Германские военно-воздушные силы (нем. Deutsche Luftstreitkräfte) — официальное название немецких воздушных сил в период 1910—1918 гг. В состав немецких воздушных сил входили:
военная авиация (нем. Fliegertruppe),
воздухоплавательные части (нем. Luftschiffertruppe),
метеорологическая служба (нем. Wetterdienst),
войска ПВО (нем. Flugabwehrartillerie).
История формирования и организация германских воздухоплавательных частей
В 1884 году был основан Испытательный воздухоплавательный отряд,
переформированный в 1901 году в Воздухоплавательный батальон. Он был
оснащен сферическими привязными аэростатами (впоследствии заменены
змейковыми аэростатами конструкции Парсеваля-Зигесфельда с мягкой
оболочкой объёмом 600 куб. м.). С привязного аэростата наблюдатель мог
следить за изменениями в расположении как своих, так и неприятельских
военных частей, а также производить перспективную и панорамную
фотографическую съёмку; прямая непрерывная связь с землей обеспечивалась
телефоном. В 1914 году были созданы 2-й и 3-й воздухоплавательные батальоны, а в 1913 году
были сформированы ещё два — 4-й и 5-й. В дальнейшем в 1-м
воздухоплавательном батальоне и в Баварском батальоне производилось
обучение личного состава технике полетов на привязных аэростатах.
Быстрое и многообещающее развитие авиации воздухоплавания на
управляемых аэростатах в последние годы перед войной оттеснило привязной
аэростат на задний план; его совершенствование остановилось, и часто он
рассматривался как пережиток.
В апреле 1898 года в Фридрихсхафене была основана компания для
постройки и эксплуатации воздушных кораблей — «Акционерное общество
развития управляемого воздухоплавания». Здесь графом Фердинандом фон
Цеппелином был создан не имевший аналогов в мировом дирижаблестроении
воздушный корабль, получивший название LZ-1. Он стал первым германским
дирижаблем. Однако потребовалось достаточно много усилий и средств,
чтобы довести дирижабли до совершенства; многие из них потерпели
крушение по разным причинам. Контора Цеппелина была на грани
банкротства, на новые дирижабли деньги собирались с помощью лотерей и
частных пожертвований.
Первым среди дочерних предприятий Цеппелина стало пассажирское общество ДЕЛАГ «Deutsche Luftschiffahrts Aktien Gesellschaft» —
«Немецкие воздушные перевозки»), основанное в 1909 году для организации
пассажирских перевозок дирижаблями. Руководил этой фирмой доктор Хуго
Эккенер — известная личность в послевоенном воздухоплавании. ДЕЛАГ
получила в период с 1910 по 1914 год
7 дирижаблей в транспортно-пассажирском варианте, из которых аппараты,
названные «Дойчланд», «Швабен», «Виктория-Луиза» и «Ганза», выполнили
большую часть работы. Многие из гражданских дирижаблей с началом военных
действий были мобилизованы в качестве тренировочных кораблей.
Помимо Цеппелина разработкой дирижаблей занимались также инженеры Август фон Парсеваль и доктор Иоганн Шютте.
С 1906 года в Воздухоплавательном батальоне начали проводиться опыты с
дирижаблями. К этому моменту Цеппелин сумел построить
усовершенствованный дирижабль, который заинтересовал военных. Уже первые
полеты его дирижаблей убедительно показали перспективность их
использования в военном деле. В 1914 году с целью усиления воздухоплавательных частей были образованы 2-й и 3-й батальоны, а в 1913 году
сформированы ещё два — 4-й и 5-й. В дальнейшем в 1-м и Баварском
батальонах были созданы школы по подготовке военных специалистов
воздухоплавательного дела. С 1913 года
воздухоплавательные части подчинялись особой инспекции в составе
военной инспекции воздушных и автомобильных сообщений при Главной
инспекции военных сообщений германской армии. В военных целях
применялись поначалу полужесткие, а затем мягкие дирижабли «Парсеваль», а
также дирижабли «Цеппелин» жесткого типа; в 1913 годубыл принят на вооружение жесткий дирижабль «Шютте-Ланц».
Сравнительные испытания этих воздухоплавательных аппаратов в [[1914 год]]у
показали превосходство дирижаблей жесткого типа. Последние, при длине
150 м и объёме оболочки 22 000 куб. м подымали до 8000 кг полезного
груза, имея максимальную высоту подъема 2200 м. При трех моторах
мощностью 210 л.с. каждый они достигали скорости 21 м/с. В полезную
нагрузку входили 10-килограммовые бомбы и 15-сантиметровые и
21-сантиметровые гранаты (общим весом 500 кг), а также радиотелеграфное
оборудование.
В январе 1914 года
Германия по общему объёму (244 000 куб. м) и по боевым качествам своих
дирижаблей обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире. К
началу войны к ведению боевых операций на суше были готовы 8 жестких
дирижаблей:
на западном фронте:
«Цеппелин Z-6» — в Кельне;
«Цеппелин Z-7» — в Бадене;
«Цеппелин Z-8» — в Трире;
«Цеппелин Z-9» — в Дюссельдорфе;
«Цеппелин Z-Саксония» — во Франкфурте-на-Майне.
на восточном фронте:
«Цеппелин Z-4» — в Кенигсберге;
«Цеппелин Z-5» — в Познани;
«Шютте-Ланц SL-2» — в Лигнице.
Кроме цеппелинов использовались: один дирижабль SL-2 (эллинг в
Лигнице) и три нежестких «Парсеваля» (PL-2, PL-3, PL-4). Вдоль западной
границы была построена система воздухоплавательных баз и аэродромов.
Кроме них, имелся ряд военных и частных эллингов для дирижаблей жесткого
типа в Меце, Дрездене, Алленштейне, Готе, Иоганнистале и Лейпциге.
Строились эллинги близ Дюссельдорфа, Бонна, Дармштадта, Мангейма,
Фридрихсхафена, Ганновера, Шнейдемюля и Ютербога. Некоторые из них имели
собственные газодобывающие заводы.
Германское морское воздухоплавание вступило в войну имея в составе
лишь один L-3, также был мобилизован гражданский цеппелин
«Виктория-Луиза», один полужесткий дирижабль системы Гросс-Базенах M-IV,
и два мягких «Парсеваля», предназначенных для учёбы и тренировок
экипажей.
Военные дирижабли находились в непосредственном подчинении у главного
командования; иногда они придавались фронтам или армиям. В начале войны
дирижабли выполняли боевые задания под руководством командируемых на
дирижабли офицеров генерального штаба. В этом случае командиру дирижабля
отводилась роль вахтенного офицера.
Благодаря гениальным конструкциям графа Цеппелина и фирмы Шютте-Ланц,
Германия имела в этой области значительное превосходство над всеми
другими странами мира, которое при правильном его использовании могло
принести большую пользу, в частности для глубокой разведки.
Первый цеппелин LZ 1, 1900 г.
Эффективность цеппелинов , как и немецкой авиации в целом, во времена первой мировой войны хорошо показано в художественных фильмах "Красный барон" , "Голубой крест" , "Крах Империи".