Затишье

Джон Джонстон Петтигрю
В 11:30 в сражении образовалась двухчасовая пауза. Южане не стремились к накаливанию ситуации, поскольку основные силы Северовирджинской армии ещё не сконцентрировались для нанесения решающего удара. Две оставшиеся бригады генерала Петтигрю и полковника Джона Брокенбро прибыли на поле битвы в 12:30. Следом за ними пришла дивизия (4 бригады) генерал-майора Уильяма Пендера. Последняя дивизия генерала Хилла, находящаяся под командованием генерал-майора Ричарда Андерсона пришла на поле боя только к концу дня. На пути к Геттисбергу находились и другие конфедеративные силы. С севера приближалась две дивизии генерал-лейтенанта Юэлла. По Харрисбергской дороге двигались четыре бригады генерала Джубала Эрли. К счастью для северян, обе колонны были вовремя замечены кавалерийскими разведчиками.

Положение сторон во время затишья (12:30)
Что касается федералов, то те воспользовались передышкой для того, чтобы реорганизовать передовую линию своей обороны и усилить её артиллерийским корпусом полковника Чарльза Уэйнрайта и двумя подразделениями генерала Томаса Роули. Дивизия Уодсворта на хребте МакФерсона была усилена дивизией Робинсона (справа) и дивизией Даблдея (которой теперь командовал Чапман Биддль) слева.
Перед полуднем с южного направления к северянам подошёл XI корпус генерал-майора Оливера Ховарда. Поскольку Рейнольдс к этому моменту был уже убит, Ховард оказался самым высокопоставленным северным офицером на поле боя. Не теряя времени, Ховард запросил помощи у III Корпуса (командующий генерал-майор Дэниель Сиклс) и у XII корпуса Генри Слокама. Между тем Уодсворт сообщил Ховарду, что враг обходит его позиции справа. Ховард оказался в сложной ситуации: если в обход отправлены небольшие силы, то надо атаковать их и разбить, но если эти силы более серьёзны, то надо занимать оборонительную позицию. В итоге решено было наступать, и Ховард отправил две дивизии XI корпуса на север.
III дивизия Ховарда (теперь ей командовал генерал Шиммельфенниг) была отправлена на север, для того чтобы взять позицию на Оак-Ридж, правее позиций I корпуса. I дивизия генерала Фрэнсиса Бэрлоу разместилась справа от дивизии Шиммельфеннига для того, чтобы поддержать её в случае необходимости. В обеих дивизиях числилось 5 386 человек (Шурц пишет про 6 000). II дивизия генерала Адольфа фон Штайнвера (2 861 чел.) заняла Кладбищенский хребет, а вместе с ней на холме появилось две артиллерийских батареи: 4 гладкоствольных "Наполеона" и 6 трехдюймовых нарезных орудий.
Поскольку дивизия Шиммельфеннига была отброшена от Оак-Хилл, северяне выстроили свою линию обороны на равнине, простиравшейся к северу от города и в восточном основании Оак-Хилл. После полудня, корпус Хилла немедленно возобновил свои атаки против I корпуса, тогда как корпус Юэлла атаковал части I и XI корпусов к северу от Геттисберга.

Ричард Стоддерт Юэлл
Атака Роудса, Хета и Эрли

Атака Роудса, Хета и Эрли, 14:00—16:00.
Пока длилось затишье с севера подошла дивизия Роберта Роудса и заняла высоту Оак-Хилл. Сначала он не заметил противника перед своим фронтом, но затем увидел выходящие из города части корпуса Ховарда, которые двигались к подножию Оак-Хилл. Увидев строящиеся части Ховарда, Роудс решил воспользоваться преимуществом позиции и немедленно отправил в южном направлении три бригады: Джорджа Долса, Эдварда О'Нила и Альфреда Иверсона. Их удар был сфокусирован против федеральных войск, которые представляли собой правый фланг I корпуса и левый фланг XI корпуса. О’Нил и Иверсон атаковали ветеранов бригадного генерала Генри Бакстера, которые выстроились в форме буквы V, верхняя часть которой было ориентирована в сторону высот. Южане не скоординировали свои атаки, вследствие чего люди О’Нила были отброшены назад под ураганный огонь северян. Иверсон в свою очередь, вообще не предпринял никакой предварительной разведки, вследствие чего потерял 800 людей из своих 1350-ти (по другим данным, Иверсон потерял 758 человек из 1300).
Северяне позже рассказывали, что большая часть конфедератов полегла в походной формации, не успев сделать ни единого выстрела. В наши дни, место захоронения этих солдат (известное как Тупик Иверсона), пользуется крайне дурной славой. Говорят, что в нем частенько появляются призраки и другие паранормальные феномены — материализовавшиеся отзвуки Гражданской войны.
В 14:30 на поле боя прибыл генерал Ли. Незадолго до этого он отправил Юэллу сообщение с просьбой не начинать боя, если силы противника будут достаточно крупными. Однако, сообщение запоздало и пришло в тот момент, когда Роудс уже начал свою атаку. «Теперь было уже поздно избегать сражения, - писал Юэлл в рапорте, - и я решил продолжить атаку еще энергичнее».
К 15:00 у солдат Бакстера практически закончились боеприпасы и генерал Робинсон заменил их людьми бригады Гэбриэля Пола. В свою очередь Роудс призвал на выручку бригады генерала Джуниуса Дэниела и Стивена Рамсера. Рамсер первым двинулся на северян, но федералы не дрогнули даже тогда, когда их командир получил пулю, пробившую на вылет оба виска (удивительно, но Гэбриэль Пол сумел оправиться после страшной раны и прожил ещё 20 лет). До конца дня, ранения получили ещё три командира этой бригады.
Cеверокаролинская бригада Джуниуса Дэниела наступала позади Иверсона, но после разворота Иверсона влево она оказалась на его правом фланге. Бригада попала под перекрестный обстрел: с востока по ней вела огонь бригада Катлра, с юга - «Оленехвостая бригада» полковника Рея Стоуна. Даниел разделил свои полки, послав одну часть в атаку на Стоуна, а вторую - в атаку на бригаду Катлера. Первая атака северокаролинцев была отбита с тяжелыми потерями. И только вторая атака, поддержанная бригадой Рамсера слева и бригадой Брокенбро справа, была удачна - северокаролинцы выбили противника с Дубового Хребта.
Атака Хета. Увидев наступающую дивизию Роудса, Хет решил повторить атаку. Однако, генерал Ли, как раз прибывший на поле боя, не разрешил ему это.
Генерал Хет подъехал к Ли. "Роудс", сказал он, "уже вступил в бой. Не стоит ли мне атаковать?" "Нет," сказал Ли, понимая, что слишком многим рискует и слишком мало может выиграть, начиная наступление только частью своих войск. "Нет, я не готов к генеральному сражению сегодня. Лонгстрит ещё не пришел".
Однако, когда вслед за Роудсом появилась дивизия Эрли, Ли изменил своё решение и разрешил Хету атаковать. На этот раз Хет послал в бой бригады северокаролинцев генерала Джеймса Петтигрю и вирджинцев генерала Джона Брокенбро.
Бригада Петтигрю была развернута в линию и наступала на позиции Железной Бригады. Охватив левый фланг северян, бригада Петтигрю отбросила их назад после ожесточенного боя. Генерал Мередит получил ранение в голову, после чего на него упала его раненая лошадь, и это поставило точку в его военной карьере. Слева от Железной бригады стояла бригада Чапмана Биддля, но она тоже была обойдена с фланга и почти уничтожена. Справа стояла бригада Стоуна, фронтом на север и запад. Она была атакована одновременно бригадами Брокенбро и Дэниела.
Потери были тяжелы. 26-й северокаролинский полк, 839 человек, крупнейший в армии, потерял за первый день около 212 человек. Его командир, полковник Генри Бургвейн, был смертельно ранен пулей в грудь. К концу трехдневного сражения в полку останется 152 человека — это самый крупный процент потерь в том сражении. 24-й мичиганский федеральный полк потерял 399 человек из 496. Он потерял 9 знаменосцев, а его командир, полковник Генри Морроу, был ранен в голову и попал в плен. 151-й пенсильванский полк потерял 337 человек из 467-ми.
Атака Эрли на правый фланг армии Союза началась 15:30. XI корпус (на тот момент им командовал Карл Шурц) находился на неудачной позиции. У него было всего 4 бригады при слишком широкой линии обороны. Кроме того, дивизия Фрэнсиса Бэрлоу была выдвинута вперед, на высоту, известную впоследствии как Barlow’s Knoll, где потеряла связь с дивизией Шиммельфеннига и оказалась открыты для удара с нескольких сторон. Однако, это не давало возможности южанам занять высоту и установить на ней свою артиллерию. Важно было то, что все эти дивизии принадлежали к XI корпусу, ещё не пришедшему в себя после разгрома при Чанселорсвилле.
Дивизия Джубала Эрли выдвинулась по Харрисбергской дороге, развернулась в линию длиной в три бригады (1600 метров), которая оказалась вдвое шире, чем оборонительная линия федералов. Проведя артиллерийский обстрел северян, Эрли двинул бригаду джорджианцев Джона Гордона во фронтальную атаку на Бэрлоус-Нолл. Одновременно атаковала джорджианская бригада Долса из дивизии генерала Роудса. Высоту удерживали 900 человек бригады Фон Джилса — той самой бригадой, что была обращена в бегство генералом Джексоном при Чанселорсвилле. 54-й и 68-й нью-йоркские полки были отброшены назад. За ними отошёл 153-й пенсильванский полк. Бэрлоу, пытавшийся удержать войска, был ранен и взят в плен. Другая его бригада, под командованием Эймса, оказалась под ударом Долса и Гордона и тоже стала отходить на юг.
На левом фланге XI-го корпуса удар пришёлся по дивизии Шиммельфеннига. Она уже перенесла перекрестный обстрел батарей Роудса и Эрли, и теперь была атакована пехотой Долса. Бригада Кржижановски не выдержала удара и отступила в город. Отчаянная контратака 157-го нью-йоркского полка из бригады Эймсберга привела к тому, что полк почти попал в окружение и потерял 307 человек, 75% своего состава. Бригада Эймсберга тоже стала отступать. Таким образом, две конфедеративные бригады сумели разбить 4 бригады XI корпуса, хотя Шурц писал потом в рапорте, что «две его небольшие дивизии были атакованы целым корпусом противника». Во время отступления попал в плен капитан роты «Н» 82-го иллинойсского полка, Эмиль Фрей, будущий президент Швейцарии.
Наблюдающий все это генерал Ховард выдвинул вперед батарею и бригаду Чарльза Костера. Попав под удар Хайса и Эвери, Костер сумел прикрыть отступающие войска, но дорогой ценой — из его 800 человек 313 попало в плен, так же как и два из четырёх орудий батареи.
Оборона XI корпуса была сломлена в 16:00, менее чем за час боя. Корпус потерял 3200 человек, из них 1400 пленными. Это была как раз половина его изначального состава. Бригады Гордона и Долса потеряли около 750 человек.

Джордж Пирс Долс