя и последующие в цель не попали".
Бернд фон Армин открыл огонь с 12,7 см (5 дюймов) орудий, а также с пулеметами, но погода не дала немцам вести прицельный огонь . Эсминец также ударил тремя залпами из двух торпед в каждой. Первые два залпа пропустил, но последний ударпопал в Норвежское судно и он опустился на дно менее чем за одну минуту. Девяносто членов экипажа были спасены, но 101 погибли в сражении, которое длилось менее 20 минут. Разрушение Норвегия ознаменовало конец норвежского сопротивления в порту.
Утро после нападения нападения Германии четыре норвежских парохода были поставлены на якорь в Нарвике, 4285 тонн (4354 т) Кейт B , 1712 тонн (1739 т) Элдрид , 1758 тонн (1786 т) Haalegg и 4306 тонн ( 4375 т) Saphir . В дополнение к норвежским судам, четыре иностранных, нейтральное судно ; 951 тонн (966 т) голландский пароход, Bernisse и три шведских парохода Боден в 4264 тонн (4332 т), Oxelosund в 5613 тонн ( 5703 т) и Strassa в 5603 тонн (5693 т). Как и нейтральные суда, противоборствующие стороны судов в Нарвике, бросили якорь в тот же день. Англичане - пять пароходов в порту; тоннажем в 6582 тонн (6688 т) Blythmoor , 5141 тонн (5223 т) Mersington суд , 4304 тонн (4373 т) Северный Корнуолл , 5378 тонн (5464 т) Ривертон , и 4887 тонн (4965 т) Romanby . Когда немецкие войска захватили Нарвик, насчитывалось 11 немецких торговых пароходов в портовом городе; 6388 тонн (6491 т) Аахен , 5398 тонн (5485 т) Altona , 4902 тонн (4981 т) Боккенхайм , 5386 тонн (5472 т) Хейн Хойер , 4879 тонн (4957 т) Марта Генрих , 8096 тонн (8226 т) Neuenfels , 5806 тонн (5899 т) Одина , 7849 тонн (7975 т) Липпе , 4339 тонн (4409 т) Frielinghaus и 5881 тонн (5975 т) планеты , и 11 776 тонн (11965 т) пополнение масленка / обслуживание корабля Ян Wellem . Ян Wellem , преобразованый из китобоя , ждали прибытия немецких военных кораблей, которым она была поставлена задача прибыть для дозаправки. Работу в гавани проводили шведские буксиры Диана (213 тонн (216 т)) и Styrbjörn (167 тонн ( 170 т)). Когда немецкие эсминцы вошли в гавань, капитан Боккенхайм , полагая, что вторгаются военные корабли англичан, затопил свое судно. В общей сложности 25 судов руды были на якоре в Нарвике в начале боев, 10 из которых практически все были захвачены немцами.
Немецкие эсминцы теперь хватало топлива и имелся танкер в поддержке (водоизмещением в11 776 тонн (11965 т) экс-кит фабрика корабля Ян Wellem , которые были отправлены в Нарвик, соответственно некоторым сведениям из секретных немецких истояников из военно-морской базы Основа Nord в Западной Лице в Советском Союзе , где она была основана с 4 февраля 1940 года. Другой источник указывает, что она ушла из Мурманска вечером 6 апреля . Он прибыл с Нарвик с севера на 8 апреля, и было остановлено норвежским патрульным катером Kvitøy . Ян Wellem было разрешено вход в Нарвик местным морским командованием, после инспекции. Ее Капитан утверждал, что она несла 8500 тонн (7700 т) мазута и 8098 ящиков съестных припасы, и что она был на пути в Германию. Второй танкер, 6031 длинных тонн (6128 т) Каттегат который отплыл в Норвегию из Вильгельмсхафена , был потоплен в Glomfjord вечером 9 апреля. Каттегат было остановлен норвежской рыбоохранным судном HNoMS Нордкап , норвежское судно пыталось арестовать в первой попытке танкер в качестве приза , но из-за для крупных сил немецкого экипажа не мог контролировать путь к Буде , стреляя четыре 47 мм (1,85 дюйма) раундах в воду линии танкера. Каттегат было предложено добраться до Нарвика. Третий танкер- Скагеррак , также был отправлен в Норвегию, в поддержку немецким высадке в Тронхейме , но он была перехвачена британским крейсером HMS Саффолк , 14 апреля , после того как он была перенаправлензанял выжидательную позицию в море. Оба Каттегат и Скагеррак , которые были однотипными судами, были проверены на Kopervik норвежским торпедным катер Stegg , 5 и 7 апреля соответственно. капитана Каттегат сказал норвежцам, что он направлялся до Нарвика для дальнейших распоряжений, а капитан Скагеррак утверждал, что пункт Мурманск их назначения, но после проверок выяснилось, что оба танкера были при полной загрузке мазутом. Скагеррак также провели 165 тонн (150 т) пищи, которые были заявлены как поставки для немецких торговых судов. ящики с надписью " для Вермахта ". По данным немецкого плана эсминцы должны были были заправляться двумя танкерами, Каттегат и Ян Wellem , каждый получает около 600 тонн (540 т) мазута. флотилия должна была затем быть на обратном пути в Германию вечером 9 апреля. План провалился, потому что как только Ян Wellem добрался до Нарвика. заправка с помощью всего одного танкера была затруднена, только два эсминца могли заправляться одновременно, затратив семь или восемь часов. По прибытии в Нарвик, эсминцы были почти без топлива. Создание заправки было более сложным потому, что Ян Wellem только импровизированный заправщик и имел слабое насосное оборудование. Когда два эсминца заправлялись, , третий стоял на страже в фьорде, остальные семь расположились вокруг в близлежащем районе. К 4:00 10 апреля Ян Wellem удалось полностью дозаправить три немецких эсминца, и в процессе дозаправки еще два.
Тем временем, британские войска пытались занять Кригсмарине , но по большей части, безуспешно. 8 апреля, британский G-класса эсминец HMS Светлячок занимается тяжелым крейсером Адмирал Хиппер и двумя эсминцами, в результате чего и погиб, произведя таран и повреждения Хипперу в бою. 9 апреля британский линейный крейсер HMS Слава обменялся артиллерийскими залпами с немецким линкором Шарнхорст и Гнейзенау.