БА-20
БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Создан в 1936 году на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Серийно производился с 1936 по 1942 год, всего было выпущено 2114 бронеавтомобилей этого типа, в различных вариантах, в том числе бронедрезины. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе и советско-финской войне, а также на начальном этапе Великой Отечественной войны. Сняты с вооружения в первые послевоенные годы.
Трофейные БА-20 также использовались Германией, Румынией и Финляндией (сняты с вооружения финской армии только в 1957 году).
БА-20 в экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Киеве
Серийные модификации
Базовая модель БА-20 выпускалась с 1936 по 1938 гг. была оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещенной вокруг. Корпус сваренный из катаных листов, увеличили, в общем повторив компоновочную схему ранних бронеавтомобилей.
На модификацию БА-20М была установлена пулестойкая башня конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту, был увеличен запас хода до 450 км,боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. выпускалась с 1938 по 1942 гг.
Модель ФАИ-М, гибрид бронекорпуса ФАИ и шасси БА-20. Боевая масса ФАИ-М уменишилась до ок. 2 тонн. Таких моделей было выпущено ок. 350 единиц.
Железнодорожный вариант БА-20, с возможностью переоборудования силами экипажа в легких разведывательных бронедрезин.Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода - 430-540 км. масса БА-20 возросла до 2,78 тонн.
Модель БА-21 разработана в начале 1939 г. Толщина брони была увеличена до 10-11 мм. В лобовом листе разместили дополнительный пулемет ДТ, огонь из которого полагалось вести радисту. Максимальная скорость - 52,6 км/ч. Масса БА-21 возросла до 3,24 тонн.
Модель ЛБ-23 разработана в конце 1939 г. Модель оснастили мощным шестицилиндровым двигателем от ГАЗ-11 тем самым увеличив скорость до 71,5 км/ч.
Состоял на вооружении :
СССР
Германия
Румыния
Финляндия — 18 БА-20
Советский БА-20 бронированный автомобиль, разметки на финском языке ,находится в финском музее (Panssarimuseo) в Парола.
ТТХ Описание | ||
Главные изменения | БА-20 | БА-20М |
Дата производства | 1936-1938 | 1938-1941 |
Вес, т | 2,3 | 2,52 |
Габаритные размеры, мм: Длина Ширина Высота Просвет | 4100 1800 2300 235 | 4310 1750 2130 235 |
Тип двигателя | Карбюратор ГАЗ-М1 | Карбюратор ГАЗ-М1 |
Мощность двигателя, л.с. | 50 | 50 |
Максимальная скорость, км / ч | 90 | 90 |
Максимальная дальность, км | 350 | 450 |
Броня толщиной, мм: Корпус переднего Халл стороне Корпус задней Турель | 6 6 6 6 | 9 6 6 9 |
Экипаж, чел | 2 | 3 |
Вооружение | 1 х 7,62 мм пулемета ДТ | 1 х 7,62 мм пулемета ДТ |
Всего произвели | 2013 |
Литература
- М. Коломиец Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3