Ещё одним их преимуществом является широкий обзор и гораздо меньшая, чем в вертолётах, вибрация, что делает их очень удобными для аэрофотосъёмок, видеосъёмок и наблюдения.
Автожир также имеет существенное преимущество перед другими типами лёгких летательных аппаратов: на нём можно летать даже в сильный (до 20 м/с) ветер.
Большинство автожиров одно- и двухместные. Существуют и трёхместные модели — российский автожир «Охотник-3», выпускающийся научно-производственным центром Аэро-Астра-Автожир, и автожир А002, серийно выпускающийся ИАПО «Иркут». При скорости ветра более 8 м/с взлетает с места, в штиль нужен разбег до 15 м.
Самыми массовыми в последние годы стали автожиры немецкой компании Autogyro. Начиная с 2003 года выпуск этих аппаратов быстро увеличивался и сейчас составляет более 300 машин в год.
Классификация
![Файл:Kellet K-2 K-3 Autogiro USAF.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0d/Kellet_K-2_K-3_Autogiro_USAF.jpg/800px-Kellet_K-2_K-3_Autogiro_USAF.jpg)
По расположению маршевого винта автожиры делятся на 2 типа: с тянущим винтом (исторически первые аппараты) и с толкающим винтом (наиболее распространённые в настоящее время). Преимущества схемы с тянущим винтом: лучшее охлаждение двигателя за счёт обдува винтом, и несколько большая безопасность при аварии с ударом носовой частью (в схеме с толкающим винтом при такой аварии двигатель, расположенный за кабиной, может завалиться вперёд и травмировать пилота). В то же время, в схеме с толкающим винтом лучше обзор из кабины. У обеих схем есть и другие присущие им преимущества и недостатки.
Специальные свойства
Некоторые автожиры способны к прыжковому взлёту. При этом лопасти несущего винта ставятся горизонтально (в малый общий шаг), винт раскручивается до оборотов, превышающих номинальные полётные, затем его лопасти поворачиваются в полётный шаг. Взлёт происходит по вертикали за счет накопленной энергии винта. Осуществление такой схемы требует значительного усложнения конструкции втулки ротора, поэтому автожиры с прыжковым взлётом мало распространены.
Многие автожиры оснащены предварительной раскруткой ротора. В этом случае ротор раскручивается до начала разбега автожира (через передачу от маршевого двигателя или от отдельного привода). Предварительная раскрутка значительно сокращает длину взлётного разбега автожира, а при встречном ветре взлёт происходит почти «с места».
Недостатки
Основным минусом автожиров является более низкий КПД использования силовой установки, из-за чего при равном полетном весе и скорости автожиру требуется более мощный двигатель, чем самолету, дельталету или вертолету. У автожира есть несколько специфичных опасных режимов полета (разгрузка ротора, кувырок), которые нельзя допускать при полете во избежание падения. Кувырок характерен в основном для аппаратов с неправильно расположенными относительно друг друга центром тяжести и вектором тяги маршевого винта, а также с недостаточно развитым хвостовым оперением.
Разработка автожиров в СССР и России
![Файл:KASKR-1.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/53/KASKR-1.jpg)
Автожир КаСкр-1 «Красный инженер»
![Файл:Gyroplane Irkut A002M.jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/87/Gyroplane_Irkut_A002M.jpg/800px-Gyroplane_Irkut_A002M.jpg)
Современный лёгкий автожир «Иркут» А002М
Первый советский автожир КаСкр-1 «Красный инженер» разработки Н. И. Камова и Н. К. Скржинского поднялся в воздух 25 сентября 1929 года. Пилотировал автожир И. В. Михеев, а в задней кабине находился его создатель Н. И. Камов.
После этого в ОКБ Камова был создан ещё ряд моделей. Автожир А-7 проходил лётные испытания по применению на авиахимработах, в том числе на опылении в предгорьях Памира. Двухместные разведчики-корректировщики А7-3-А участвовали (5 машин, недолго) в боевых действиях во время Отечественной войны на Смоленском фронте (однако документальных подтверждений у автора сайта нет).
В 1936 году на заседании специальной комиссии при Политбюро ЦК ВКП(б), курировавшей создание первой дрейфующей станции в Северном Ледовитом океане, обсуждались варианты доставки полярников на льдину. Сын В. Чапаева Аркадий Чапаев (1914—1939) предложил изготовить автожиры. Их следовало подвесить под крылья тяжёлого транспортного самолёта. Идея хоть и не прошла, но факт сам по себе любопытен: такого молодого человека выслушивали такие большие люди, как, к примеру, воздушные асы Водопьянов и Байдуков.
В XXI веке разработками автожиров в России занимаются несколько групп и предприятий:
ИАПО — модель А002 «Иркут»
«Аэро-Астра» — модель «Охотник»
Твистер-клуб — модель «Твист»
АвиаМастер — модель «Инспектор»
Ссылки :
- Русскоязычный форум по автожирам — ответы на вопросы по теории и практике автожиров (рус.)
- Русскоязычный форум по автожирам (рус.)
- Англоязычный форум по автожирам — теоретическая и практическая информация (англ.)
- Сайт по ветропланам (автожирам) «Иркут» — Общая и техническая информация, дилеры, условия приобретения. (рус.) (англ.)
- Статья про достоинства и недостатки автожиров. (рус.)
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)